Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вчера вечером дискутировали с одним уважаемым "русскоязычным раввином" по поводу следующего пассажа

Вчера вечером дискутировали с одним уважаемым «русскоязычным раввином» по поводу следующего пассажа: «Никогда не останавливайте супруга, желающего уйти. Может быть, он сам вернется, может — нет. Не останавливайте ни единым словом. Отпустите сразу и без возражений. Если вам удастся его вернуть, ситуация вернется снова и снова, уговаривать будет все труднее, а кончится все тем же — он уйдет. » Я заметил уважаемому «русскоязычному раввину», что это позиция скорее Ошо, чем иудаизма (не говоря уже о хасидизме и Хабаде и Ребе — есть несчетное число игрот Ребе по поводу шалом баит) Уважаемый «русскоязычный раввин» меня немедленно заблокировал. Огорчили две вещи: 1) Это какой то «новый иудаизм». Принято ругать дати-леумишных равов что они слишком «новаторствуют» в галахе. Я не готов здесь обсуждать правильно это или нет, но они по крайней мере осознают, что то, что они делают — это новаторство, и соблюдают осторожность, и не забывают отметить что это — новаторство, а не позиция классической галахи. Опять же — все их новации — объект публичной (и достаточно жесткой) дискуссии. Хабадские же раввины и в еще большей степени «раввины» в кавычках — подчас новаторствуют в куда большей степени, при этом ни словом ни полсловом не упоминая что это новаторство, или их собственное прочтение, или — еще хуже — их собственное «внутреннее ощущение» — не имеющее к галахе ровно никакого отношения 2) Я не знаю ни одного рава ни хабадского, ни дати-леумишного , который бы мог подписаться под вышеупомянутой фразой. Позиция Ребе, как я уже говорил, достаточно озвучена в игрот. Можно не соглашаться с позицией иудаизма и Ребе в этом вопрсое — но она вполне однозначна и направлена на сохранение семьи. Возможно, иудаизм это не лучшая форма организации человеческой жизни, возможно, без иудаизма проще и лучше, но когда человек приходит в магазин под названием «русскоязычный раввин» и покупает там товар под названием «иудаизм» — я не понимаю, почему под этой вывеской ему продают свободную любовь. 3) Наши «русскоязычные раввины» готовы быть «толерантны» ко всем, и со всеми, кроме тех, кто имеет наглость с ними не соглашаться, и еще большую наглость — спросить у них у них — откуда они это взяли. Для тех, кому это интересно — я уже, слава Б-гу, 7 лет как не «раввин города Брянска» — и чрезвычайно тому рад. Взять человека, который не учился в ешиве (это я) и назвать его раввином, да еще и раввином целого города — это обман и самообман. Когда то я считал это «шлихус», сегодня я понимаю, что участвовал в обмане (возможно, с благими намерениями, которыми, как известно, дорога известно куда мощена). [Понятно, что я продолжаю относиться с превеликим уважением к тому, что эти раввины (с кавычками и без) делают хорошего, но, как мне кажется, всем нам не помешает быть чуть скромнее и чуть осторожнее, тем более, когда речь идет о судьбоносных для каждого человека вопросах, тем более, когда речь идет о семьях, в которых уже есть дети. А от критики, как известно, никто не умирал]