Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

04

Плакатики у нас в Реховоте… Для тех кто не читает на иврите: Разрушители поколения! Яир Лапид разрушает снаружи! Обладатель айфона и т.п. — разрушает изнутри! Чес. слово — лучше уже «йехи» кричать, чем такое…
Нир Менуси — один из ближайших учеников рава Гинзбурга («крайне правого») — оказывается, начинал свой путь в еврейство у недавно скончавшегося рава Фрумана («крайне левого»). У него на странице — очень теплые и проникновенные воспоминания о раве Фрумане (на иврите, конечно) http://www.facebook.com/nirmenussi?fref=ts
Говорят, есть «иерусалимский синдром» — человек воображает себя то Наполеоном, то Машиахом, то царем Давидом… Похоже, есть еще «Московский синдром» (наблюдаемый, мне кажется, в основном в Хабаде) — каждый «русский», который приезжает туда работать — если он умеет читать и писать на иврите, и к тому же еще прочитал / написал пару книг — то он уже «хад бедара» «гаон-цадик», «раввин» и прочая. Скорее всего, потому, что конкуренция низка. В Эрец, барух аШем, есть много досов, много направлений, много раввинов. Все они между собой время от времени переругиваются, называют друг друга «койфрим», «фашистами» и проч. — но «потребитель» от этого только выигрывает — раввины (настоящие) знают свое место, открыты для критики, с ними можно не соглашаться и при этом оставаться в добрых отношениях.
חינוך, לא נועד לטשטש מחלוקות אבל הוא חייב להעצים מוסריות ואהבת אדם. (שי פירון http://www.facebook.com/shay.piron?fref=ts) Назначение воспитания — не затушевать разногласия, но» укрепить морял и любовь к ближнему. » Другими словами — воспитание — это воспитание культуры спора. Другими словами — Тора не говорит — нельзя спорить. Тора говорит — спорьте, даже воюйте, но при этом оставайтесь людьми…
Блин, только в Израиле: «гаарец» как всегда, отжигает (осторожно, блевотное: http://www.haaretz.co.il/opinions/.premium-1.1982934) Меня только одно радует в подобных статьях — что даже законченные смоланим обычно на такое реагируют матерной руганью (см. токбэки). И еще — я время от времени думаю, что если бы не арабо-израильский конфликт — то уже давно бы началась очередная «еврейская война» — между харейдим и хилоним, между мешихистами и анти, между марокканцами и ашкеназами и т.д. Общая внешняя угроза остужает пыл самых ярых атеистов, и сближает самые далекие фланги. Не то, что бы им за это спасибо, но по крайней мере, польза от этого тоже есть
Ошо не выходит у меня из головы (из книги «Зрелость»): Жизнь человека не следует делить на детство, молодость, старость – это не очень научно, потому что каждые семь лет начинается новый возраст, предпринимается новый шаг. В первые семь лет центр тяжести ребенка находится в нем самом, как будто он является центром всего мира. Вся семья движется вокруг него. Любая его потребность немедленно удовлетворяется, в противном случае он впадает в ярость, гнев, бешенство. Он живет как император, настоящий император… мать, отец – все они слуги, и вся семья существует только для него. И конечно, он думает, что так и со всем остальным миром. Луна восходит для него, солнце встает для него, времена года меняются ради него. Семь лет ребенок остается абсолютно эгоистичным, центрированным в себе. Если спросить психологов, они скажут, что семь лет ребенок остается мастурбативным, удовлетворенным самим собой. Ему ничего не нужно, никто не нужен. Он чувствует себя законченным.
Рав Гинзбург говорит что наивысший уровень в душе это Радло и он соответствует эмуна. Возможно что имеется в виду не просто вера или вера во Всевышнего а вера что од ихье тов вера в лучшее будущее несмотря ни на что. По русски это скорее надежда чем вера. Од ло авда тикватейну. Кав шел тиква мевателет кав шел цимцум
Ошо говорит, что «получательная» любовь — это вообще не любовь. Очень похоже на значение ивритского слова «аhава» — явно происходящего от יהב — давать, отдавать. (נתן переводится на арамейский יהב) Лоуэн пишет, что первый этап развития ребенка — сосательный (оральный). Можно предположить, что на этом этапе вообще нет любви — есть только бесконечное «желание получать». Опять же по Лоуэну — не получив положенное количество материнской любви — вместе с молоком матери — человек так и остается «сосательным» на всю жизнь — т.е., не способным любить, а спосообным только получать.
בל נזלזל בהערכת עוצמתה של נטייתנו החולנית, מעין מום גנטי, לקיים שרשרת בלתי פוסקת של מחלוקות שאינן לשם שמים: המחלוקות בן חסידים ומתנגדים, בין ציונים לבונדיסטים וקומוניסטים, שסטלין והיטלר שמו להן קץ נורא. המריבה והשנאה הקשה בין היישוב המאורגן לפורשים, וכל אלה הן דוגמאות בלבד. בהמשך הוא מדבר על לפיד: מה שחשוב לענייננו הוא קביעתו האמיצה שהמחלוקת אינה לגופם של דברים אלא לגופם של אנשים… מן המחלוקת הגדולה (של מחנה השלום מול מחנה «ארץ ישראל השלמה) לא נותר שמץ של ממשות, וכל כולה מחלוקת לשם מחלוקת, שנאת חינם, פסיכופתולוגיה ולא פוליטיקה.
«Закрытый мем» как известно указывает на Мошиаха — как говорится в стихе «лемарбе а-мисра» (закрытый мем в середине слова). Мем — это материнское начало — «има» (мать) «рехем» (материнское чрево) содержат букву «мем». Мем закрыт с четырех сторон. «Рахамим» (от «рехем» — Рут Калдрон) — это понимание и принятие без ограничений — мать принимает ребенка каким он есть в любой ситуации. Однако этот «закрытый мем» может стать смертельно опасным для ребенка — если он вовремя не покидает материнского чрева и материнской опеки. Она просто душит его и не дает ему развиваться.
Тора говорит человеку правду. Тора говорит человеку: ты способен согрешить — подобно Адаму. И не только согрешить — но и, стоя перед Вс-вышним, оправдываться и обвинять в своих проблемах своих близких. Тора говорит человеку: ты способен не только согрешить. Ты способен убить. Кто-то всерьез думает, что он лучше Каина? Каин и Авель — второе поколение от Адама — творения рук Вс-вышнего — кто-то действительно думает, что он лучше? Если Тора это ДНК человека — то Тора просто говорит нам, что у каждого есть ДНК Каина — убить, и сделать вид, что ничего не произошло, и оправдываться.
Рав Глуховский как-то сказал (наверное это был вечер хинух для родителей): «Зачастую дети вырастают, и восстают против родителей, или уходят из дома. Важно оставить им дверь открытой». Открытая дверь — это безусловная родительская любовь, не зависящая от того, что делают или как ведут себя наши дети.
Чрезмерный страх отнимает блеск жизни человека и всего живого и чувствующего. Нет в мире ничего более отвратительного и жестокого, чем он. Он раздувает всякую угрозу вне всякой пропорции, и затемняет сияние всякого блага, ибо под каждым благим делом он стремится разыскать некое тайное зло. Источник всякой слабости и всякого упадка – материи, морали либо разума –всего лишь страх, переходящий всякую грань. Он угрожает человеку, чтобы тот не предпринял ничего для собственного спасения, дабы не пошевелил и пальцем ради собственного избавления, ведь может статься, это повредит ему, ведь, возможно, он совершит некий грех, который не сможет искупить, пока не превращает его в человека слабого и расслабленного, пока он лени и безделия он не упадет во всяческое зло