Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Обещанная цитата из "хая хевратит" (стр 291)

Обещанная цитата из «хая хевратит» (стр 291) ========= Есть немало доказательство того, что человек рождается с определенными моральными основами, набором моральных чувств, которые задействувются в различных обстоятельствах Джонатан Гайдт, Джеси Грехем и Крейг Джосеф сравнили эти моральные основания с рецепторами вкуса. В точности как на языке человека есть различныые рецепторы, позволяющие нам ощущать четыре основных вкуса. Так наши моральные модули имеют различные «рецепторы», которые способны воспринимать различные моральные ситуации. И в точности также как различные культуры создали различныые кухни, построенные на нескольких общих восприятиях вкуса, так различные культуры создали различныые пути для понимания того, что такое хорошо и что такое плохо, и это основывается на нескольких совместных заботах. Вышеупомянутые исследователи выделяют пять основных моральных «забот»: перввая — это забота о честности и взаимности, относящаяся к взаимоотношениями «равный-не-равный» [замечу на полях — как это точно! Как часто мы слышим, как дети спорят между собой «это не честно!». Как много мы спорим здесь на тему, что мы не чувствуем себя равными в религиозном обществе] Вторая забота относится к области ущерба и помощи, включая в себя способноть сопереживать страданию других. Третья забота это авторитет/уважение. Человеческие общества имеют различную иерархию, и они реагируют с моральным возмущением, когда нечто, к чему они относятся с уважением, не удостаивается подобающего этому нечто отношению [Опять же классический пример — отношение к Любавичскому Ребе среди хасидов. Любая критика или даже попытка критического осмысления, попытка восприятия Ребе как человека — сталкивается с zero tolerance] Четвертая забота это чистота/мерзость. Модуль мерзости… отдаляет нас от всех видом нечистоты. Пятая, наиболее проблематичная забота — это преданность и отношение נאמנות והשתייכות Люди подразделяют себя на группы. Они очень остро ощущают свою преданность группе, даже если основа для членства в этой группе совершенно произвольна. И они ощущают резкое отторжение против тех, кто нарушают правила преданности в отношеии данной группы. Люди способны различить между членами своей группы и членами чужой группы в течение 170 миллисекунд.