Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Кейцад меракдин

Хасидут с комментариями[1]

Маамар «Кейцад меракдин лифней а-кала[2]«

Из книги «Ликутей Тора»

Алтер Ребе

Автора Тании и Шулхан Орух

Благословен Вс-вышний

Маамар, начинающийся словами «Учили Рабонон, как танцуют перед невестой» из книги «Ликутей Тора» Шир аШирим, стр. 48

Глава 1

Учили наши учителя: «как танцуют перед невестой? Дом (школа) Шамая говорят: «невеста – как она есть», а дом (школа) Гилеля говорят: «невеста – красивая и добродетельная»». И вот, «кала[3]» – это аспект «колсо нафши[4]«, т.е., аспект стремления души к Вс-вышнему, которое есть в каждой искре душ Израиля, слиться и прилепиться к Вс-вышнему, да будет благословенно имя Его. И эта любовь присутствует в них постоянно, и как сказано: «лемаан йезамерхо ковойд[5]«, «кари томид вело шаких[6]«. И даже находящиеся на самых низких ступенях, люди малограмотные и грешники, есть в них аспект этой любви, но она не ощутима в душах их в аспекте раскрытия, а находится в аспекте «макиф[7]» над ними, «и несмотря на то, что он не видит – звезда его видит[8]«.

Глава 2

Но для того, чтобы вывести эту любовь, называемую «кала» («невеста») из сокрытия к раскрытию, чтобы она светила в душах их в аспекте раскрытия, на это спрашивают наши учителя: «как танцуют…» и сказали дом Шамая – «как она есть». Ибо, поскольку корень дома Шамая – из высших гвурот[9], и поэтому они называются «Шамай», как сказали Разал[10] на посук: «весом дерех[11]» — «каждый, кто рассчитывает пути свои», и т.е., что он взвешивает все пути свои, как и что они, и т.е., что соразмерно «сур ме-ра[12]» таково же будет притяжение {Б-жественности} после этого. И это есть «невеста – как она есть», т.е., соразмерно подъему снизу – из аспекта искафьо[13] от «сур ме-ра«, много ли или мало, таким же будет и раскрытие аспекта колус а-нефеш[14] в душе его.

Глава 3

Однако дом Гилеля – корень которых из аспекта хасодим[15], не соглашаются с домом Шамая, что притяжение Б-жестственности должно быть соизмеримо со степенью подъема, но наоборот, сначала должно быть притяжение Свыше вниз, и тогда само собой, отпадут все «хицойним[16]«, которые против Вс-вышнего, и т.е., что «асей тойв[17]» предшествует «уйди от зла», ибо «немного света отталкивает много тьмы[18]«. И поэтому они называются «Гилель», от языка «беhилой нейрой алей ройши[19]«. И также «Гилель» от языка прославления и благодарения, и т.е., что посредством прославления, когда он задумывается о величии Вс-вышнего – само собой отпадет зло. И это есть «мошхейни – ахарехо норуцо[20]» — снизу вверх, и, т.е., через то, что сначала «мошхейни» – «потяни меня» — Сверху вниз, через это само собой – «ахарехо норуцо» — «побежим за тобой».

И это есть смысл «кало нооо вехасудо» (невеста красивая и добродетельная», «хасудо» – это язык нифъал[21], как известно знатокам грамматики, что «хасид» и «хасида» – это имя прилагательное, и т.д., а «хасудо» – с «млофум[22]» — это нифъал, т.е., что она становится «хасудо»-посредством притяжения высшего милосердия Свыше вниз, чтобы было раскрытие Б-жественности, и тогда само собой отпадет зло, и будет аспект раскрытия колус а-нефеш в душе его, чтобы исполнить «кало ноо[23]» и «Исроэл ашер бехо эспоэйр[24]«, и даже если она хрома или слепа, ибо перед Ним – все равно и все Он сравнивает, и «им цодакто[25]» и т.д. И это то, что сказано: «оз йедалейг кеайол писейах[26]«. И это то, что сказано: «хесед элйон бал йимойт[27]«, что когда раскрывается Б-жественная милость Свыше вниз, тогда само собой отталкивается зло, и будет – как если бы его не было, и будет аспект любви, заложенной (букв. «вбитой») в сердце его, подобен колу, забитому в землю, и не пошатнется.. Однако, по словам бейт Шамая, должно быть сначала «удались от зла», и это невозможно быть полностью, и поэтому они сказали «как она есть», но не когда она хрома или слепа.

Маамар с комментариями[28].

Глава 1

Содержание главы: Природная любовь к Вс-вышнему коренится в сердце всего Израиля, даже у грешников.

תנו רבנן – כיצד מרקדין לפני הכלה. בית שמאי אומרים כלה כמות שהיא ובית הלל אומרים כלה נאה וחסודה.

Учили наши учителя: «как танцуют перед невестой». Дом Шамая говорят: «невеста – как она есть». А дом Гилеля говорят: «невеста красивая и добродетельная».

Известно, что Вс-вышний называется «хосон[29]«, а Кнесес Исроэл[30] называется «кало[31]«[32], что из этого ясно, что также как на всякой свадьбе танцуют перед невестой (ибо таков был их обычай (во времена Мишны) – чтобы великие и прославленные учителя танцевали перед невестой именно – чтобы пробудить любовь ее мужа к ней, и как приводится в Геморе (Ктубот 17, 1) «Рав Шмуэль танцевал с тремя {миртами}» (приводится в книгах Мителер Ребе)) – так же есть идея «танцевать перед невестой» в духовном смысле, что это есть подготовка к «единению» и «свадьбе» Вс-вышнего и Кнесес Исроэл (т.е., единение Израиля и Вс-вышнего).

И в этом духовном «танце» спорят дом Шамая и дом Гилеля, следует ли прославлять «невесту» (Кнесес Исроэл) «как она есть», или «невеста красивая и добродетельная».

הנה כלה הוא בחי’ כלתה נפשי, דהיינו בחינת כלות הנפש שיש בכל ניצוץ נשמות ישראל, ליכלל ולידבק בה’ ית’

И вот, «кало» («невеста») – это аспект «колсо нафши» («изнывает душа моя») – т.е., аспект колус а-нефеш (стремления души к Б-жественности), которое есть в каждой искре душ Израиля, чтобы слиться и прилепиться к Вс-вышнему, да будет благословенно имя Его.

Чтобы понять смысл духовного содержания «танца перед невестой», и также, соображения дома Шамая и дома Гилеля, нужно сначала объяснить внутренний смысл того, что собрание душ Израиля называется «кало» от языка «колсо нафши» (Тегилим 84, 4), что это есть язык страстного стремления, что это потому, что в каждой душе («искре») из Израиля скрыта мощная любовь к Вс-вышнему, в аспекте «изнывает душа моя», и т.е., что душа жаждет по природе своей быть прилепленной к Вс-вышнему совершенно, вплоть до того, чтобы слиться с Б-жественностью.

ואהבה זו ישנה בהם בתמידות, וכמ»ש למען יזמרך כבוד, קארי תמיד ולא שכיך.

И эта любовь присутствует в них постоянно, и как сказано: «лемаан йезамерхо ковойд», «кари томид вело шаких».

Эта любовь, которая есть в душе к Вс-вышнему, не создается посредством работы, но это природная и постоянная любовь, со стороны самой ее сущности, поскольку она «часть Вс-вышнего Свыше» (сефер маамарим 5567) (подобно любви детей к своим родителям, поскольку «ты плоть от плоти моей»). И поэтому душа называется «ницоц», «искра», ибо она подобна «искре, которая притягивается пламенем, и когда она близко к пламени, то она сливается с ним действительно» (Адмур аЭмцои).

И об этом сказано: «лемаан йезамерхо ковойд», и объясняется в Зогар «кари томид вело шаких» («зовет постоянно и не успокаивается»), и это говорится о постоянной любви и стремлении души[33] прилепиться к Вс-вышнему.

ואפילו בפחותי הערך ועמי הארץ ועוברי עבירה יש בהם בחינת אהבה זו.

И даже среди людей низких и малограмотных и грешников есть в них аспект этой любви.

Поскольку эта любовь естественна для души, поэтому она присутствует в каждом из Израиля, без исключения, даже у грешников. И «поэтому у каждого из Израиля есть сила отдать свою душу за освящение имени Вс-вышнего», без всякой логической причины, только в аспекте веры, которая выше разума» (ספר הנחות ר»פ), и это даже у самого легкомысленного еврея, несмотря на то, что он грешит, если скажут ему отречься от единства Вс-вышнего, то он пойдет на смерть ради этого» (Адмур аЭмцои, и см. также Тания в конце гл. 18 и гл. 19).

אלא שאינה מורגשת בנפשם בבחינת גילוי, אלא היא בבחינת מקיף מלמעלה.

Но она не ощутима в их душах в раскрытии, а присутствует в аспекте макиф Свыше.

И то, что несмотря на это, он остается человеком низким и продолжает грешить (хотя есть в нем Б-жественная искра, которая стремится прилепиться к Б-жественности в аспекте колус а-нефеш) – это потому, что эта любовь к Вс-вышнему она в аспекте «макиф над ним». «Макиф» указывает на аспект, который не находится в раскрытии в человеке и не ощущается в нем (несмотря на то, что присутствует в нем), и поэтому это как будто бы «окружает» человека, поскольку не осознается человеком (см. Тания гл. 48, стр. 88, 1) – и это противоположно понятию «пними», указывающему на то, что входит «внутрь» человека, до такой степени, что изменяет его[34].

И также эта любовь не ощущается в мозгу и сердце человека, и остается в сокрытии, в аспекте «макиф», и поэтому она не изменяет человека, и он остается «низким».

ואף על גב דאיהו לא חזי, מזלי’ חזי

И несмотря на то, что он сам не видит, звезда его видит.

И это подобно тому, что сказано (Даниэль 10, 7) по поводу Даниэля и людей, которые были с ним, «И видел я, Даниэль, только один, это видение, а люди которые были со мной, не видели его, но великий страх напал на них», и объясняют Разал причину, почему напал на них великий страх, несмотря на то, что не видели – «несмотря на то, что он не видит, звезда его видит», т.е, «он не видит» – в аспекте понимания и постижения, а «звезда его видит» – т.е., корень каждого и каждого из Израиля Свыше (т.е., аспект «макиф»), который «видит действительно».

Что это корень аспекта веры, который есть в каждом и каждом из Израиля, «ибо невозможно совершенно отдалиться от нее, ибо он видит действительно, без всякого разумного постижения, но действительно видит» (ганахот р. Пинхаса), т.е., душа Свыше видит Б-жественность, и поэтому есть у человека простая вера во Вс-вышнего, абсолютная и несомненная, как вещь, которую видят материальными глазами».

Краткое изложение гл. 1

Чтобы понять спор бейт Шамая и бейт Гилеля, следует ли прославлять невесту «как она есть», или «невеста красивая и добродетельная», сначала объясняется что «невеста» («кала») – это от языка «колсо нафши», и указывает на естественную любовь к Вс-вышнему, которая есть в душе каждого из Израиля, даже грешника, вплоть до «колус а-нефеш» действительно, т.к., дерзкое стремление слиться с Б-жественностью. Но она находится в сокрытии, и не ощутима в людях низких.

Понятия, объясненные в главе:

Колус а-нефеш, кари томид вело шаких, макиф Свыше.

Глава 2

Содержание главы: Подход дома Шамая, что нужно начать от «удались от зла», и только после этого заниматься постижением Б-жественности мозгом и сердцем.

אך כדי להוציא אהבה זו הנקראת בשם כלה מההעלם אל הגילוי, להיות מאיר בנפשם בבחינת גילוי, הנה ע»ז שאלו רז»ל כיצד מרקדין

Но для того, чтобы вывести эту любовь, называемую «невестой», из сокрытия к раскрытию, чтобы она светила в душах их в аспекте раскрытия, на это спросили Разал, «как танцуют».

Несмотря на то, что эта природная любовь души к Вс-вышнему, это только аспект «макиф» над человеком, и она не раскрывается в человеке сама по себе – но выбор дан каждому человеку, «вывести и раскрыть эту любовь из сокрытия ее, чтобы она светила в мозгу его и в сердце его» (ספר הנחות ר»פ)

И это есть идея «танца перед невестой» – подобно тому, как танец перед невестой в буквальном смысле, пробуждает у невесты радость и наслаждение к ее мужу, так же есть аспект «танца» в духовности, смысл которого – пробудить природную любовь (аспект «невесты»), которая есть в Б-жественной искре, чтобы она светила в раскрытии. (ס’ תקס»ז. ס. אדמו»ר האמצעי)

И это есть смысл вопроса Разал: «как танцуют перед невестой», т.е., каким образом раскрывают в сынах Израиля аспект колус а-нефеш к Вс-вышнему (со стороны Б-жественной искры, которая в нем),

И об этом спорят дом Шамая и дом Гилеля, каков путь, чтобы прийти к аспекту колус а-нефеш.

[Чтобы лучше понять рассматриваемую здесь идею, следует привести здесь слова Адмур hоЭмцои (в книге маамарим Адмур hоЭмцои. И см. также маамар «Вехол hоом роим 5700 (Адмур Райац), гл. 4):

Есть два различных мнения в истинных путях Вс-вышнего.

Поскольку человек далек и весьма низок уровень его, из-за грубости материи его во всех видах материальных страстей, как же он может достичь истинной привязанности, чтобы приблизить («принести в жертву») сердце свое к Вс-вышнему, в истинной прилепленности, и как сказано «и к Нему прилепитесь».

И некоторые говорят, что конечно же, невозможно, чтобы материальный человек достиг аспекта совершенства в прилепленности в мозгу в постижении величия Вс-вышнего и в сердце его, чтобы воодушевиться и т.д., но только после того, как очистит себя от всего недостойного и нечистого, достигнув совершенной чистоты в сердце своем и в действии, и также в помыслах, и в истязании тела, пока не очистится материя его постепенно, и тогда он сможет подступить к Святости, прилепиться к Б-жественности в мозгу своем и т.д, но все время пока не очистилось тело его совершенно, как же может он приблизиться, полный мум и пгам, к Высшей Святости.

[Этот путь называется «подъем снизу вверх», подобно тому, как два человека, один из которых стоит наверху, а второй внизу, и есть два пути, чтобы они соединились, первый путь, чтобы нижний поднялся наверх, и это есть путь очищения материи тела].

Однако, второе мнение противоположно, ибо несомненно, что тот, кто находится во тьме, и не видел Б-жественного света в жизни своей, чем же он может очистить себя, и как же очистит он сердце свое, и мысли свои и грубые свои эмоции, если он погружен и повязан своим состоянием, но совет ему, пусть скажет он в сердце своем, что хотя он недостоин подняться со стороны тела своего, которое не очистилось, и ни со стороны своих добрых дел, исполненных как положено, тем не менее, он сможет очистить себя от всякого зла, тем, что осветит душу свою Б-жественным светом, в постижении в мозгу и в сердце, и даже более чем он способен понять и воспринять, и тогда свет отталкивает тьму, и как мы видим воочию, что когда свети Б-жественный свет внутри его мозга и сердца даже немного, немедленно отпадают всякая нечистота и грубость тела в тот час, пока он совершенно не отвлечется заботами этого мира, но все время пока Б-жественный свет еще светит в его мозгу и сердце, в Б-жественном воодушевлении, в глубоких постижениях, он не увидит зла, ибо Вс-вышний находится с ним, ибо не способно зло находиться в месте, где присутствует святость совершенно и совершенно.

[Этот путь назвыается «притяжение сверху вниз», как в приведенном выше примере двух людей, когда высший спускается к нижнему, и подобно этому также в нашем вопросе, когда притягивается Б-жественный свет на человека еще прежде, чем очистится материя его, и наоборот, посредством этого «притяжения» самого отталкивается зло].

И это есть содержание спора дома Гилеля и дома Шамая:]

אמרו בית שמאי כמות שהיא כו’.

כי להיות בית שמאי שרשם מבחינת הגבורות עליונות, על כן נק’ שמאי, כענין שאמרו רז»ל על הפסוק ושם דרך כו’ כל השם אורחותיו, דהיינו ששוקל דרכיו איך ומה הוא.

