С тех далеких до-хабадских времен, когда я еще открывал Гемару (ох. давно это было...) всплыла вдруг интересная фраза "не живи в городе, которым управляют талмидей хахамим" (Вики не даст соврать http://he.wikisource.org/wiki/%D7%A4%D7%A1%D7%97%D7%99%D7%9D_%D7%A7%D7%99%D7%91_%D7%90)
Собственно, почему?
Раши объясняет то, что он объясняет (они заняты учебой, и им некогда заниматься общественными делами), но мне всегда казалось что дело не только в этом.
Мир, как он выглядит в Торе, и мир как он в реальности - отличаются друг от друга.
У Любавичского Ребе есть характерная цитата "Яаков и Эйсав, о которых говорится в главе". Ребе отмечает, что Яаков и Эйсав, которые "В главе" - в Торе - это чистая и совершенная святость. Но вот встретить Эйсава в темном переулке - это совершенно другое переживание.
Талмид Хахам, мудрец Торы - как правило, воспринимает не мир, а некое его отражение - сквозь призму Торы. Т.е., он произносит те же самые слова, но при этом он имеет в виду не сами вещи, а их духовные "идеи". Соответственно, он легко может принять решение, не взвесив до конца его последствий в реальности.
Другими словами, у "мудреца Торы" зачастую нет "красных линий", и, уже один раз преступив - он не способен остановиться.
Первый такой "падший ангел", о котором нам рассказывает Тора - это царь Шаул. "годовалым ребенком был Шаул, когда встал на царство" - говорит Писание. Раши объясняет, что был безгрешен как годовалый ребенок. Только от этой безгрешности до самого большого греха оказался один шаг. Этому безгрешному ребенку перейти дорогу на красный свет и убить человека оказалось одно и то же.
Давид был другим. Он никогда не был ангелом. Он был отверженным, его прогнали куда подальше с глаз долой, чтобы он не позорил семью (было подозрение, что он внебрачный ребенок) - он с детства был человеком этого мира. Даже потом, став царем (и став также великим мудрецом Торы, так что "Гашем ито" - галаха идет по нему) - он видел за сухими словами закона человеческие судьбы.
Вс-вышний, как известно, отверг Шаула. А с Давидом заключил вечный союз. Вс-вышний не ждет от нас, чтобы мы были безгрешными, как годовалые дети. Однако Он вправе ожидать, что есть какие-то "красные черты", которых мы никогда не преступим.