Есть известный мидраш на тему что пока горы были маленькие можно было бить их палкой
Есть известный мидраш на тему, что пока горы были маленькие, можно было бить их палкой. А когда они выросли — нужно уже разговаривать с ними уважительно.
Можно увидеть в этом мидраше основной вектор Торы — помочь человеку вырасти. «Пусть льется как дождь и как роса учение мое» — и объясняет Раши, что подобно тому, как дождь и роса выращивают травы, так слова Торы выращивают тех, кто учит их. Это — основной вектор и основная задача Торы — вырастить человека.
Соответственно, в мидраше «вод раздора» мы видим, что у Моше есть проблема с тем, чтобы относиться к сынам Израиля как к взрослым и ответственным людям. Он продолжает видеть в них маленьких детей, которых нужно опекать, на которых можно кричать и даже бить палкой, если нужно.
Но — маленькие дети не способны завоевать Эрец Исраэль! Выход из Египта подобен рождению. Тора дана маленьким детям — «дети наши ответственны за нас». Но чтобы завоевать Эрец Исраэль — нужно быть взрослым, «выходящим в армию». С 20 лет до 60 лет — человек «выходит в армию» — работать в мире, завовевывать мир — та же идея, что и завоевание Эрец Исраэль.
И тут у Моше есть проблема. Он знает, как разговаривать с детьми. Он не знает, как разговаривать с взрослыми. Поэтому он не способен ввести сынов Израиля в Эрец Исраэль. Чтобы возглавить завоевание Эрец Исраэль — нужно видеть в своем народе взрослых и ответственных людей, а не «маленьких детей».
Похоже, что современный харейдимный мир повторяет ошибку Моше. Я готов поверить, что в религиозном образовании есть что-то, необходимое психике маленького ребенка, чего нет в светском. Однако, для взрослой жизни требуется нечто совсем иное. Харейдимный мир стремится оставить человека в хейдере на всю жизнь — не дать ему выйти за стены гетто, не дать ему «выйти на войну» завоевания мира. Это — продолжение греха «вод раздора»
От способности религиозного мира «вырасти» и выйти в мир, зависит, во многом, как будущее самого религиозного мира, так и будущее народа в целом