Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Маамар «Слушай, Израиль».

МААМАР “СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ”

РАББИ МЕНАХЕМ-МЕНДЛ ШНЕЕРСОН ИЗ ЛЮБАВИЧЕЙ

(“ЦЕМАХ ЦЕДЕК”), 1843 Г.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

 

“Слушай, Израиль, Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь – один!”

Это самая известная еврейская молитва. Бесчисленные комментарии объясняют её, и много комментариев ещё будет составлено, потому что глубина этой молитвы, как и каждого слова Святого Писания, неизмерима.

  Когда наш праотец Яаков перед смертью благословлял своих детей, он хотел открыть им тайну времени прихода Мошиаха, но в этот миг пророческий дар покинул его, и он испугался — вдруг, не дай Б-г, кто-то из его детей оставил веру во Всевышнего и не достоин услышать это пророчество. Когда дети Яакова поняли, чего испугался их отец, они все вместе провозгласили: “Слушай, Израиль[1], Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь — один[2]“. Услышав это, обрадовался Яаков и воскликнул: “Благословенно имя Его великого царства во веки веков!”.

  После Исхода из Египта, получения Торы[3] и сорока лет странствий в пустыне Моисей передал евреям заповедь о том, чтобы говорить эту молитву 2 раза в день. В самой Торе приведены слова Моисея: “Слушай, Израиль, Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь — один[4]. Возлюби Г-спода Б-га твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем существом твоим. Да будут эти слова, которые я заповедал тебе сегодня, на сердце твоём. Повторяй их детям твоим, произноси их, находясь дома и будучи в пути, ложась и вставая. Повяжи их как знак на руку твою, и будут они знаками над глазами твоими. И напиши их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих”.

  Моисей не сказал после слова “один” то, что сказал Яаков: “Благословенно имя Его великого царства во веки веков!”. Поэтому, произнося молитву “Слушай, Израиль”, мы из уважения к Яакову  включаем эту фразу после слова “один”, но из уважения к Моисею говорим её шёпотом.

  В этой молитве в сжатом виде выражена основа еврейской религии. Объясняют наши мудрецы, что каждой заповеди соответствует свой орган в теле человека. Заповеди произнесения молитвы “Слушай, Израиль” соответствует сердце.

 

  В 1843-м году, находясь в Петербурге, 3-й Любавический Ребе[5] произнёс маамар[6], объясняющий первую часть этой молитвы, для группы из 600 еврейских пехотинцев, матросов и кавалеристов, собравшихся в Петропавловской крепости. Маамар оказал такое глубокое интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей, что министерство внутренних дел установило на всякий случай наблюдение за тем, что Ребе говорил и писал. Поэтому, когда Ребе впоследствии опубликовал петербургский маамар, он опустил несколько фраз.

  Была обнаружена не полностью сохранившаяся рукопись этого маамара, в которой присутствует опущенная часть.

Некоторые считают, что автором[7] маамара был Алтер Ребе[8].

 

Идея, на которой построены рассуждения маамара, и которая, видимо, послужила причиной беспокойства властей, состоит в следующем:

Существуют фундаментальные различия между евреем и неевреем как в устройстве их душ так и в целях, для которых они были созданы. В дополнение к природной душе, которую имеют все люди, евреи обладают б-жественной душой. В то время, как задача всех народов — делать мир жилищем для людей, в котором царили бы покой, справедливость, взаимопонимание, дружба, взаимная помощь и было бы изобилие [материальных благ], задача еврея — раскрывать в этом жилище для людей Б-жественный свет.

Таким образом, и тот и другой необходимы друг для друга, так как один не может существовать и выполнять свою задачу без другого. Б-жественный свет не может беспрепятственно раскрыться в мире, полном зла, а зло невозможно исправить без помощи Б-жественного света. Более того, никому из них не следует пытаться выполнить чужую работу, забывая о своей. Один должен дополнять другого подобно тому, как рабочие-строители разных специальностей дополняют друг друга при постройке дома.

Поэтому Всевышний дал еврею особый инструмент, необходимый для выполнения его задачи — Б-жественную душу, и всеобщая инструкция по выполнению этой задачи — Тора — указывает, какие виды работ должен сделать нееврей: 7 заповедей детей Ноя, и какие виды работ входят в обязанность еврея: 613 заповедей.

Еврей не может удовлетоворяться тем, что он добрый, порядочный человек, помогающий другим и старающийся не делать никому ничего плохого. Только изучая Тору и исполняя заповеди, еврей может выполнить своё предназначение: сделать этот мир обиталищем Всевышнего.

 

 

МААМАР “СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ”.

 

“Слушай, Израиль,[Г-сподь — Б-г наш, Г-сподь — один]”. Следует понять, к кому мы обращаемся со словами “Слушай, Израиль”. Моисей обращался с этими словами ко всему народу, но к кому обращаемся мы?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует для начала понять, что такое по своей сути еврей и что такое по своей сути изучение Торы, исполнение заповедей и тшува[9].

Что такое по своей сути еврей? В чём проявляется, что он — еврей? Обрезание? Араб тоже обрезан, и у него тоже есть борода. Но даже самый легкомысленный еврей более значителен, чем самые великие люди среди идолопоклонников, и хотя и среди них есть добрые и хорошие люди, совершающие добрые дела, всё же еврей более значителен, потому что у него есть душа, которую  вдохнул в него Всевышний, как сказано: “И Ты вдохнул в меня . . .” — как человек, вдувающий [воздух во что-либо]. И как [мы видим] на этом физическом примере, дыхание человека, прежде, чем он начал дуть, было с ним единым целым, так и в духовной сфере — прежде, чем Всевышний вдохнул душу в человека, душа была единым целым со Всевышним и её мысли были Его мыслями.  А что такое “мысли” и “речь” Всевышнего? Это Тора, как сказано: “говорил Г-сподь” или “сказал Г-сподь” или “и то и другое — слова Б-га живого”.

А в чём суть изучения Торы? Когда человек изучает Тору или молится и думает о том, что он произносит[10], он связывает свою мысль с мыслью Всевышнего, и в этом состоит суть единения Шхины[11] и [Самого] Святого, благословен Он, а Шхина — это душа, как сказано: “И буду пребывать[12] среди вас[13]“ или “пребывающая с вами”.

А в чём суть заповедей? [Слово] “заповедь”[14] происходит от [слова] “связывать вместе”[15], потому что когда выполняют заповедь, то искру[святости], заключённую в том органе, посредством которого выполняют заповедь, связывают с источником этой искры. Когда же выполняют заповедь “цдоко”[16], то связывают всего себя целиком [с источником этой искры], потому что в зарабатывании денег участвуют все 248 органов тела человека, и если после этого он “поддерживает дух падших” заработанными деньгами, он связывает душу каждого из 248 органов с их духовным корнем.

А в чём сущность прегрешения?. Есть грехи, наказание за которые — карес[17]. Что такое карес? Это когда [Б-жественная] душа отделяется от еврея, и остаётся животный дух, происходящий от клипы[18], как у нееврея. Есть не такие тяжёлые грехи, за которые не полагается карес: гнев, насмешливость и тому подобное, упаси Б-г. Но если их часто повторять, то они ещё хуже, чем те, за которые полагается карес, так как от их [частого повторения] остаётся более глубокий след в душе.

А в чём сущность тшувы? [Слово “тшува” можно прочитать как] “Тошув ѓэй”[19]. “Ѓэй” — это Шхина, часть имени Всевышнего[20], и она же — душа, как об этом сказано выше. Что возвращает букву “ѓэй”? Мысль[21]. Потому что раскаяние [это, как сказано:] — “Все нечестивцы полны сожалений”[22], а “Тошув ѓэй” — это высшая тшува[23].

И вот что такое “Слушай, Израиль”: “слушай” означает “пойми”, а “Израиль” — относится к душе, так что получается “Пойми, душа, что Г-сподь — Б-г”, и это та душа, которую Он вдохнул в нас, “и Он — один”, потому что всё [существующее] — это одно целое с Ним.

[Сказано далее:] “Возлюби . . .”[24] Но как Его возлюбить? Как человек любит богатство или какие-то вкусные блюда, и пытается сблизиться с [объектом любви], так пусть любит Всевышнего и сближается с Ним, ибо [любовь] означает сближение. [И дальше] сказано как сблизиться: “Произноси их”[25] – изучать Тору; “повяжи их”[26] – исполнять заповеди; “и напиши их на косяках”[27] – всё своё имущество человек прячет у себя в доме и прикрепляет на косяк мезузу[28]. Что там написано? “Один”. То есть, всё, что есть у человека, он передаёт Тому, Который — один-единственный, и это — заповедь цдоко.

А что означает, что страдания очищают?  [Слово] “очищают” то же, что и [во фразе] “очистит и отмоет в воде”. Так как за всё [недостойное] следует соблюсти очень много постов , а у нас нет сил вынести [столько постов], посылает Всевышний страдания, чтобы очистить [нас от] грехов, и [поэтому] принимать [эти страдания] следует с любовью.

 

 

 

Перевод, предисловие и примечания: Яков Ханин,

Chabad of Buffalo,

2450 North Forest Rd.

Getzville, NY 14068

(716) 688-1642

 



[1] После того, как Яаков победил ангела-хранителя своего порочного брата Эсава, Всевышний дал ему второе имя – Израиль.

[2] То есть, настоящий Б-г, Создатель всего сущего, Тот, Кому служили Авраам и Исаак и Кому служишь ты, отец наш Яаков, — только Он и есть Б-г для нас, мы служим только Ему.

[3] Слово “Тора” имеет два основных значения: 1. Пятикнижие Моисея. 2. Всё традиционное еврейское учение. По контексту обычно ясно, какое значение имеется в виду.

[4] Моисей делает упор на другое значение этой молитвы: сейчас, до прихода Мошиаха, создатель всего сущего — только наш Б-г, и все народы смеются над нами и нашими заповедями, но когда придёт Мошиах, и Всевышний раскроет себя в этом самом нижнем из миров, истина Торы станет очевидна для всех, и Всевышний будет признан всеми народами, как единый Б-г, Создатель и Хозяин всего сущего.

[5] Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, известный по названию своего собрания ответов на вопросы по галахе* и хасидизму**, как “Цемах Цедек”***. Последний, 7-й Любавический Ребе**** был назван в его честь.

* галаха — законодательная часть еврейского учения.

** хасидизм — философско-этическая доктрина в еврейском учении, объясняющая единство творения и роль человека в нём.

*** Многих великих авторитетов Торы традиционно называют не по именам, а по названиям их работ.

**** Ребе (мн. — Реббеим) — аббревиатура слов “Ройш Бней Исроэйл” — глава детей Израиля.

[6] Маамар (мн. — маамарим) (букв. – «высказывание») – глубокое объяснение какой-либо темы из Торы в свете учения хасидизма.

[7]  Реббеим иногда повторяли маамарим своих предшественников.

[8] Рабби Шнэур Залман Борухович, 1-й Ребе движения Хабад*.

* Хабад — направление хасидизма, делающее упор на приоритет интеллекта перед эмоциями

[9] Тшува обычно понимается как раскаяние, но более точное значение — возвращение к Всевышнему.

[10] Т.е. размышляет о смысле слов молитвы и учения.

[11] Шхина — Б-жественное присутствие, проявление.

[12] “Вешоханти” (“И буду пребывать”) — слово, однокоренное со словом “Шхина”.

[13] Буквально — “в вас”.

[14] “Мицва”.

[15] “Цавса”.

[16] Обычно переводится как “благотворительность”, но более точный перевод — “справедливость”. Часть доходов человека — это деньги, ввереные ему Всевышним для распределения их нуждающимся. То есть эти деньги с самого начала не являются его собственностью, и, распределяя их, человек устанавливает справедливость.

[17] Буквально «обрывание» или «отрезание».

[18] Клипа — духовная оболочка, источник которой противоположен святости.

[19] “Тошув ѓэй” — буквально “ Возврати [букву] ѓэй”.

[20] Четырёхбуквенное имя Всевышнего, в котором первая буква — “йуд”, вторая — “ѓэй”,

третья — “вов” и четвёртая — “ѓэй”. Каждая из этих букв доминирует в соответствующем ей духовном мире и в соответствующих ей составляющих каждого мира. Шхина соответствует последней букве “ѓэй”.

[21] Очевидно, имеется в виду рождённое интеллектом (в отличие от врождённого) стремление к Всевышнему.

[22] Согрешивший раскаивается в том дурном, что он сделал, и это — нижний уровень тшувы.

[23] Нижняя тшува требуется, когда, не дай Б-г, был совершён грех. Высшая тшува не предполагает, что нужно в чём-то раскаиваться, а выражается в горячей любви и стремлении ко Всевышнему.

[24] Продолжение молитвы: «Возлюби Г-спода Б-га твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем существом твоим».

[25] Продолжение молитвы: “Да будут эти слова, которые Я заповедал тебе сегодня, в сердце твоём. Повторяй их детям твоим, произноси их, находясь дома и будучи в пути, ложась и вставая”.

[26] Продолжение молитвы: “Повяжи их себе как знак на руку”. Речь идёт о заповеди накладывать тфилин*, олицетворяющей собой все заповеди, связанные с физическими действиями.

* филактерии — коробочки из кожи, в которые вкладываются написанные на пергаменте отрывки из Святого Писания, в том числе “Слушай, Израиль”.

[27] Продолжение молитвы: “И напиши их на косяках дома твоего и ворот твоих”.

[28] Свиток пергамента, содержащий молитву “Слушай, Израиль”.