Сказали бейт Шамай, как она есть и т.д.

Ибо поскольку бейт Шамай их корень из аспекта высших гвуройс, поэтому они называются «Шамай», подобно тому как сказали Разал на посук «весом дерех…», «каждый, вычисляющий пути свои…», т.е., что он взвешивает пути свои как и что он.

Известно, что корень душ дома Шамая из гвуройс, и поэтому они «судили всегда в сторону устрожения во всех запретах Торы» (Тания Игерес аКойдеш симан 13. Книги Мителер Ребе).

И как указывается также в имени «Шамай» от языка «Шумо дэдайонэй», подобно тому, что сказали Разал «каждый, высчитывающий пути свои», т.е, что он «рассчитывает убыток от исполнения заповеди против награды за нее», «сом» как «сомин» (Раши). Что это указывает на гвурот и диним, ибо он взвешивает каждую вещь, как и что она, что все по суду и счету.

היינו שלפי ערך הסור מרע כך יהי’ המשכה אח»כ, מבחינת כלה, כלות הנפש שלמעלה.

Т.е., что в соответсвтии с уровнем сур ме-ро, как будет и притяжение после этого, из аспекта «кала», клойс а-нефеш Свыше.

И это есть также объяснение слов дома Шамая здесь, «невеста – как она есть», что «невеста» — это аспект клойс-а-нефеш, раскрывающийся в сердце человека посредством раскрытия Б-жественной искры в нем, и на это говорят дом Шамая, что раскрытие («притяжение») Б-жественной искры происходит путем суда и счета, ибо в соответствии с тем, что человек достиг сам, чтобы быть «удались от зла», так же соответственно этому раскрывается Б-жественная искра в нем.

וזהו כלה כמות שהיא, כלומר, כמו שהיא העלי’ה מלמטה מבחינת אתכפייא מסור מרע, אם רב אם מעט, וכך יהי’ המשכת בחינת גילוי כלות הנפש בנפשו.

И это есть «невеста – как она есть», т.е., насколько есть подъем снизу и аспекта искафьо, «удались от зла», много ли или мало, и так же будет притяжение аспкта раскрытия клойс анефеш в душе его.

«Сур меро», в более широком смысле, это не только, что человек остерегается, тчобы не грешить, но это включает в себя всю общую идею служения, направленного на подавление зла («искафьо»), чтобы удалить себя от страстей этого мира даже в разрешенных вещах; и в еще более общем смысле – работа «подъема снизу вверх», т.е., то, что человек стремится «отдалить» себя от материальности и физической материи, и приблизиться больше к Б-жественности и к духовности в общем.

И это говорят дом Шамая, что для того, чтобы удостоиться раскрытия Б-жественного света в его душе (и через это раскрывается в нем его Б-жественная искра, и его любовь к Вс-вышнему в аспекте «клойс а-нефеш») – это зависит от того, насколько он «поднял», и очистил себя, ибо «притяжение» (раскрытие Свыше) соответственно «подъему».

Проще говоря:

Подход дома Шамая, что человек должен взвешивать все свои пути и свои дороги с большой точностью, чтобы не ошибиться совершенно, и должен быть точным и устрожить на себя, чтобы найти каждый недостаток и ущерб с совершенной точностью, даже если он «как толщина волоса», и даже если это просто мысль, и также в добрых делах – он должен взвесить на весах своего разума внутреннее содержание и смысл всех его дел, также добрых, как они не во имя Небес и не во имя истины – и только по счету, что он знает и видит в своей душе, что очистилось сердце его от дурного влечения и недостойных качеств характера – тогда он встанет в душе своей чтобы приблизиться к Святости в служении мозга и сердца, чтобы задуматься о величии Вс-вышнего и служить Ему в радости, но не более меры своей (кн. Адмур гоЭмцои. И в кн. 5567 кратко).

