Показать все комментарии |
Глава 32
Второй день
7. Вспомни дни извечные
вспомни дни извечные. (Вспомни) что сделал Он с прежними (поколениями), которые гневили Его. (Раши)
, помысли о летах поколений
помысли о летах поколений. Это поколение Эноша, на которое Он обрушил воды океана, и поколение потопа, которое Он унес водами (потопа). Другое объяснение: вы не обратили сердца ваши к прошлому, помыслите же о летах поколений - чтобы постичь на будущее, что в Его власти творить вам добро и дать вам в удел дни Машиаха и мир грядущий [Сифре]. (Раши)
; спроси отца твоего
спроси отца твоего. Это пророки, которых называют отцами, как сказано об Элияhу: "Отец мой! Отец мой! Колесница Исраэля... " [II Цари 2, 12] [Сифре]. (Раши)
, и он тебе поведает, старейшин твоих
старцев твоих (старейшин твоих). Это мудрецы. (Раши)
, и они скажут тебе
и они скажут тебе. О (бывшем) прежде, в прежние времена. (Раши)
: [Сончино]
дни древности История рождения Израиля как народа.
всех поколений Иврит: шнот дор вадор. Букв. "годы каждого поколения".
отца твоего... старцев твоих Хранителей традиции. (Сончино)
8. Когда Всевышний оделил племена
когда Всевышний оделил племена. Когда Святой, благословен Он, оделил гневивших Его - затопил их и унес их водами. (Раши)
, когда разделил Он сынов человеческих
когда разделил Он сынов человеческих. Когда Он рассеял поколение раскола, в Его власти было истребить их из мира, однако Он не сделал этого, но... (Раши)
, установил пределы народов
установил пределы народов. Он дал им существовать и не погубил их. (Раши)
по числу сынов Исразля
по числу (или: для числа) сынов Исраэля. Ради числа сынов Исраэля, которые произойдут от сынов Шема; и по числу семидесяти душ сынов Исраэля, которые сошли в Мицраим, Он установил пределы народов - семьдесят языков [Сифре]. (Раши)
. 9. Ибо доля Господа - народ Его
ибо доля Господа - народ Его. Для чего все это (почему Превечный сохранил народы, поколение раскола)? Потому что Его доля находилась среди них и должна была выйти (из их среды). А кто есть Его доля? "Его народ". А кто есть Его народ? "Йааков - вервь Его владения", и он третий из праотцев, имеющий тройную заслугу заслугу своего деда и заслугу своего отца и свою заслугу, всего три, подобно верви (חבל), сплетенной из трех (двойных) пасм. И он (Йааков) и его сыны стали Его уделом, но не Ишмаэль, сын Авраама, и не Эсав, сын Ицхака [Сифре]. (Раши)
, Йааков - вервь Его владения. [Сончино]
ибо доля Бога - народ Его Народ Израиля принадлежит Всевышнему гораздо в большей степени, чем все остальные народы, т. к. связь сынов Израиля с Творцом несравненно крепче, чем те отношения, которые существуют между Ним и любым другим народом. (Сончино)
10. Он нашел его на земле пустынной
Он нашел его на земле пустынной. Их (сынов Йаакова) нашел верными Ему на земле пустынной, когда они приняли Его Тору, Его царскую власть и Его бремя, чего не сделали ни Ишмаэль, ни Эсав, как сказано: "... воссиял от Сеира им, свет явил от горы Паран" (см. Раши к 33, 2). (Раши)
и на (месте) безлюдном, где воет пустошь
и на (месте) безлюдном, где воет пустошь. На земле иссушенной и необитаемой, где воют шакалы и страусы, даже там хранили верность и не сказали Моше: "Как идти нам в пустыню, местность безводную и необитаемую?". Подобно сказанному: " (Я помню...) как шла ты за мной по пустыне" [Иpмeяhy 2, 2] (см. Раши к Имена 12, 39). (Раши)
; Он окружал его
Он окружал его. Там Он окружал и ограждал их облаками (славы); и окружал (скинию) знаменами с четырех сторон; и окружил (объял) их подножием горы, которой Он дал нависнуть над ними, как чаше [Сифре]. (Раши)
, умудрял его
умудрял его. Там (наделил его) Учением и мудростью. (Раши)
, берег его
берег его. От ядовитых змей и скорпионов и от народов. (Раши)
, как зеницу ока Своего
как зеницу ока Своего. Это черное в глазу (зрачок, куда проникает свет, и от этого) зависит зрение.
А Онкелос переводит ימצאהו как "снабжал его всем необходимым в пустыне". Подобно "מצא хватит ли им" [В пустыне11, 22], לא ימצא не хватает нам горы [Йеhошуа17, 16]. יסבבנהו (Онкелос переводит как) "дал им расположиться вокруг Шехины Своей" - шатер собрания в центре, а четыре знамени (т. е. четыре расположения колен) с четырех сторон. (Раши)
. [Сончино]
нашел Он его в стране пустынной Этот, а также следующий за ним стих представляют Всевышнего заботливым отцом, внимание которого постоянно приковано к Его первенцу Израилю. Сначала сыны Израиля были похожи на голодного ребенка, заблудившегося в пустыне (см. Йехезкель, 16:3-6). Всевышний находит их и спасает. Народ Израиля проделал сорокалетний путь по пустыне, и на протяжении всех этих лет Всевышний обеспечивал его пищей и водой.
в хаосе воя пустыни Моше напоминает о том ужасе, который вызывает пустыня у путника не только днем, когда безжалостно палит солнце, но и ночью, когда просыпаются ее хищные обитатели и ходят вокруг стана, высматривая добычу. Если бы не постоянная защита Всевышнего, все эти сорок лет народ пребывал бы в постоянном страхе.
ограждал Он его Облака славы окружали сынов Израиля, а перед ними двигался облачный столп, указывая дорогу. Ночью его сменял столп огня, чтобы служить ориентиром направления движения.
опекал его Иврит: йевоненеhу. Букв. "дал разумение" (Онкелос, Раши). Народ Израиля не смог бы существовать, если бы не получил Учение в Синайской пустыне.
как зеницу ока Своего Как самое дорогое и легко ранимое. (Сончино)
11. Как орел пробуждает свое гнездо
как орел пробуждает свое гнездо. Превечный) вел их милосердно и бережно, подобно тому, как орел щадит своих птенцов и не появляется в своем гнезде внезапно, но прежде крыльями своими поднимает шум, (летая) над своими птенцами меж деревьев и меж ветвей, чтобы птенцы его пробудились и в силах были принять eго [Сифре]. קנו יעיר (означает:) пробуждает своих птенцов (т. е. "его гнездо" - это птенцы). (Раши)
, над птенцами своими парит
над птенцами своими парит. Не отягощает их (весом) своим, но прикрывает (собою), как бы касаясь и не касаясь. Так и Святой, благословен Он. - "Всемогущий, не находим Его в превеликой силе" [Иов 37, 23] - когда Он пришел даровать Тору, Он открылся им не с одной стороны, а с четырех сторон, как сказано: "Господь от Синая пришел, и воссиял от Сеира им, свет явил от горы Паран" [33, 2]; "...
, простирает крылья свои, берет его
простирает крылья свои, берет его. Когда хочет перенести (своих птенцов) с одного места на другое, не берет их в лапы, как другие птицы. Другие птицы боятся орла, который поднимается ввысь и летает над ними, поэтому они носят (своих птенцов) в лапах (из страха) перед орлом; а орел не опасается ничего, кроме стрелы, поэтому он носит (птенцов) на своих крыльях, говоря: "Лучше, чтобы стрела вонзилась в меня, но не в моих птенцов". Так и Святой, благословен Он, "... носил вас на крыльях орлиных [Имена 19, 4] - когда мицрим преследовали их и настигли их у (Тростникового) моря, стали метать в них стрелы и камни из пращи, тотчас "И переместился ангел Б-жий... И вошел между станом Мицраима (и станом Исраэля) " [Имена14, 19-20]. (Раши)
, несет его на своем крыле. [Сончино]
как орел Забота Всевышнего о сынах Израиля сравнивается с заботой орла о своих птенцах, когда он учит их летать.
стережет гнездо свое Когда приходит время оставить гнездо, мать не заставляет птенцов взлететь сразу. Она ударяет крыльями по окружающим гнездо ветвям. От шума листьев птенцы пробуждаются и, увидев мать, начинают подражать ей, совершая те же движения. Так начинается их первый полет.
над птенцами своими парит Мать парит над птенцами, крылья которых еще не окрепли полностью. Она готова подставить свои собственные крылья, чтобы поддержать их и не дать им упасть.
расправляет крылья свои, берет каждого Если у кого-то из птенцов иссякают силы, орел берет их на свои расправленные крылья и осторожно несет к гнезду. Ни одна другая птица не проявляет такую заботу и предупредительность по отношению к своим птенцам. Моше сравнивает Божественное Провидение с орлом: Всевышний всегда приходит на помощь сынам Израиля и готов поддержать их в любой ситуации. Однако, так же, как орел хочет научить своих детей держаться в воздухе самостоятельно, так и Всевышний стремится создать народ, который благодаря своей моральной высоте и стойкости сможет сам преодолевать любые трудности. (Сончино)
12. Господь одиночно водил его
Господь одиночно водил его. Он водил их по пустыне в одиночестве и в безопасности. (Раши)
, и нет при нем божества чужого
и нет при нем божества чужого. Ни одно из всех божеств племен не имело силы обнаружить свое могущество и сразиться с ними. А наши мудрецы истолковали это (как относящееся) к будущему (язычники не будут властвовать над ними и не будет среди них поклоняющегося идолу), и так же переводит Онкелос. Я же полагаю, что это слова обличительные, (имеющие целью) призвать в свидетели небо и землю, чтобы эта песнь была свидетельством против них, т. к. в будущем они явят неверность и не будут помнить ни о прежнем, что Он содеял ради них, ни о грядущем, что Он сделает ради них. Поэтому должно быть отнесено и к тому, и к другому (и к прошлому, и к будущему). И весь этот раздел связан с "Вспомни дни извечные, помысли о летах поколений" [32, 7] - такое Он сделал для них и такое сделает в будущем. Обо всем этом надлежало им помнить. (Раши)
.
[*] Перевод Ф. Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим"