Начал переводить статью проф. Й. Лейбовича "Социально-политический строй, как религиозная проблема".
Интересный анализ (статья напечатана в 1947 году):
Тора, со всеми ее заповедями, ставит нас перед самой серьезной проблемой в вопросе занятия определенной социо-политической позиции: Мы не знаем, являются ли все социально-политические законы Торы «лехатхила» или «бедиавад». Мы не знаем, предписывает ли нам Тора установить определенный социально-политический строй, определяемый ее заповедями, или же ее законы даны в отношении фактически существующего строя?
Пример, на что это похоже? На заповедь «не паши на быке и на осле вместе». Означает ли эта заповедь, что мы обязаны использовать в сельском хозяйстве лишь животную силу, чтобы создать возможность для исполнения данной негативной заповеди. Т.е., что Тора запрещает использовать в сельском хозяйстве машины, делающими ненужным использование животной силы, и таким образом, отменяющие эту заповедь? Или же — заповедь относится к ситуации, когда используют животных для полевых работ, и мы не обязаны создавать ситуацию специально?
Ясно, что каждый разумный человек предпочтет вторую альтернативу. Однако это не так просто в отношении социально-политического законодательства в Торе, предполагающего существование определенного строя.