Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Скоро Йуд шват

Скоро Йуд шват. Я не очень понимаю, каким образом хабадники ухитряются игнорировать очевидный смысл стиха «Бати леГани», символизирующем седьмое поколение, заголовок и лейтмотив руководства Ребе. «Бати леГани» означает встречу. Встреча народа Израиля и Вс-вышнего — лицом к лицу. Не встреча раба и господина. Не встреча отца и маленького ребенка. Встреча двух молодых, но уже взрослых людей. В этом — суть. Приход Мошиаха — это «свадьба» Вс-вышнего и еврейского народа. Свадьба и супружеские отношения, как бы мы ни пытались расшифровывать это в контексте отношений Вс-вышнего и Израиля, подразумевают прежде всего зрелость и самостоятельность. Почему то вместо поколения встречи — хасида и Ребе, еврея и Вс-вышнего — это поколения стало поколением битуль. Хасид стремится подчиниться Ребе. Но — не пытается даже понять Ребе. «Ребе выше понимания» — говорят машпиим. «Мы понимаем в Ребе как кошка понимает в астрономии» — говорят машпиим. Возможно, мы кошки. Или обезьяны. Или ослы. Только это не «бати легани» — если мы не подозреваем Вс-вышнего в скотоложестве… Бати легани — это встреча равных. Без способности разговаривать на равных — с Б-гом, с Ребе — нет бати ле гани, нет геула, и нет Мошиаха. Хилун, секуляризация — это прежде всего требование разговора с Б-гом на равных. Хилони говорит — я не хочу верить в Б-га которых убивает невинных младенцев. В Б-га, который приносит столько страдания в мир. Это не значит, тчо он не верит. Это значит что он готов к диалогу — на равных. К сожалению, вся хазара битшува развивается в основном в направлении возвращения к коленопреклоненности перед Б-гом. Однако бати легани означает встречу. Хилун, отход от Торы, и последующее возвращение — имеют смысл лишь тогда, когда возвращение произойдет на следующем, более глубоком уровне. Более взрослом, и более равном. Хазара битшува как возвращение в ментальное гетто -бессмысленна. Бати леГани ахоти кала.