(краткое переработанное изложение)
В конфликте между личным Провидением и свободой выбора хасидизм имеет смелость держать палку за оба конца. С одной стороны, подчеркивается, что все — включая грехи человека — происходит в результате личного Провидения. С другой стороны, обьясняется, что все, что происходит в реальности, проистекает из свободного выбора человека в корне его души. Ибо, когда Вс-вышний сотворил (и продолжает творить) свой мир, с кем он советуется? — С душами праведников. И поскольку "народ твой - все праведники", Он ведет их в соответствии с их собственной волей. Понятно, что это больше проявляется у действительно праведников. Также когда они находятся в материальном мире, о них говорится: "праведник постановляет и Вс-вышний исполняет", и даже "Вс-вышний выносит приговор, но праведник отменяет приговор".
Все, что происходит с праведником — "и народ твой все праведники" — это, по сути, его собственное решение. Так это как в отношении приказаний Вс-вышнего Аврааму, и так в отношении испытаний, которые он проходит. Цель всех испытаний — раскрыть самому Аврааму качество суда (дин, гвура), сокрытое в нем, в его бессознательном, и привести его к цельности — когда качество суда сливается в единое целое с качеством милости (во время испытания акейда).
Наша глава начинается с того, что Вс-вышний раскрывается Аврааму. Есть замечательная хасидская история, связанная с этим Б-жественным раскрытием Аврааму. По-видимому, большинство из нас ее слышали: