Законы утренних благословений
Галаха 3
Услышав крик петуха, благословляет «дающий душе моей понимание, различать между днем и ночью. Благословения «не сотворил меня неевреем», «не сотворил меня рабом», «не сотворил меня женщиной»
1. Есть притча (или «сказка» - так зачастую переводят) у рабби Нахмана про «Царского сына, которого подменили». Вся она, от начала до конца — одна сплошная загадка. Мы не будем говорить здесь о притчах рабби Нахмана в целом, ибо они выше нашего постижения, однако, если мы способны найти в них какое-то указание, мы обязаны искать и найти, с Б-жьей помощью, то, что возможно найти[2]. И также сказал сам рабби Нахман, что люди, сведущие в наших святых книгах, могут найти в них много параллелей тому, о чем говорится в притчах, и только детали сюжета притчи, кто и что и когда невозможно понять, и здесь не место говорить об этом подробно.
2. Притча говорит о сыне царя, и сыне служанки, которых повитуха подменила по своему легкомыслию[3]. Настоящий царский сын растет в доме служанки, и весь мир думает, что он сын служанки, а настоящий сын служанки восседает на царском троне и жестоко над ним издевается, и изгнал его из своей страны. И тогда настоящий царский сын пал духом, и стал предаваться пьянству и т.д.
Смысл этой притчи совершенно ясен и очевиден для каждого, кто понимает хотя бы чуть-чуть, что это тайна изгнания народа Израиля, изгнанного из своей страны и со своей родины, и они «Как птица, покидающая свое гнездо, так человек, покидающий место свое[4]», и рассеяны между народов, и вся власть и право — у них, и еврейскому народу относятся, за великие наши грехи, как к рабам и рабыням — все это происходит из аспекта «подмены», о которой шла речь выше, царского сына, который был подменен, и это есть тайна дворцов подмен[5], в которых иногда подменяются души, как мы сами слышали из уст самого рабби Нахмана, перед тем, как он рассказал нам эту историю, и сказал, что уже однажды было такое, и начал рассказывать всю эту историю до конца, откуда ясно, что вся эта история про царского сына связана с дворцами подмены.
И это есть тайна изгнания и страдания Израиля как в общем, так и в частности, все, что происходит с каждым и каждым, ибо основное изгнание - это изгнание и страдание души. То, что мы изгнаны из страны нашей и мы отдалились от Отца небесного нашего - все это связано с аспектом подмены, «царского сына, которого подменили», аспектом дворцов подмен, происходящих, в свою очередь, от греха Адама.
Адам вкусил от Древа познания добра и зла, что привело к усилению, не дай Б-г, аспекта «огнелезвия переворачивающегося меча[6]», аспекта дворцов подмен, аспект превращения посоха в змея и змея в посох, и оттуда происходят все аспекты перемен и подмен в мире, там основное место, где «другая сторона» получает свое питание от Святости, и это есть основная причина тяжести изгнания Израиля в как общем, так и в частности.
Ибо в действительности царская власть принадлежит лишь Израилю, ибо «весь Израиль — сыны царей они», ибо весь мир создан лишь ради Израиля, и все принадлежит и подчиняется лишь им, и как это было уже частично в дни Давида и Шломо, когда царская власть принадлежала Израилю, и как это будет в будущем, когда прийдет Мошиах, и царство вернется к Израилю, и все будут подчиняться Израилю…
Но сейчас, во время изгнания, за великие грехи наши, все это перевернулось, и народы мира — царствуют и властвуют над Израилем, а Израиль подобны рабам, и все это происходит из дворцов подмен, происходящих от греха Адама и последующих поколений, и это есть аспект «подмененного царского сына», и за счет этого усилилась «противоположная сторона» чтобы «затемнять лица творений», так, что они получили власть, и мнится им, что они — царские дети, и Израиль находится в изгнании под ними, будто бы они рабы. И это аспект «Под (от) тремя трясется земля, четырех она не может носить: Раба, когда он делается царем, и служанка, когда она становится госпожой»[7], аспект «Видел я рабов на конях, а князей, шагавших пешком, как рабы[8]».
За великие грехи наши победил сын служанки сына царя, и изгнал его из страны своей - это есть аспект изгнания Израиля из страны их отцов, которую даровал им Вс-вышний. И поскольку они изгнаны из родины своей, и стали подобны рабам в глазах окружающих, и насмешкой в глазах народов, и как овцы, ведомые на заклание, не дай Б-г — из-за этого они пали духом[9]. И это есть причина погони за материальными благами, и грехов Израиля, каждый на своем уровне, и в этом — основная тяжесть изгнания, и основное несчастье, что столь сильно изгнание, и настолько усилилась «противоположная сторона» над святыми душами Израиля, и оскверняет их, заставляя их грешить и повреждать душу свою, как сказано «и смешались с народами и научились деяниям их»
Ибо в действительности народ Израиля и каждый еврей в отдельности совершенно далеки от греха, и само понятия «греха» не соотносимо к ним. И грехи Израиля происходят в основном лишь в результате тяжести изгнания, происходящего из аспекта «замен», аспекта «дворцов подмен».
Гимел
И это есть тайна Ицхака и Ишмаэля, Яакова и Эйсава, ибо из аспекта дворцов подмен происходит, что Авраам вынужден был взять в жены служанку, чтобы вывести сначала шлак, который был в нем от греха первого Адама, и это начало исправления. Из этого шлака, происходящего от нечистоты Змея, родился Ишмаэль, сын служанки, и из-за власти дворцов подмен не видно в мире, кто сын служанки, а кто — сын царицы, аспект Сары, праматери нашей, чье имя указывает на царскую власть над всем миром.
И поэтому Ишмаэль хвастался, что он — основное потомство Авраама, и что царская власть достанется ему, и это есть аспект ссоры между Ишмаэлем и Ицхаком, как сказано в Писании «И увидела Сара, что сын Агари насмехается[10]», и как обьясняет Раши, что из ответа Сары, что «не унаследует сын служанки вместе с моим сыном» ты учишь, что это был спор о наследстве, и каждый говорил «я — первенец».
И это есть также аспект Яакова и Эйсава, ибо там был аспект подмены и дворцов подмены в одном чреве — два народа в чреве твоем, и две нации из живота твоего разделятся, и народ от народа крепнуть будет. И старший будет служить младшему[11]», ибо подмены дворцов подмен изменяются каждый раз в нескольких различных аспектах бескончено.
И также у каждого человека в частности есть множество изменений и подмен, бесконечно и бесчисленно, и это аспект всех подъемов и падений, происходящих с каждым человеком в течение всей его жизни, с самого момента его рождения и до самой его смерти, и все превращения, которые претерпевает его душа, из поколения в поколение до конца времен — все это происходит из тайны дворцов подмен, и оттуда тайна превращений душ, в разнообразных превращениях, для того, чтобы очистить их от аспекта дворцов подмен, начиная от греха первого Адама, ибо оттуда — корень всех грехов, и как говорилось выше.
[1] Серия из восьми томов, составленная рабби Натаном, и она занимает второе по важности место (после Ликутей Моаран) в Бреславском хасидизме. (википедия)
[2] Как правило, рабби Нахман рассказывал эти сказочные истории, но не давал «ключа» к ним. Прим. переводчика
[3] Вот еще одно, достаточно оригинальное, прочтение этой истории у рава Шагара: «разбиение сосудов как катастрофа»
[4] Мишлей, 27, 8
[5] Интересное обсуждение, что такоеהיכלי התמורות «дворцы подмены» (на иврите). А вот, кажется, объяснение, что это означает: Два «дворца» (комнаты, пространства), которые снаружи выглядят совершенно идентично, но только один из них истинный. И человек должен войти в них, и он не знает заранее, куда он вошел. Так и наша жизнь полна бесчисленных возможностей, выглядящих, на первый взгляд, одинаково, и тайна жизни состоит в том, чтобы знать, что выбрать, в какой «дворец» войти.
[7] Мишлей 20, 21-22
[8] Коэлет 10, 7
[9] Не знаю, как кому, мне здесь чудится рав Кук ЗаЦаЛь (прим. переводчика)
[10] Берейшит 21, 9