Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Читал в субботу Яира Каспи "Нисайон"

Читал в субботу Яира Каспи, «Нисайон». Яир Каспи — известный психотерапевт, практикующий по разработанной им системе «еврейской психологии». Совершенно светской, и при этом еврейской, базирующейся на еврйеских религиозных источниках. Ученик профессора Лейбовича. Пару лет назад вышла его книга «Искать Б-га». «Б-г есть. И он обращается к человеку постоянно. Только бесполезно искать Его среди религиозных — там есть только очень урезанная Его версия. И также бесполезно искать его среди светских — им «запрещено» верить в Него. » Основной посыл его второй книги — в свое время, кажется, я переводил что-то оттуда — «уволив Б-га, психологи решили одну проблему и породили массу других». В свое время прочитал вот эту статью http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4383076,00.html — с которой началось мое знакомство с системой Каспи. От второй книги уже нет такого впечатления новизны. Однако вопросы продолжают звучать. Если мы верим в «живого Б-га», в живой диалог Б-га с человеком, в то, что Б-г обращается к каждому человеку постоянно (а Яир Каспи верит в это) — как может это сочитаться с тем, что Б-жественная мудрость, кажется, застыла в тысячелетнем кодексе? Может ли такое быть — если мы верим, что миру всего 5775 лет, что последние 3300 лет воля Б-га и послание Б-га миру и человеку не изменились? Последние полторы тысячи лет — после окончательной кодификации — воля Б-га остается неизменной в мельчайших деталях? В чем то Каспи един с Гешелем. Воля Б-га и послание Б-га человеку — это мораль. Б-г пророков — это Б-г, призывающий к морали, а не к жертвам. «Ноу хау» иудаизма, в отличие от христианствва и буддизма — не «верую потому что абсурдно», и не уход в мистику. Ноу хау иудаизма — это мораль. Так как же мы дошли до жизни такой, что иудаизм превратился в символ аморальности? В символ насилия над личностью, над женщиной, над детьми? Когда мейнстрим иудаизма призывает ненавидеть страну в которой он живет, издевается над теми, кто идет ее защищать? Это то, что Б-г неизменно (последние двести лет) хочет? Или же Б-г хочет чего то другого? А детализированность кодекса ША сыграла с еврейством дурную службу, когда уже не нужно слушать голос Б-га, и требуется только слушать ШО и раввина? Каспи — психолог. Он не останавливается на общей морализации. Он идет дальше. Тебе плохо? Ты не находишь себе места? — Поищи, где ты пошел против собственной совести, против своих убеждений, просто потому что «так надо»! Поищи, где ты уклонился от исполнения своего шлихут, от своей миссии в мире. От того что Он от тебя хочет.