Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Есть известный мидраш на тему что пока горы были маленькие можно было бить их палкой

Есть известный мидраш на тему, что пока горы были маленькие, можно было бить их палкой. А когда они выросли — нужно уже разговаривать с ними уважительно. Можно увидеть в этом мидраше основной вектор Торы — помочь человеку вырасти. «Пусть льется как дождь и как роса учение мое» — и объясняет Раши, что подобно тому, как дождь и роса выращивают травы, так слова Торы выращивают тех, кто учит их. Это — основной вектор и основная задача Торы — вырастить человека. Соответственно, в мидраше «вод раздора» мы видим, что у Моше есть проблема с тем, чтобы относиться к сынам Израиля как к взрослым и ответственным людям. Он продолжает видеть в них маленьких детей, которых нужно опекать, на которых можно кричать и даже бить палкой, если нужно. Но — маленькие дети не способны завоевать Эрец Исраэль! Выход из Египта подобен рождению. Тора дана маленьким детям — «дети наши ответственны за нас». Но чтобы завоевать Эрец Исраэль — нужно быть взрослым, «выходящим в армию». С 20 лет до 60 лет — человек «выходит в армию» — работать в мире, завовевывать мир — та же идея, что и завоевание Эрец Исраэль. И тут у Моше есть проблема. Он знает, как разговаривать с детьми. Он не знает, как разговаривать с взрослыми. Поэтому он не способен ввести сынов Израиля в Эрец Исраэль. Чтобы возглавить завоевание Эрец Исраэль — нужно видеть в своем народе взрослых и ответственных людей, а не «маленьких детей». Похоже, что современный харейдимный мир повторяет ошибку Моше. Я готов поверить, что в религиозном образовании есть что-то, необходимое психике маленького ребенка, чего нет в светском. Однако, для взрослой жизни требуется нечто совсем иное. Харейдимный мир стремится оставить человека в хейдере на всю жизнь — не дать ему выйти за стены гетто, не дать ему «выйти на войну» завоевания мира. Это — продолжение греха «вод раздора» От способности религиозного мира «вырасти» и выйти в мир, зависит, во многом, как будущее самого религиозного мира, так и будущее народа в целом