Показать все комментарии |
Глава 33
Второй день
8. А о Леви сказал
וללוי אמר. А о Леви сказал. (Раши)
: Твои тумим и Твои урим
Твои тумим и урим. Он обращается к Шехине (к Превечному, а не к Леви). (Раши)
мужу, приверженному Тебе, которого Ты испытал при Масе
которого Ты испытал при Масе. (Левиты) не роптали, когда роптали другие (см. Имена 17, 7). (Раши)
, (изведал) в споре
תריבהו. Согласно Таргуму, (которого Ты изведал в споре). Другое объяснение "с которым спорил при водах Распри": Ты искал предлога против него. Моше сказал. "Слушайте, строптивые", но что сделали Аарон и Мирьям (почему им не дозволено ступить на землю Исраэля)? [Сифре]. (Раши)
при водах Распри; [Сончино]
тумим и урим Твои Одно из названий нагрудника с драгоценными камнями, который надевал первосвященник. Это название указывает на особую силу драгоценных камней с выгравированными на них именами колен, заключающуюся в том, что с их помощью можно было получить ответ Всевышнего (подобно тому, как обращаясь к пророкам, получали ответ, раскрывающий Божественную Волю).
благочестивому мужу Твоему Речь идет обо всем колене Леви, которое образно представлено как один праведный человек.
которого Ты испытал Левиты несколько раз отделялись от народа, когда сыны Израиля совершали преступления. Это произошло в Масе (Шмот, 17:1-7), Мериве (Бемидбар, 20:1-13) и около горы Синай. (Сончино)
9. Который говорит об отце своем и о матери своей: Не видел его
который говорит об отце своем и о матери своей: Не видел его. Когда согрешили (поклонением золотому) тельцу и я сказал: "Кто (предан) Господу, ко мне" [Имена 32, 26], собрались ко мне все сыны Леви; и я повелел им убить (даже) отца матери, исраэлита, или брата со стороны матери или сына дочери (которые также являются исраэлитами), и они исполнили это. И нельзя истолковать, что это действительно его отец и брат со стороны отца и также его сыновья, потому что они левиты, а из колена Леви никто не согрешил, как сказано: " (И собрались к нему) все сыны Леви" [Имена 32, 26] [Сифре; Йома 66 б]. (Раши)
, - и братьев своих не признавал, и детей своих не знал; ибо они соблюдали Твое речение
ибо они соблюдали Твое речение. (Заповедь) "да не будет у тебя божеств чужих". (Раши)
и Твой завет хранили
и Твой завет хранили. Это завет относительно обрезания: что касается рожденных в пустыне, то исраэлиты не делали обрезания своим сыновьям, а они (левиты) сами были обрезаны и делали обрезание своим сыновьям. (Раши)
. [Сончино]
который сказал об отце своем... и детей своих не признавал Эти строки не следует понимать буквально. Они лишь призваны подчеркнуть стремление колена Леви изучать Тору и служить в Храме. Левиты настолько посвящают себя служению Творцу, что все остальные жизненные аспекты отступают для них на второй план. Но если кто-либо оскверняет имя Всевышнего, то левиты действительно перестают различать между родственником и чужим человеком, между соседом и жителем далеких мест. К ним обратился Моше с призывом вершить беспристрастный суд над теми, кто был непосредственно замешан в грехе золотого тельца (см. Шмот, 32:27). (Сончино)
10. Учат правопорядком Твоим
учат правопорядкам Твоим. Они достойны того. (Раши)
Йаакова, Учению Твоему Исраэля; возлагают курение Тебе и всесожжение
וכליל. (Это) всесожжение (которое воскуряется полностью כליל на жертвеннике). (Раши)
на жертвенник Твой. [Сончино]
законам Твоим Левиты достойны дарованной им привилегии обучать сынов Израиля закону Всевышнего, записанному в Торе, и судить, чтобы установить мир и справедливость. Бог Израиля "не похож на божества соседних народов. Одна из отличительных Его черт - требование установить справедливость. Он не проявляет Свое Присутствие там, где нарушаются законы справедливости, доброты и веры. Коhен разъясняет закон, исполняет его и поддерживает его исполнение в народе" (Кюнен).
возлагают... на жертвенник Твой Кроме того, что коhены призваны учить народ и устанавливать справедливость, они обязаны приносить жертвы Всевышнему. (Сончино)
11. Благослови, Господи, его рать и к деянию рук его благоволи; порази в чресла восставших против него
מחץ מתנים קמיו. (Означает:) восставших против него порази в чресла, подобно сказанному: "... и чресла их сделай навсегда шаткими" [Псалмы 69, 24]. И это сказано о притязающих на священнослужение. Другое объяснение: он предвидел, что Хашмонаю и его сынам предстоит сражаться с греками, и молился за них, потому что они были малочисленны: двенадцать сынов Хашмоная и Эльазар против мириадов. Поэтому сказано: "Благослови, Господи, его рать и к деянию рук его благоволи" [Берешит раба 99; Танхума]. (Раши)
и его ненавистников, чтобы им не подняться
и его ненавистников, чтобы им не подняться. Порази восставших против него и ненавидящих его, чтобы не было имвосстановления. (Раши)
. [Сончино]
мощь его Возможность исполнить свои обязанности.
порази чресла Выражение, означающее полную победу над врагом.
ненавистники его Те, кто, подобно Кораху, оспаривали права коhенов (Бемидбар, гл. 16). (Сончино)
12. О Биньямине сказал
о Биньямине сказал. отому что благословение Леви связано с жертвоприношениями, а (благословение) Биньямина с возведением священного Храма в его уделе, (эти благословения) расположены в непосредственной близости. А вслед за этим назван Йосеф, потому что скиния в Шило была возведена в его уделе, как сказано: "... и отверг шатер Йосефа и т. д. " [Псалмы 78, 67]. А потому что Дом вечности (священный Храм) дороже, чем (скиния) в Шило, Биньямин назван перед Йосефом (хотя Йосеф старше его). (Раши)
: Любимый Господом, он в безопасности пребудет при Нем; укрывает его
חפף עליו. (Храм) укрывает его и защищает его. (Раши)
всегда
букв.: весь день (всегда). (Означает:) вовеки. С тех пор, как был избран Йерушалаим, Шехина не пребывала в другом месте. (Раши)
и меж рамен его пребывает
и меж рамен его пребывает. На возвышении земли (Биньямина) был возведен священный Храм, однако на двадцать три локтя ниже, чем источник Этам, где Давид намеревался возвести его, как сказано в трактате 3евахим [54 б]: "Сказали (Давиду): Расположим его несколько ниже, ибо написано: "... и меж рамен его пребывает" (а это ниже головы); у быка наилучшее место -его рамена. (Раши)
. [Сончино]
возлюбленный Богом Биньямин был любимым сыном Яакова, который находил в нем утешение после похищения и продажи Йосефа в рабство. Моше выделяет Биньямина среди всех других колен: в той особой любви, которую проявлял Яаков к младшему сыну Рахели, Моше видит явный признак особого расположения Всевышнего к Биньямину и его потомкам.
будет жить в безопасности Всевышний всегда придет на помощь Биньямину и будет для него щитом в беде и помощником - в благополучное время. Проявлением особой близости потомков Биньямина ко Всевышнему стало дарование ему в наследный удел земель, на которых будет расположен Храм. Само расположение уделов колен свидетельствует о желании Всевышнего распространять Свое Присутствие в мире через колено Биньмина: Храмовая гора с трех сторон окружена землями колена Йеhуды, но с севера тонкая полоса, принадлежащая колену Биньямина, выходит из его основной территории, прорезает владения Йеhуды, доходя до места Храма, и заканчивается там, где был расположен жертвенник, включая его в себя (Раши).
Он охраняет его Закрывает его, раскинув над ним шатер.
весь день Всегда. Иерусалим располагался на территории колена Биньямина. Божественное Присутствие никогда не оставляет это место.
между плеч его В книге Йеhошуа (15:8) это же слово использовано для обозначения склона холма, на котором должны быть построены Иерусалим и Храм. (Сончино)
[*] Перевод Ф. Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим"