Показать все комментарии |
Глава 19
Шестой день
20. И нисшел Господь на гору Синай
и нисшел Господь на гору Синай. (Человек) мог бы (решить), что Он действительно спустился на (гору), поэтому сказано: "ибо с небес говорил Я с вами" [20, 19]. Это учит, что Он преклонил верхние и нижние небеса и разостлал их на (вершине) горы, как покрывало на ложе, и спустился на них трон славы (Превечного) [Mеxuльта]. (Раши)
, на вершину горы, и призвал Господь Моше на вершину горы, и взошел Моше. [Сончино]
и сошел Бог Раскрытие Божественного Присутствия в материальном мире описывается здесь глаголом "сошел". (Сончино)
21. И сказал Господь Моше: Спустись, остереги народ
остереги народ. Предостереги, предупреди их, чтобы им не восходить на гору. (Раши)
, чтобы не порывались
чтобы не порывались
(букв.: прорывали). Чтобы не разрушили, не расстроили своего положения (не покинули мест, где они должны стоять) из-за неудержимого стремления к Господу (и желания) узреть, и чтобы не подступили к горе. (Раши)
к Господу, видеть, (не то) падет из него много
не то падет из него много. Сколько бы ни пало из них, даже будь то один (человек), предо Мною считается "много" [Mexuльтa]. (Раши)
. [Сончино]
предостереги народ Чтобы они не поднимались на гору (Раши).
чтобы не прорывались они Через установленные границы.
желая увидеть Его В своем стремлении вблизи увидеть проявление Божественного Присутствия. (Сончино)
22. И также священнослужители
и также священнослужители (священнодетели). Также и первородные, которые исполняют служение [3евaхим 115 б]. (Раши)
, подступающие к Господу
подступающие к Господу. Чтобы совершить жертвоприношения. Они также не должны полагаться на свое преимущественное право, на свое достоинство, чтобы взойти. (Раши)
, должны освятить себя
должны освятить себя. Быть готовыми стоять на своих местах. (Раши)
, чтобы не пробил в них бреши
чтобы не пробил в них бреши. Имеет значение פרצה, брешь, пролом, - умертвит их и (тем самым) проломит брешь в их среде. (Раши)
Господь. [Сончино]
священнослужители Привилегией приносить жертвы обладали первенцы всех семей. До тех пор, пока Аhарон и его сыновья не были избраны в качестве единственных служителей в Храме, первенцы назывались священнослужителями (Раши, Ибн Эзра). Ср. Шмот, 13:2 и 24:5.
приближенные к Богу Привыкшие приносить жертвы.
дабы не поразил их Бог Букв. "не прорвался к ним". (Сончино)
23. И сказал Моше Господу: Не может народ
не может народ. Мне нет необходимости предостерегать их, ведь они уже были предупреждены три дня тому назад, и не смогут они взойти, ибо у них нет на то дозволения. (Раши)
взойти на гору Синай, ведь Ты остерег нас, сказав: Огради гору и освяти ее. [Сончино]
не сможет народ взойти на гору Моше выясняет у Всевышнего, почему повторяется предупреждение, которое уже было дано. Ответ Всевышнего (стих 24) показывает, что Творец видит сердце человека и его устремления и заповеди никогда не оказываются излишними или бессмысленными. (Сончино)
24. И сказал ему Господь: Иди, спустись
иди, спустись. И предостереги их во второй раз; ибо предупреждают человека перед совершением поступка и вновь предупреждают его во время совершения поступка [Mexuльтa]. (Раши)
. И взойдешь ты и Аарон с тобою, а священнослужители
и взойдешь ты и Аарон с тобою, а священнослужители.... Я мог бы (решить) что они также "с тобой", поэтому сказано "и взойдешь ты". Скажи отныне (т. е. понимай из этого): у тебя есть свое особое место, и у Аарона есть свое место, и у них есть свое место. Моше приближается больше, чем Аарон; Аарон – больше, чем священнослужители; а народ пусть ни в коем случае не нарушит расположения своего, чтобы взойти (на гору) к Господу [Mexuльтa]. (Раши)
и народ не должны порываться взойти к Господу, чтобы Он не пробил в них бреши
чтобы Он не пробил в них бреши. Хотя (слово יפרץ ') отмечено знаком "хатаф-камец", оно не отходит от своей (нормативной) грамматической формы, ибо таково правило: в слове, отмеченном знаком "мелопум", ("холем", в последнем закрытом слоге), когда после него стоит "макаф", огласовка меняется на "хатаф-камец". (Раши)
. 25. И спустился Моше к народу, и сказал им
и сказал им. (Передал им) это предостережение. (Раши)
(это). Глава 20 [Сончино]
и сказал им Повторил предупреждение.
В следующей главе приводятся Десять заповедей. Этот отрывок выделяется как при чтении в синагоге, так и при изучении законов Торы. В ашкеназских общинах принято вставать, когда во время чтении Торы доходят до этого отрывка. (Сончино)
Глава 20
1. И говорил
и говорил
все эти речи
все эти речи. Учит, что Святой, благословен Он, изрек десять речений-заповедей в одном речении, что для человека является невозможным. Но тогда для чего сказано еще раз "Я... " и "да не будет у тебя... " (т. е. почему повторяются первые две заповеди)? Потому что Он особо повторил каждую заповедь в отдельности (т. е. две первые заповеди, а остальные восемь заповедей были изречены Моше, как просили сыны Исраэля). (Раши)
, сказав
сказав (так). Это учит, что они отвечали "да" на "да" и "нет" на "нет" (т. е. отвечали утверждением на заповедь повелевающую и отрицанием на заповедь запретительную). (Раши)
: 2. Я Господь,
Который вывел тебя из земли Мицраима. То, что Я вывел вас, (исход сам по себе) стоит того, чтобы вы Мне покорялись. Другое объяснение: На море Он явил Себя могучим воителем, а здесь явил Себя милосердным старцем. Как сказано: "и под Его ногами подобие кирпича сапфирового" [24, 10] – это было пред Ним в пору (их) порабощения;"и как само небо" – когда они были избавлены (см. Раши к 24, 10). Поскольку Я предстаю в разных обликах, не скажите, (что) есть две власти, два правителя. Я Тот, Кто вывел тебя из Мицраима и (Кто творил чудеса) на море. Другое объяснение: Они слышали много голосов, как сказано: "голоса... " [20, 15] – голоса доносятся с четырех сторон: и с неба, и с земли – поэтому не скажите, что есть множество властей (правителей мира). А почему сказано в единственном числе "твой
, из дома рабского
из дома рабского. Из дома Паро, рабами которого вы были. Или, быть может, это говорит: из дома рабов (т. е. из дома, принадлежащего рабам, и означает), что они были рабами рабов? Поэтому сказано: "и избавил тебя из дома рабского, от руки Паро, царя Мицраима" [Речи 7, 8]. Говори отныне (т. е. сделай из этого вывод): они были рабами царя, но не рабами рабов (и, следовательно, "из дома рабского" означает: из дома, где вы были рабами) [Mexuльтa]. (Раши)
. [Сончино]
Я - Бог, Всесильный твой Первая из Десяти заповедей. Это предложение, несмотря на его повествовательную форму, является повелением, обращенным к человеку. По мнению Рамбама, оно обязывает человека верить в существование и абсолютное могущество Всевышнего.
Я Иврит: анохи. Все заповеди даются от имени Того, Кто раскрывается человеку как Бог, требующий повиновения, проявляющий любовь, ревнующий, наказывающий, помогающий и спасающий. Именно это позволяет Всевышнему обратиться к человеку от имени первого лица - анохи. Принципиальность и важность такого обращения становится понятной, если на мгновение представить себе, что повеления могли быть даны от неодушевленного "оно": так, словно говорит природа, не реагирующая на чувства и переживания человека. Бог Израиля - не только Источник жизни и силы, но и Тот, Кто ведет диалог с человеком и формирует его разум и эмоциональный мир. В этом состоит отличие иудаизма от всех религий и научных концепций, которые основываются на представлениях о "мировом разуме", который настолько велик и всеобъемлющ, что не может соотноситься с человеком и ориентироваться на мир его представлений и переживаний.
Всесильный твой Все заповеди сформулированы так, чтобы каждое поколение чувствовало, что эти слова обращены к нему ничуть не в меньшей степени, чем ко всем предыдущим, и чтобы одновременно каждый человек ощутил, что это имеет самое непосредственное отношение к нему лично.
Который вывел тебя из Страны Египетской Всевышний говорит о Себе не как о Том, Кто сотворил небо и землю, а в первую очередь подчеркивает, что Он - Тот, Кто проявляет Свое Присутствие через события, происходящие с еврейским народом. Исход из Египта был моментом наиболее сильного раскрытия Божественного Присутствия на протяжении всей истории человечества. Анализируя события исхода и все связанные с ним чудеса, человек может отчетливо представить себе могущество, любовь и справедливость Всевышнего. "Основополагающим принципом, определяющим в жизни еврея всН, является не простой постулат, что Бог - один, но вера и уверенность в том, что Он - один, единственный и истинный Бог - является моим Богом, моим единственным повелителем и правителем, не оставляющим меня никогда" (hирш).
Несмотря на то, что эта заповедь обращена только к еврейскому народу, все народы мира обязаны извлечь из нее урок. Они должны осознать, что основное желание Всевышнего - дать человеку свободу и что любое порабощение человека человеком противоречит Его воле. В этом плане всю историю человечества можно рассматривать как постоянно нарастающее проявление воли Всевышнего, находящее все более полное выражение в обретении народами в целом и каждым человеком в частности свободы и независимости, основанных на справедливости и доброте. (Сончино)
3. Да не будет у тебя
да не будет у тебя. Для чего это сказано? Поскольку говорится: "не делай себе... ", мне (известно) только, что запрещено делать (идолов). Но откуда известно, что нельзя держать у себя уже изготовленного (идола)? Поэтому сказано: "да не будет у тебя". (Раши)
божеств чужих
божеств чужих (других). Которые не есть
пред Моим лицом
при Мне (пред Моим лицом). Пока Я есть (т. е. вечно и бесконечно; ср. Вначале 11, 28, где сказано "пред лицом Тераха, своего отца", что означает: при жизни своего отца). Чтобы ты не сказал: Только тому поколению была дана заповедь, (запрещающая) идолопоклонство [Mеxильтa]. (Раши)
. [Сончино]
да не будет у тебя иных богов Так как не существует никаких других богов.
кроме Меня Ни к ангелам, ни к людям, объявленным святыми, нельзя относиться как к божествам. Запрещено обращаться к ним или к кому бы то ни было с молитвой. Эта заповедь запрещает верить, что кто-то обладает самостоятельной, неподвластной Всевышнему силой, будь то элементы зримого мира или воображаемые злые духи, колдуны и т. п. (Сончино)
4. Не делай себе изваяния
изваяния. Потому что (его изготовляют) ваянием (высекают, вырезают; корень פסל имеет это значение). (Раши)
и никакого изображения
и никакого изображения. Изображения того, что на небесах. (Раши)
того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли. [Сончино]
изваяния Запрещается служить Всевышнему иначе, чем это установлено законом Торы. Нарушение правил служения Всевышнему считается идолопоклонством.
и всякого изображения Ни одно изображение нельзя использовать даже как намек на свойства или характеристики Всевышнего.
того, что на небе наверху Имеются в виду светила, планеты и любые другие небесные тела. Поклонение звездам было особенно распространено в Междуречье, откуда ушел Авраhам.
и того, что на земле внизу Имеются в виду животные и растительный мир. Поклонение животным было особенно характерно для Древнего Египта.
и того, что в воде ниже земли Рыбы, морские животные и воображаемые чудовища, обитающие в морских глубинах. (Сончино)
5. Не поклоняйся им и не служи им; - ибо Я Господь,
, поминающий вину отцов сыновьям до третьего и четвертого поколения ненавидящих Меня
ненавидящих Меня. Согласно Таргуму, когда они удерживают в своих руках (зло) деяние своих отцов (т. е. следуют их дурному примеру) [Санhедрин 27 б]. Но Он хранит благое дело, совершенное человеком, чтобы вознаградить до тысячных поколений (т. е. самое меньшее до двухтысячного). Таким образом, мера доброго воздаяния превосходит меру кары в соотношении один к пятистам, ибо эта (кара распространяется) на четыре поколения, а та (доброе воздаяние) – на тысячи (самое меньшее на две тысячи поколений) [Тосефта Сота 4: см. Раши к 34, 7]. (Раши)
. [Сончино]
Бог-ревнитель Под ревностью в данном случае имеется в виду требование неукоснительно соблюдать закон во всех его деталях и подробностях. При этом предполагается, что малейшее отклонение от требований закона повлечет за собой строгое наказание. Ревнитель отличается от судьи тем, что его поведение несвободно от эмоций. Он не только борется соблюдение закона, но и переживает, что преступник не понял необходимости соблюдения закона и его красоту. Это свойство Всевышнего можно сравнить со стремлением родителей уберечь своих детей от любого дурного влияния. Ревность Всевышнего проявляется тогда, когда человек пытается подменить Творца кем-то или чем-то другим.
В отличие от сынов Израиля, народы древнего мира верили, что поклонение большому числу богов приносит народу богатство и дает силы, что чем обширнее пантеон - тем богаче и могущественнее народ. (Поклонение множеству богов возможно только в том случае, если в сознании людей прочно укоренилось представление о том, что каждое божество в той или иной степени готово мириться с существованием другого.) Ревность Всевышнего не допускает даже отдаленного намека на возможность существования кого бы то ни было, кто обладает самостоятельной силой. (Существование самостоятельной силы должно было бы привести к необходимости обращаться к ее носителю с молитвой и служить ему, чтобы найти милость в его глазах.)
карающий за вину отцов детей Тора далека от того, чтобы требовать наказания для ни в чем неповинных детей, родители которых совершили преступление. "Душа, которая согрешила, должна умереть", - провозглашает пророк Йехезкель общий принцип, а в книге Дварим (24:16) приводится конкретный закон: "Да не будут умерщвлены отцы за детей и дети да не будут умерщвлены за отцов - каждый смерти будет предан за свой грех". Однако жизненный опыт показывает, что если дети не несут непосредственной ответственности за преступление родителей, то опосредованно несколько поколений могут расплачиваться за чье-то нечестное или аморальное поведение, за неверные представления о Всевышнем и Торе или за измену вере. Дурной пример, показанный отцом, может испортить жизнь детей. Поэтому для всех, кто верит в Бога, дополнительной сдерживающей силой, удаляющей от совершения преступления, кроме боязни нарушить волю Всевышнего, должна быть любовь к собственным детям, на которых поведение и мировоззрение родителей всегда оказывают сильное влияние. Для каждого должно быть очевидно, что если родители, совершая дурной поступок, так или иначе осознают недопустимость своего поведения, то дети, сочтя их поступки нормой, будут поступать так же и, будучи лишены возможности осознать, что совершают преступление, не смогут раскаяться.
Возможен и другой перевод этих слов Торы - "помнящий грехи отцов, [отразившиеся] на детях". Т. е. Всевышний, наказывая за грех, определяет ответственность каждого в зависимости от того, явилось его преступление сознательным нарушением закона или результатом извращения морали, которое уже в предыдущем поколении стало нормой. Высший Судья принимает во внимание испорченность и дурное влияние среды. Таким образом, мера суда сочетается с мерой милости. Вплоть до третьего, а иногда и четвертого поколения Всевышний дает возможность людям исправить те грехи, которые стали обычным поведением еще для отцов и дедов.
тех, кто ненавидит Меня Только отсутствие любви ко Всевышнему может быть причиной нарушения закона на протяжении длительного времени. Отсутствие стремления найти истину и приблизиться к Творцу позволяет грехам укорениться. Поэтому тех, кто не исправил грехи на протяжении нескольких поколений, Всевышний называет "ненавидящими Меня". (Сончино)
6. И милость творящий тысячным (поколениям) любящих Меня и соблюдающих Мои заповеди. [Сончино]
на тысячи поколений Это выражение не описывает ту награду, которую дает Всевышний соблюдающим закон, а показывает, во сколько раз милость Всевышнего превосходит меру Его суда. Когда речь шла о наказании за преступления, говорилось о трех или четырех поколениях. Когда говорится о любви Всевышнего, упоминаются тысячи поколений.
любящим Меня Любовь ко Всевышнему - краеугольный камень иудаизма. Повиновение Всевышнему, исполнение Его заповедей проистекает не только из-за боязни вызвать Его гнев, но в не меньшей степени из-за любви человека к Богу. (Сончино)
7. Не возноси Имени Господа (не клянись им) напрасно
, ибо не простит Господь тому. кто возносит Имя Его напрасно. [Сончино]
не произноси имени Бога Не клянись именем Всевышнего.
попусту Напрасно. Напрасной клятвой считается как ложная клятва, так и клятва, произнесенная без всякой необходимости.
Всевышний обладает свойством святости, свято также и Его имя. Позволено клясться именем Всевышнего, только если человек полностью уверен в правдивости своего заявления. Но и в этом случае произнесение клятвы допустимо только по требованию суда в строго определенных законом случаях. По обычаю, не произносят имя Всевышнего в разговоре на будничные темы.
ибо не простит Не оставит его безнаказанным. Прежде, чем вызванный в суд произносил клятву, мудрецы предупреждали его о той ответственности, которая ложится на человека, произносящего клятву. (Сончино)
8. Помни
помни
זכור. Это неопределенная форма глагола, подобно "ושתו אכול есть и пить" [Йешаяhу 22,13], "הלוך ובכה идя и плача" [II IIIмуэля 3, 1б]. И таково значение (этого слова): обратите сердце ваше, чтобы всегда помнить день субботний, — если встретится тебе хорошая вещь (хорошие плоды или какая-либо другая пища), отложи ее для субботы [Mexuльтa]. (Раши)
. "Помни" и "храни, соблюдай" были произнесены в одном речении. И также "оскверняющий ее (субботу) да будет предан смерти" [31, 14], (что, казалось бы, не согласуется с) "а в день субботний двух агнцев (во всесожжение) " [В пустыне 28, 9] (здесь предписывается действие, которое, будь оно совершено в субботу для какой-либо другой цели, являлось бы осквернением.) И подобно этому: "не надевай платья из смеси (шерсти со льном) " [Речи 22, 11] и "кисти сделай себе" [там же 22, 12] (шерстяные кисти также и на льняном платье). И также: "наготы жены брата твоего (не открывай) " [И воззвал 18, 16] и "деверь ее пусть войдет к ней" [Речи 25, 5] (т. е. брат покойного мужа должен жениться на ней). (В каждой из этих трех пар первое повеление является запретительным, а второе предписывающим. Оба повеления были произнесены в одном речении: определенное действие запрещается в обычных условиях и предписывается при наличии особых обстоятельств. В паре "помни" и "храни" первая заповедь является предписывающей, вторая - запрещающей нарушение субботнего покоя). Об этом сказано: "Однажды говорил
день субботний, чтобы святить его. [Сончино]
помни Эта заповедь начинается со слова "помни" и не разъясняет сути субботы. Предполагается, что евреям уже хорошо знакомы как законы, так и сущностные особенности этого дня. Знание о субботе связано не только с дарованием мана, который выпадал в шестой день в двойном размере и не выпадал в субботу, но и с древней традицией, передаваемой от праотцев (см. Примечания к книге Брейшит, стр. 245). Объясняя конкретное содержание этой заповеди, мудрецы говорят, что требование помнить день субботний предполагает обязанность готовиться к этому дню, помнить о нем даже в будни и рассказывать о его святости, распространяя тем самым влияние субботы на будние дни. Но главная обязанность, вытекающая из повеления помнить день субботний, заключается в том, чтобы произнести слова, подчеркивающие особенность этого дня, и воздать хвалу Всевышнему, даровавшему сынам Израиля день, отмеченный печатью святости. Мудрецы определили порядок исполнения этой заповеди, составив благословение, выражающее благодарность Творцу. Перед этим благословением, подчеркивающим особенность субботнего дня, мудрецы обязали произносить благословение над вином и тем самым связывать благословение за день отдыха с субботней трапезой.
день субботний Корень шават имеет значение "прекратить". Шабат - "прекращение" (имеется в виду прекращение работ).
чтобы освятить его Святость понимается как выделенность. Суббота должна быть выделена тем, что в этот день прекращаются все работы. Однако устранение от работы не является самоцелью: освободившееся время и силы должны быть использованы для молитвы, изучения Торы, праздничной трапезы, во время которой в песнях (змирот) воздается хвала Всевышнему. На протяжении веков сложился порядок субботних молитв, чтения Торы и изучения тех или иных священных текстов. Влияние субботы на характер еврейского народа трудно переоценить. День отдыха, направленный на увеличение духовной составляющей в жизни человека, - это своеобразный цементный состав, укрепляющий единство народа и его связь с Творцом. Нарушение законов субботы наносит непоправимый ущерб как душе человека, так и всему обществу. (Сончино)
9. Шесть дней работай и делай всякое твое рукомесло
и делай всякое твое рукомесло. При наступлении субботы пусть будет в твоих глазах, как будто вся твоя работа выполнена, чтобы ты не помышлял о работе [Mexuльтa]. (Раши)
. [Сончино]
шесть дней работай Человек не имеет права полностью отстраниться от работы и объявить все дни недели святыми. Всевышний, сделав человека соучастником Творения, возложил на него обязанность преобразовывать окружающий мир. Именно поэтому труд человека создает условия для субботы, так же как работа по созданию сосуда позволяет наполнить его содержанием. Ни один мужчина и ни одна женщина не освобождены от обязанности трудиться и выполнять ту или иную работу. Мудрецы предупреждают: безделье приводит к тому, что человеком овладевают дурные мысли и желания. Даже занятия Торой рекомендуется сочетать с трудом. Семидневный цикл, определяющий пропорции труда и отдыха, как бы заложен в самой природе. Интересно, что Первая Фрацузская Республика установила вместо семидневного десятидневный цикл (девять рабочих дней и день отдыха) - эксперимент этот не удался.
всю работу Иврит: млаха. Продуманное действие человека, направленное на достижение конкретной цели (в отличие от бессмысленных действий или игры). (Сончино)
10. А седьмой день — суббота Господу,
ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь. Это малолетние. Или, быть может, (в виду имеются) только взрослые? (Однако ты вынужден) признать, что они уже были предупреждены (о запрете работать в субботу, ибо сказано "ни ты"). Следовательно, это имеет своей целью предупредить взрослых о субботнем покое детей (т. е. родителям вменяется в обязанность заботиться о том, чтобы дети соблюдали субботу) [Mexuльтa]. Об этом учим в Мишне [Шабат 12 la]: "Если малолетний хочет погасить (огонь в субботу), мы не слушаем его (т. е. не позволяем ему сделать это), так как его субботний "покой вменяется тебе в обязанность". (Раши)
, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой скот, ни твой чужеземец, который в твоих вратах. [Сончино]
суббота, - Богу День, посвященный молитве Всевышнему, изучению Торы, хвалебным и благодарственным гимнам. Все это дает человеку истинную радость от ощущения приближения к Творцу.
не совершай никакой работы В тексте Торы не приводится список тех работ, которые запрещено выполнять в субботний день. Устная традиция понимания текста Торы, передаваемая от Моше-рабейну и записанная в Мишне, называет 39 видов работ, которые запрещено совершать в субботу. Эти работы являются типовыми действиями (пахота, засев поля, вынос предметов с огороженной территории на неогороженные площади, зажигание огня, письмо, изготовление материи и т. д.), и каждое из них служит для определения целого класса действий, которые запрещено производить в субботу. Стремясь еще более подчеркнуть выделенность субботы, мудрецы запретили производить целый ряд действий, которые изначально не попадают ни в один из видов тридцати девяти запрещенных работ. Эти запреты получили название мишум швут - "ради субботнего покоя". Таким образом, были созданы условия, при которых человек на протяжении всего дня ни на мгновение не забывает о святости субботы и об ее отличии от обычных дней. Закон запрещает обращаться с просьбой к любому еврею, даже если он постоянно нарушает субботу, и просить его совершить какое-либо запрещенное в субботний день действие. Но все субботние запреты отменяются, если возникает хотя бы малейшая угроза жизни еврея. Это правило мудрецы Талмуда аргументируют, исходя из стиха Торы (Ваикра, 18:5): "Соблюдайте же установления Мои и законы Мои, исполняя которые, человек живет ими". Заповеди Всевышнего направлены на то, чтобы сохранить человеку жизнь и продлить ее, и следовательно, они не могут быть причиной ее сокращения.
ты Человек отвечает не только за себя. Он должен обеспечить условия для субботнего отдыха всем, кто от него зависит.
ни раб твой, ни рабыня твоя Ср. Дварим, 5:14. Имеются в виду как раб-еврей, так и раб-нееврей. Еврей может быть продан в рабство только по решению суда в качестве наказания за воровство. При этом с него не снимается обязанность исполнения всех основных заповедей. На раба-нееврея, статус которого отличается от статуса раба-еврея, тем не менее распространяются все запреты, включая запрет совершения работ, запрещенных в субботу (см. прим. к Шмот, 23:12). "Суббота является даром Всевышнего и самым удивительным аспектом религиозной жизни. Кажется, нет ничего более простого и естественного, чем выделить один из семи дней недели для отдыха от работы. Однако ни один правитель в мире не догадался ввести подобное постановление. Для греков и римлян еврейская суббота служила предметом насмешек: они не в состоянии были понять, как устранение от действия может быть служением Богу. Но истинной причиной их неприятия субботы было то, что день всеобщего покоя мгновенно стирает различие между высокомерными господами, гнушающимися труда, и рабами, не знающими отдыха" (Б. Джейкоб).
ни скот твой См. комм. к Дварим, 5:14. Повеление обеспечить отдых скоту означает, что человек не должен, используя скот, выполнять запрещенные в субботу действия.
ни пришелец твой Человек, который присоединился к еврейскому народу, пройдя гиюр.
который во вратах твоих Обычное выражение, указывающее на принадлежность к общине. (Сончино)
11. Ибо шесть дней созидал Господь небо и землю, море и все, что в них, и почил Он в седьмой день
и почил Он в седьмой день. Он как бы говорит о покое (предписывает покой) применительно к Себе (см. Раши к 31, 17), чтобы сделать из этого заключение a fortiori относительно человека, труды которого связаны с напряжением сил и с утомлением, -чтобы он покоился в субботу [Mexuльтa]. (Раши)
. Потому благословил Господь день субботний и освятил его
благословил... и освятил его. Благословил маном, удвоив его (количество) в шестой (день, так что было) хлеба вдвое; и освятил маном, тем, что он не падал в этот (день) [Mexuльтa]. (Раши)
. [Сончино]
и почил Букв. "отдыхал". См. комм. к Брейшит, 2:1-3.
В этом предложении подчеркнут еще один аспект субботы. Мудрецы разъясняют, что соблюдение субботы есть свидетельство для самого человека, для еврейского народа и для всего человечества о том, что у мира есть Творец, создавший его с определенной целью: дать свободу и радость человеку. Талмуд говорит, что после того, как были созданы небо и земля, когда на протяжении шести дней, по повелению Всевышнего, раскрывались все новые и новые силы, материя как бы начала выходить из повиновения, продолжая постоянно увеличиваться. Пока голос Всевышнего не остановил на нее, сказав: "Достаточно! До сих пор, но не более того!". В жизни человека, созданного по подобию Творца, повторяется та же самая ситуация: будучи занят трудом, человек все более и более погружается в материальные проблемы, и ему необходимо остановиться и отстраниться от труда, чтобы набрать духовные силы и придать святость всем делам рук своих. Суббота называется зикарон лемаасэ брейшит - "напоминание о сотворении мира". И как Всевышний в определенный момент остановил процесс Творения, сказав: "Достаточно!", - так и человек в своей созидательной деятельности по преобразованию природы и раскрытию все новых ее сил должен в какой-то момент остановиться и сказать: "До сих пор!". Субботний отдых призван помочь человеку осознать необходимость иногда останавливаться и привносить духовность во все виды своей деятельности. Это обеспечит ему благословение, подобное тому, которое субботний день распространяет на будни. В противном случае, все его победы над окружающей средой и силами природы могут привести к обратному результату: раскрытые им природные силы выйдут из-под контроля, сломают ограничения и, не дай Бог, раздавят человека, наделенного разумным и духовным началом.
благословил Бог день субботний Еврею, соблюдающему субботу, Всевышний дает особое благословение, раскрывая его духовный потенциал (см. комм. к Брейшит, 2:3). Суббота помогает человеку освободиться от рабства, которое навязывают ему и природа, и народы мира, не признающие закон Всевышнего. Труд придает человеку достоинство, раскрывая его возможность реализовать свое творческое начало. Но и перерыв в работе и отдых от труда также являются источником успеха, богатства и уважения со стороны окружающих. Посвятить один день в неделю Всевышнему - это на самом деле привилегия только тех, кто исполняет волю Творца.
и освятил его Святость означает выделенность. Всевышний выделил субботу, сделав ее противоположностью рабочим дням, раскрывающим физические и творческие возможности человека, направленные на преобразование материального мира. Всевышний придал субботнему дню особое свойство: оказывать особенно плодотворное влияние на духовный мир человека. Воздействие субботы дня остается скрытым от человека, единственное его явное проявление - это великая, необычная радость, возникающая с наступлением субботнего дня. Эту радость испытывает любая еврейская душа. Пророк Йешаяhу, описывая сущностную сторону субботы, подчеркивает то удовольствие и наслаждение, которое испытывает в этот день еврей. В молитве тоже подчеркивается, что основная характеристика субботы - это радость и удовольствие. "Суббота привнесла небеса в каждый еврейский дом, наполняя его долгожданным и благословенным миром, превращая каждый дом в святилище, отца - в священника, а мать и хозяйку дома, зажигающую перед самым наступлением субботы свечи, - в ангела света" (Б. Джейкоб).
Субботний день устраняет тревоги и горести, заботы и усталость. Любой пост, выпадающий на субботу, переносится на другой день, так как поститься в субботу запрещено. (Исключением является Йом-Кипур, который, в отличие от других постов, является не столько выражением раскаяния, сколько помогает человеку отстраниться от материи и ее воздействия и приблизиться к духовным мирам, что по своей идее соответствует целям субботы. Поэтому Йом-Кипур называется Субботой суббот, и пост этого дня должен соблюдаться даже в субботу.) Наступление субботнего дня прерывает время траура. Отдельной субботней обязанностью является устройство трех праздничных трапез, когда за столом не только едят, но и поют субботние песни (змирот), которые придают этому дню неповторимую атмосферу. Мудрецы называют особое влияние субботы на душу еврея "дополнительной душой", поскольку в этот день человеку даются дополнительные возможности радоваться и получать удовольствие от духовного потенциала субботы.
Невежественные и недоброжелательные критики высмеивали и продолжают высмеивать постановления наших мудрецов, ограничивающие деятельность человека в субботний день. Все многочисленные запреты субботы они называют "невыносимым бременем", не понимая, а чаще не желая понимать, что эти ограничения диктуются самой жизнью. Практика показывает, что только еврей, старательно и скрупулезно придерживающийся всех субботних запретов, как определенных законом Торы, так и установленных мудрецами периода Талмуда и последующих поколений, способен сохранить субботу в качестве дня отдыха и не превратить ее постепенно в напряженное время, заполненное работой или развлечениями и совершенно лишенное всех тех особенностей, которые присущи этому святому дню как ступени, приближающей человека и весь окружающий его мир к Творцу.
Трапезы (сеудот), песни (змирот), особый порядок молитв и учебы и самое главное - дух дня - исчезают в том доме, где не придерживаются субботних запретов во всех их многочисленных деталях. С течением времени в таком доме вообще забывают о субботнем дне. Как всегда, наиболее убедительным подтверждением является свидетельство со стороны. Один из немецких протестантских теологов, известный своими антисемитскими тенденциями, пишет: "Всякий, кому в наши дни удалось познакомиться с внутренним распорядком жизни еврейской семьи, соблюдающей закон предков с искренней преданностью и во всех его деталях, с удивлением отмечал ту, подобную мягкому солнечному свету, радость, непостижимую для стороннего и непосвященного наблюдателя, которую щедро дарит еврейскому дому само соблюдение закона. Все домашние искренно радуются субботнему дню, который они встречают с редким воодушевлением, воспринимая его скорее не как время, отведенное для отдыха и покоя, а как время радости. В еврейских молитвах суббота названа "радостью души" для тех, кто соблюдает ее закон. Хранящие святость субботы "наслаждаются Твоим благом". Никогда эти слова не были фразами, лишенными смысла: они выражают всплеск искренней и всеобъемлющей радости и прилив энтузиазма, охватывающие еврея с наступлением субботы. Если бы в еврейских семьях не соблюдали субботу так, как ее соблюдали во всех поколениях, то все законы еврейской жизни постепенно исчезли бы из мира" (Киттель). (Сончино)
12. Почитай твоего отца и твою мать, чтобы продлились дни твои
чтобы продлились дни твои. Если будешь почитать, (то дни твои) продлятся, а если нет – сократятся, ибо слова Торы понимаются как сжатое, лаконичное выражение: из "да" - "нет", из "нет" - "да" (из положительного, из предписания вытекает отрицательное, запрет; из отрицательного, из запрета вытекает положительное, предписание) [Mexuльтa]. (Раши)
на земле, которую Господь,
чти отца своего и мать свою Проявляя к ним уважение, повинуясь их слову и относясь к ним с любовью. Тора требует проявлять уважение к матери ничуть не в меньшей степени, чем к отцу. В заповеди, записанной на скрижали, отец упоминается первым, но чтобы человек не подумал, что отцу отдается предпочтение, в другом месте Тора первой упоминает мать: "Бойся каждый матери своей и отца своего..." (Ваикра, 19:3). Эту заповедь следует исполнять и после того, как жизненный путь родителей заканчивается. Дети должны относиться с благоговением к их памяти и выражать это в своих поступках. Уважение к родителям является одной из основных обязанностей всякого человека. Из этого правила нет исключений, кроме запрета повиноваться слову родителей, не признающих закон Всевышнего и повелевающих детям совершить преступление, нарушив закон Торы. Соблюдение заповеди уважать родителей иногда может быть связано с большими трудностями, однако это не отменяет обязанности продолжать исполнение заповеди, которую Талмуд называет заповедью, не имеющей границ. Первым примером проявления бережного отношения к чести и достоинству отца служит поведение сыновей Ноаха Шема и Йефета, которые, закрывая наготу отца одеждой, приблизились к нему, повернувшись спиной. Они остерегались увидеть наготу отца, чтобы даже в мыслях не допустить пренебрежения по отношению к родителю (см. комм. к Брейшит, 9:23). Самоотверженное стремление детей постоянно исполнять эту заповедь оказывает благотворное влияние и на родителей: большинство родителей, видя такое отношение детей, старается всегда оставаться достойными их уважения.
дабы продлились дни твои на земле Соблюдение заповеди уважения к родителям, предполагающее также и заботу о них, должно не только продлить годы жизни каждого поколения, но и наполнить их радостью, добротой и покоем. Исполнение этой заповеди дает детям особое благословение во всех их делах, помогает человеку осознать, что дом и тепло семьи представляют собой несоизмеримо большую ценность для человека, чем школа, работа, общественная и политическая деятельность. Для общества уважение к предыдущему поколению является необходимым условием стабильности и процветания. Народ, который относится с презрением к своему прошлому, поневоле смотрит в будущее с отчаянием, совершая, таким образом, моральное самоубийство. (Сончино)
13. Не убей; не прелюбодействуй
не прелюбодействуй (супружеской верности не рушь). "Прелюбодеяние" (относится) только к замужней женщине, как сказано: "да будет предан смерти прелюбодей и прелюбодейка" [И воззвал 20, 10] и сказано: "жена прелюбодействующая, вместо мужа своего принимающая чужих" [Йехезкель 16, 32]. (Раши)
; не укради
не укради. (Здесь) Писание говорит о похитителе людей, а "не крадите" [И воззвал 19, 11] – о похитителе имущества. Или, быть может, здесь (говорится) о похитителе имущества, а там – о похитителе людей? (Однако ты вынужден) признать, что все понимается в контексте: подобно тому, как "не убей" и "не прелюбодействуй" относятся (к преступлениям), за которые подлежат смертной каре (по решению) бет-дина, так и "не укради" является (преступлением), за которое подлежат смертной каре (по решению) бет-дина [Санhедрин 86а]. (Раши)
; [Сончино]
не убивай Ценность человеческой жизни бесконечна. Этот постулат основывается на том, что признается Торой непреложным фактом: человек создан по образу и подобию Творца. Только Всевышний дает жизнь, и лишь Он один имеет право забрать ее. Преднамеренное убийство еврея является абсолютным запретом (речь не идет о тех случаях, когда исполняется приговор Санhедрина - Верховного Суда, или об убийстве того, кто покушается на жизнь другого человека или прилюдно оскверняет имя Всевышнего). Убийство нееврея, не соблюдающего возложенные на него Торой обязанности (семь заповедей, обязательных для "сынов Ноаха"), без суда и следствия также строжайше запрещено Торой, но не наказывается смертной казнью. Преступлением считается убийство любого человека, независимо от возраста и пола. Во многих государственных системах древнего мира убийство детей считалось обыденным делом: детей убивали, либо принося в жертву, либо производя селекцию для обеспечения здоровья нации. Римский историк Тацит замечает с надменной усмешкой патриция: "У евреев убийство ребенка считается тягчайшим преступлением".
Тора содержит многочисленные правила, основываясь на которых, судьи имеют возможность четко отличить преднамеренное убийство от убийства, совершенного при оправдывающих обстоятельствах, например, совершенного во время работы в результате недосмотра владельца инструмента и т. п. За небрежность человек также несет наказание, но не подлежит смертной казни. К оправдывающим обстоятельствам относится также состояние аффекта, вызванное либо гибелью родственика по вине другого человека, либо бесстыдным и неприкрытым святотатством. Подробно разработанный закон, с одной стороны, спасает человека, случайно убившего другого, от кровной мести, а с другой, не оставляет никакой надежды убившему преднамеренно избежать наказания, запрещая суду заменять смертную казнь наложением штрафа или выкупом. В рамках данной заповеди под убийством понимается такое преднамеренно совершенное человеком действие, которое приводит к смерти другого. Однако в дальнейшем, в частности, в книге Ваикра, понятие убийства расширяется и описывается целый класс безнравственных поступков, которые приравниваются к убийству, и Тора предупреждает человека, что многие совершаемые им действия, представляющиеся ему незначительной провинностью, рассматриваются Всевышним как убийство. Совершивший подобное действие должен знать, что оно не останется безнаказанным, и если он не раскается, Небесный Суд создаст на его жизненном пути обстоятельства, которые приведут к преждевременной насильственной смерти. Примерами таких поступков являются отказ оказать помощь всеми доступными средствами гибнущему еврею, объявление больному, что положение его безнадежно и что он вскоре умрет, прилюдное оскорбление, от которого оскорбленному становится плохо и лицо его белеет. Относительно запрета самоубийства см. комм. к Брейшит, 9:5. (Сончино)
14. Не дай о ближнем твоем свидетельства ложного. Не возжелай дома ближнего твоего; не возжелай ни жены ближнего твоего, ни его раба, ни его рабыни, ни его вола, ни его осла, и ничего, что ближнему твоему (принадлежит). [Сончино]
не желай Эта заповедь отличается от предыдущих тем, что устанавливаемый ею запрет ограничивает не деятельность и не произнесение слов, а эмоции и желания человека, даже не высказанные словами и не нашедшие выражения в действии. Человек не должен желать завладеть тем, что он не может приобрести честно, законным путем. Этот запрет направлен на то, чтобы уничтожить корень всех преступлений, о которых говорится в предыдущих заповедях. Человек, который не желает принадлежащего ближнему, не будет давать прот него ложных показаний, он не украдет, не ограбит, не убьет и не станет прелюбодеем. Всевышний никогда не дает человеку заповедей, которые тот не в состоянии исполнить: каждый способен контролировать свои желания и не позволять им овладеть собою. Более того, невозможно представить себе человека, живущего достойно без постоянного самоконтроля. Самоконтроль является критерием оценки достоинства как мужчины, так и женщины. Мудрецы Талмуда задают вопрос: "Кого можно назвать сильным?". И сами отвечают на него: "Того, кто подавляет свои дурные желания" (Авот).
дома ближнего своего Данная заповедь, как и многие другие законы, записанные в Торе, не предполагает, что приведенный в ней перечень запретов должен восприниматься буквально: каждый из пунктов перечня служит примером, указывающим на целый класс объектов.
Эта заповедь приводится также в книге Дварим, последней книге Пятикнижия, которая является напутствием Моше, обращенным им незадолго до смерти ко всем коленам Израиля. В книге Дварим Моше вместе с текстом собственно заповедей приводит пояснения и дает намек на глубинный смысл законов. Этим определяются небольшие отличия между Десятью заповедями, приведенными в книге Шмот, и теми, что приведены в книге Дварим. (Сончино)
[*] Перевод Ф. Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим"