Последняя глава (Итро) поднимает также вопрос о взаимоотношениях между евреями и неевреями. То, что евреи - "дух" мира - это не я придумал, "как невозможно миру без ветров так невозможно миру без Израиля". Аврааму было сказано "и благословятся тобой все семьи земли".
Но наша глава Итро - Моше, женатый на дочери идолопоклонника. И этот (бывший) идолопоклонник, приход которого - необходимое условие Дарования Торы. "Ибо она - мудрость ваша в глазах народов" - почему Святая Тора хвалится тем, что она "мудрость в глазах народов".
Листал в субботу Розенцвейга. Не могу сказать, что много понял - язык там не продерешься. Но общее впечатление - человека, принадлежащего двум мирам, двум культурам, еврейской и универсальной, еврейской и христианской. И ищущего как навести мост между ними.
И как раз глава Итро. Наводит на "крамольные" мысли. Такими ли уже "предателями" являются ассимилированные евреи? Или, может, это часть Б-жественного плана? Часть "благословятся тобой все семьи земли"? Я не говорю, что нужно открыть все границы, стереть совсем, не дай Б-г, границу между Израилем и нациями. Однако, если вся идея - это, в конечном счете "один говорил Б-г два я слышал", что в Торе есть обращение также к народам мира, что Тора предусматривает некий диалог, некое общение между Израилем и народами - возможно, что слишком плотная граница также не является правильынм решением? Может быть тот массовый отход от Торы и ассимиляция последних двухсот лет - это также часть Б-жественного благословения "всем семьям земли"? Или, наоборот, реакция на слишком плотную стену, воздвигнутую между миром еврейства, и миром вокруг?
Понятно, я меньше всего собираюсь призывать к ассимиляции. Однако, это поднимает вопрос, как относиться к ассимилирвоанным евреям? Как они должны относиться к себе? Должны ли они сжигать мосты, приближаясь к еврейству?