О чем эта глава (Вайера)? – О непопулярных решениях. О том, что это иногда необходимо. О том, что иногда необходимо плыть против течения и принимать супер-непопулярные решения.
Первое – это когда Авраам спорит с Б-гом. Как может человек спорить с Б-гом? – Оказывается, может. Авраам – может.
Потом – еще лучше. Дочери Лота поят своего отца допьяна, и сожительствуют с ним. Ну это уже вообще ни в какие рамки не лезет!
Да, конечно, они думали, что никого не осталось в живых после разрушения Содома. И все же… Что бы Вы сделали на их месте? Вопрос не риторический. Я как то читал переписку рава Шерло с религиозной женщиной под сорок лет, незамужней, ищущей способ забеременеть. Рав Шерло, кажется, разрешил ей пользоваться банком спермы, и вызвал огонь на себя. А почему собственно? Ведь это первоначальный женский инстинкт – забеременеть и родить ребенка! И это – возможно, один из самых главных уроков нашей главы. В ситуации «Дочерей Лота» - когда, возможно, никто не уцелел, и «нет мужчины чтобы прийти на нас как принято во всей земле» - они принимают очень непопулярное, и очень жизненное решение – напоить отца и забеременеть от него. Собственно, Тамар в аналогичной ситуации также приняла подобное решение – и переоделась в женщину легкого поведения.
Что интересно – и что объединяет оба эти сюжета – и там и там женщины, идущие на все, чтобы иметь детей. И там и там – это связано с Мошиахом. От Рут Моавитянки происходит царь Давид. От Рут моавитянки и потомков праведницы Тамар.
Наши мудрецы говорят «Мошиах приходит бегейсех даат». Возможно, что «гейсех даат» следует понимать так, что пока ты действуешь по правилам – все хорошо, только мошиаха невозможно привести играя по правилам. Иногда в человеке просыпается некое внутреннее чувство, некое внутреннее знание. Он знает, что он должен делать. Он может испугаться, списать это на «йецер». Тем самым он душит искру мошиаха в своей душе. Или может дать волю этому своему внутреннему знанию. И отправиться в путь – на поиски самого себя. На поиски своего внутреннего «Я».
Возвращение в Сион было мессианской идеей. Среди прочего – потому что они играли не по правилам. Они нарушили все правила – и (поэтому) победили. Нынешнее руководство страны пытается играть по правилам (или делает вид, что играет по правилам, скорее второе чем первое). Играя по правилам – можно выиграть много сражений. При этом - проиграть главное сражение своей жизни. Может быть поэтому, в известной истории с благословениями Ицхака - тоже все идет "не по правилам".
Может, Б-г просто не очень любит "очень правильных"? И, может, поэтому Шауля он отверг, а Давида (потомка той самой моавитянки Рут, да еще софек мамзера) принял и поставил пасти народ свой?
Может, поэтому в Геморе есть целая сугья про "хосид шойтэ"?
Шавуа тов!