Показать все комментарии |
Глава 10
Пятый день
16. А козла очистительной жертвы
а козла очистительной жертвы. Это козел для добавочного жертвоприношения новомесячия. Три козла очистительных жертв были принесены в тот день: козел (как предписано для уполномочения; см. 9,3), и козел, принесенный Нахшоном (в качестве доброхотной жертвы), и козел новомесячия. Из них был сожжен только этот (последний). Здесь расходятся во мнениях мудрецы Исраэля: некоторые полагают, что он был сожжен из-за прикосновения к нему нечистоты; другие полагают, что он был сожжен из-за состояния скорби (в период между смертью и погребением близкого родственника), ибо он принадлежит к числу жертв, (предписанных) для всех поколений, однако в случае одноразовых жертв (двух других козлов) положились на Моше, который сказал относительно (одноразового) хлебного приношения: "... и ешьте его пресным" (несмотря на то, что вы в состоянии скорби) [Сифра; Звaxuм 101 а]. (Раши)
искал
искал (доискивался). (Повторение слова указывает на) два вопроса: Почему этот (козел новомесячия) сожжен и почему эти (два других козла) съедены? Так находим в Торат-коhаним. (Раши)
Моше, ивот, он сожжен. И разгневался он на Эльазара и на Итамара
на Эльазара и на Итамара. Из уважения к Аарону обратился к сыновьям и обнаружил свой гнев [Сифра]. (Раши)
, сынов Аарона, оставшихся, говоря
говоря (или: чтобы говорили, сказали). Сказал им: "Отвечайте на мои вопросы". (Раши)
: [Сончино]
козла же для жертвы грехоочистительной См. Ваикра, 9:15.
на Эльазара и на Итамара В Ваикра, 9:15 говорится, что Аhарон принес эту жертву. Однако Моше обращается к сыновьям Аhарона для того, чтобы не задеть достоинство первосвященника (Раши). (Сончино)
17. Почему вы не ели жертву очистительную на месте святом
почему вы не ели жертву очистительную на месте святом. Но разве они ели ее вне святого места? Ведь ее сожгли, что же означает "на святом месте"? Однако он сказал им так: "Не была ли она вынесена за завесы (двора) и поэтому стала недействительной? Ведь она пресвята, (а такие жертвы) становятся недействительными при вынесении (из двора) ". Но они сказали ему: "Нет (она не была вынесена) ". Сказал он им: "Если на святом месте была она, почему же вы не ели ее? А ее дал Он вам, чтобы снять вину и т. д. " - ибо когда священнослужители едят, владельцы (очистительной жертвы, в данном случае вся община) обретают искупление [Сифра]. (Раши)
, ибо святое святых она, и ее дал Он вам, чтобы снять вину общины
чтобы снять (простить) вину общины. Отсюда делаем вывод, что это был козел новомесячия (о нем спрашивал Моше), ибо он искупает вину (привнесения) нечистоты в Святилище и на посвященное, т. к. очистительная жертва восьмого дня (уполномочения) и очистительная жертва Нахшона не для искупления предназначались [Звaхим 101 б]. (Раши)
, искупить их пред Господом. [Сончино]
на святом месте Как того требует закон принесения грехоочистительной жертвы (см. Ваикра, 6:19).
чтобы брать на себя вину общества Таргум предлагает следующий вариант перевода: "Получить прощение". (Сончино)
18. Ведь не была внесена
ведь не была внесена.... Если бы она была внесена, вы (действительно) должны были сжечь, как сказано: "А всякая очистительная жертва, от крови которой будет внесено (в шатер собрания,... не должно есть ее, на огне сожжена будет") [6, 23] [ Пеcaxuм 82а]. (Раши)
кровь ее внутрьСвятилища, есть должны вы ее
есть должны вы ее. Вам надлежало есть ее, несмотря на то, что вы в скорби, "оненим". (Раши)
на святом (месте), как я повелел
как я повелел. (Как я повелел) вам в случае хлебного приношения [10, 12-13]. (Раши)
. [Сончино]
как я повелел Повеление приводится в Ваикра, 6:19. Моше говорит от имени Всевышнего. (Сончино)
19. И говорил Аарон
и говорил Аарон. "Говорение" (т. е. слово от этого корня) означает слова резкие, как сказано: "И говорил, роптал народ " [В пустыне 21,5]. Но возможно ли, чтобы Моше гневался на Эльазара и Итамара, а Аарон отвечал? Из этого видишь, (что они вели себя) так только из уважения. Они сказали: "Не подобает, чтобы наш отец сидел (молча), а мы говорили в его присутствии, и не подобает ученику противоречить своему учителю (Моше) ". Но, быть может, (они вели себя так потому), что Эльазар не умел ответить? Поэтому сказано: "И сказал Эльазар-священнослужитель воинам " [В пустыне 31,21] - следовательно, когда он желал того, он говорил в присутствии Моше и в присутствии глав общины. Я нашел это в Сифре зута. (Раши)
Моше: Ведь сегодня принесли
ведь сегодня
сегодня. (Т. е. днем, в этот день), но ночью (после дня кончины) скорбящему можно (есть от жертвоприношения), ибо (закон о) скорбящем-онен распространяется только на день погребения [Сифра, Звaxuм 100 б]. (Раши)
принесли. О чем это говорит? (Это не является ответом на упрек), но Моше спросил: "Быть может, вы кропили ее кровью, будучи "оненим" (в состоянии скорби, и поэтому предали ее огню), ибо скорбящий, совершая служение, делает его неосвящённым?" Сказал ему Аарон: "Разве они, простые священнослужители, совершили жертвоприношение? Жертвоприношение совершил я, первосвященник, (который его) совершает также в состоянии скорби ("онен") " [3вaxuм 101 а]. (Раши)
свою очистительную жертву и свое всесожжение пред Господом, и постигло меня такое
и постигло меня такое. Даже если погибшие были бы не моими сыновьями, а другими родственниками, по которым я должен скорбеть, как по ним, – например, все перечисленные в разделе для священнослужителей [21], из-за которых священнослужитель вправе лишиться (ритуальной) чистоты [Сифра]. (Раши)
. Если бы ел я очистительную жертву
если бы ел я очистительную жертву. Если бы я ел, было бы это благоугодно? (Раши)
сегодня, было бы (это) угодным Господу
было бы (это) угодным Господу. Если ты слышал в случае одноразовых святых жертв (таких, как хлебное приношение в восьмой день уполномочения и жертвоприношение Нахшона, что их может есть скорбящий-онен), ты не вправе делать послабление (и разрешать это также в случае) святых жертв, (предписанных) для всех поколений [Звaxuм 101 а]. (Раши)
"? [Сончино]
и говорил Аhарон Несмотря на то, что Моше обращается к сыновьям Аhарона, его упрек был обращен к брату (см. комм. к стиху 16). В этот день коhены должны были оставить мясо грехоочистительной жертвы себе. Съев мясо жертвы, они несут очищение от грехов всему народу, однако они, сомневаясь в своих заслугах, считали, что недостойны есть его. Ощущение собственного несовершенства было усилено смертью Надава и Авиhу. (Сончино)
20. И услышал Моше, и было это угодным в его глазах
и было угодным (верным) в его глазах. Признал (свою ошибку) и не постыдился (сделать это), говоря: "Я не слышал" (такого от Превечного, но сказал: "Я слышал и забыл") [Сифра, Звaxuм 101 б]. (Раши)
. [Сончино]
и понравилось это ему Моше согласился с тем, что коhены поступили правильно. (Сончино)
[*] Перевод Ф. Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим"