Различие между рабом и свободным человеком – это не только «классовое» различие, когда один из них – по воле случая – раб, а другой – свободен. Мы можем найти раба-интеллигента, дух которого полон свободы, и обратно, вольного человека, дух которого – дух раба. Внутренняя свобода – это тот возвышенный дух, возвышающий как отдельного человека, так и целый народ, быть верным своей внутренней сущности, душевному свойству Б-жественного образа в себе, и тогда он способен ощутить свою жизнь как жизнь, имеющую смысл и цель, жизнь, достойную называться жизнью. Иначе это в человеке, полном рабского духа, содержание его жизни никогда не смешивается в нем со свойством и сутью его души, но определяется лишь тем, что считается достойным и подобающим для другого, властвующего над ним той или иной властью – будь то власть формальная, либо моральная, в том, что тот – другой – находит достойным и подобающим.
Синдром "обученной беспомощности":
http://roytmaninstitute.org/forum/viewtopic.php?f=30&t=668&start=0
"Первые исследования были проведены на животных. Их помещали в клетку, через пол которой пропускали электрический ток, систематически, но с неравными промежутками времени. Таким образом, животное никогда не могло чувствовать себя в безопасности. Вначале после каждого удара током оно металось по камере в поисках спасения. Потом, как бы убедившись, что спасения нет и все усилия бесполезны, животное замирало, забивалось в угол камеры и с покорной безнадежностью ожидало следующего наказания. Это был типичный отказ от поиска, и животное расплачивалось за это своим здоровьем: у него выпадала шерсть (а остатки ее становились дыбом), появились желудочно-кишечные расстройства и язвы желудка, снижался аппетит, повышалось артериальное давление. Но обученной беспомощностью этот феномен был назван потому, что в этом состоянии животное не могло воспользоваться возможностями для спасения, даже если они неожиданно появлялись: если в клетку помещался рычаг, нажатие на который выключало ток, животное не догадывалось это сделать. В то же время наивное животное, еще не прошедшее длительной обработки, быстро пробовало нажать на рычаг и тем самым начинало контролировать ситуацию. Следовательно, при выработке обученной беспомощности животное учили, что от его поведения ничего не зависит" и далее: