Вчера вечером дискутировали с одним уважаемым "русскоязычным раввином" по поводу следующего пассажа:
"Никогда не останавливайте супруга, желающего уйти. Может быть, он сам вернется, может - нет. Не останавливайте ни единым словом. Отпустите сразу и без возражений. Если вам удастся его вернуть, ситуация вернется снова и снова, уговаривать будет все труднее, а кончится все тем же - он уйдет. "
Я заметил уважаемому "русскоязычному раввину", что это позиция скорее Ошо, чем иудаизма (не говоря уже о хасидизме и Хабаде и Ребе - есть несчетное число игрот Ребе по поводу шалом баит)
Уважаемый "русскоязычный раввин" меня немедленно заблокировал.
Огорчили две вещи:
- Это какой то "новый иудаизм". Принято ругать дати-леумишных равов что они слишком "новаторствуют" в галахе. Я не готов здесь обсуждать правильно это или нет, но они по крайней мере осознают, что то, что они делают - это новаторство, и соблюдают осторожность, и не забывают отметить что это - новаторство, а не позиция классической галахи. Опять же - все их новации - объект публичной (и достаточно жесткой) дискуссии.
Хабадские же раввины и в еще большей степени "раввины" в кавычках - подчас новаторствуют в куда большей степени, при этом ни словом ни полсловом не упоминая что это новаторство, или их собственное прочтение, или - еще хуже - их собственное "внутреннее ощущение" - не имеющее к галахе ровно никакого отношения
- Я не знаю ни одного рава ни хабадского, ни дати-леумишного , который бы мог подписаться под вышеупомянутой фразой. Позиция Ребе, как я уже говорил, достаточно озвучена в игрот.
Можно не соглашаться с позицией иудаизма и Ребе в этом вопрсое - но она вполне однозначна и направлена на сохранение семьи. Возможно, иудаизм это не лучшая форма организации человеческой жизни, возможно, без иудаизма проще и лучше, но когда человек приходит в магазин под названием "русскоязычный раввин" и покупает там товар под названием "иудаизм" - я не понимаю, почему под этой вывеской ему продают свободную любовь.
- Наши "русскоязычные раввины" готовы быть "толерантны" ко всем, и со всеми, кроме тех, кто имеет наглость с ними не соглашаться, и еще большую наглость - спросить у них у них - откуда они это взяли.
Для тех, кому это интересно - я уже, слава Б-гу, 7 лет как не "раввин города Брянска" - и чрезвычайно тому рад. Взять человека, который не учился в ешиве (это я) и назвать его раввином, да еще и раввином целого города - это обман и самообман. Когда то я считал это "шлихус", сегодня я понимаю, что участвовал в обмане (возможно, с благими намерениями, которыми, как известно, дорога известно куда мощена).
[Понятно, что я продолжаю относиться с превеликим уважением к тому, что эти раввины (с кавычками и без) делают хорошего, но, как мне кажется, всем нам не помешает быть чуть скромнее и чуть осторожнее, тем более, когда речь идет о судьбоносных для каждого человека вопросах, тем более, когда речь идет о семьях, в которых уже есть дети. А от критики, как известно, никто не умирал]