Есть известный мидраш на тему, что пока горы были маленькие, можно было бить их палкой. А когда они выросли - нужно уже разговаривать с ними уважительно.
Можно увидеть в этом мидраше основной вектор Торы - помочь человеку вырасти. "Пусть льется как дождь и как роса учение мое" - и объясняет Раши, что подобно тому, как дождь и роса выращивают травы, так слова Торы выращивают тех, кто учит их. Это - основной вектор и основная задача Торы - вырастить человека.
Соответственно, в мидраше "вод раздора" мы видим, что у Моше есть проблема с тем, чтобы относиться к сынам Израиля как к взрослым и ответственным людям. Он продолжает видеть в них маленьких детей, которых нужно опекать, на которых можно кричать и даже бить палкой, если нужно.
Но - маленькие дети не способны завоевать Эрец Исраэль! Выход из Египта подобен рождению. Тора дана маленьким детям - "дети наши ответственны за нас". Но чтобы завоевать Эрец Исраэль - нужно быть взрослым, "выходящим в армию". С 20 лет до 60 лет - человек "выходит в армию" - работать в мире, завовевывать мир - та же идея, что и завоевание Эрец Исраэль.
И тут у Моше есть проблема. Он знает, как разговаривать с детьми. Он не знает, как разговаривать с взрослыми. Поэтому он не способен ввести сынов Израиля в Эрец Исраэль. Чтобы возглавить завоевание Эрец Исраэль - нужно видеть в своем народе взрослых и ответственных людей, а не "маленьких детей".
Похоже, что современный харейдимный мир повторяет ошибку Моше. Я готов поверить, что в религиозном образовании есть что-то, необходимое психике маленького ребенка, чего нет в светском. Однако, для взрослой жизни требуется нечто совсем иное. Харейдимный мир стремится оставить человека в хейдере на всю жизнь - не дать ему выйти за стены гетто, не дать ему "выйти на войну" завоевания мира. Это - продолжение греха "вод раздора"
От способности религиозного мира "вырасти" и выйти в мир, зависит, во многом, как будущее самого религиозного мира, так и будущее народа в целом