Краткое содержание гл. 2

И это есть объяснение вопроса Хазал «как танцуют перед невестой» – «каким образом раскрывают это качество стремления души к Б-жественности. Бейт Шамая говорят «невеста – как она есть» – ибо поскольку корень их из качества «гвура», то они устрожают и говорят, что эта любовь раскрывается в человеке только соответственно его служению в подавлении зла, которое в нем, и это есть «невеста как она есть». И это также значение имени «Шамай», от языка «шумо дэдайоней», что человек должен оценить себя и взвесить пути свои, насколько он достоин заниматься притяжением Б-жественного света в душу свою, ибо это зависит от того, насколько он очистил свою материю.

Глава 3

Содержание главы: учение дома Гилеля – умножить Б-жественный свет, и немного света отталкивает много тьмы.

אבל בית הלל שרשו מבחי’ החסדים, חולק על ב»ש שלא יהי’ «המשכה» לפי ה»העלאה» אלא אדרבה, תחלה יהי’ «המשכה מלמעלה למטה» ויהי’ אז ממילא יפלו כל ה»חיצונים» שלא לה’ המה.

והיינו שהעשה טוב יהי’ קודם לסור מרע, כי מעט מן האור דוחה הרבה מן החושך

Однако, дом Гилеля, корень которых из аспекта хесед, спорит с домом Шамая, что не «притяжение» будет соответствовать «подъему» а наоборот, сначала будет «притяжение Свыше вниз» и тогда само собой упадут все «внешние», которые не во имя Вс-вышнего.

И т.е., что «асей тойв» предшествует «сур мей-ро», ибо немного света отталкивает много тьмы.

И, следовательно, «удались от зла» (уничтожение «хицойним[35]«) достигается посредством «твори благо», ибо Б-жественный свет, который раскрывается в его душе, отталкивает находящееся в ней зло с его места.

[«твори добро» – имеется в виду не (только) исполнение заповедей и добрых дел, но) в более широком смысле – притяжение и раскрытие Б-жественного света (свет называется «тойв», как сказано, «вайар Элойким эс hоойр ки тойв[36]«)].

וע»כ נק’ הלל מלשון בהלו נרו עלי ראשי

И поэтому называются Гилель, от языка «беhилой нейрой алей ройши[37]«

«Гилель» – это язык света, как говорит Писание: «беhилой нейрой алей ройши» («когда свеча Его светила над головой моей»), ибо это есть идея хесед (ибо корень души дома Гилеля – из хасодим) – свет и раскрытие, «ибо аспект раскрытия и притяжения света в мир Свыше… это аспект качества хесед» (Тания Шаар аЙихуд веhоЭмуно, в конце гл. 11)

וגם הלל מלשון שבח והילול, דהיינו ע»י שבחים בהתבוננות גדולת ה’ ממילא יפול הרע

И также «Гилель» от языка прославления и славы, т.е., что посредством прославления Вс-вышнего, когда он сосредотачивает свою мысль на величии Вс-вышнего – само собой, отпадет зло.

Но каким же образом «притянуть» (привлечь) Б-жественность в его душу, еще перед тем, как исполнит «удались от зла» (т.е., еще перед тем, как человек очистил себя от грубости своей физической природы) – это посредством сосредоточения мысли на величии Вс-вышнего, и когда человек понимает и постигает своим разумом аспекты Б-жественности и величие Вс-вышнего, и после этого сосредотачивает на этом свою мысль, «когда связывает свой разум очень сильной и прочной связью, и упорно сосредоточит свою мысль на величии Бесконечного, благословен Он» (язык Тании в конце гл. 3) – это углубленное размышление порождает любовь к Вс-вышнему и страх перед Ним в сердце человека (Тания там же) – и посредством этого привлекается Б-жественный свет в мозг его и в сердце его.

И также на это есть указание в имени «Гилель» – язык прославления и славы, и это служение человека, когда он сосредотачивает свой разум на величии Вс-вышнего [что приводит его к тому, чтобы прославить Вс-вышнего в молитве], что посредством этого притягивается Б-жественный свет в душу его (по первому объяснению в «Гилель» от языка «беhилой нейрой», и зло отталкивается само собой, и как говорилось выше, что немного света отталкивает много тьмы, «которая отталкивается от него сама собой«. (Тания гл. 12).

И это есть учение дома Гилеля, что человеку не следует ждать, и устранять себя от служения сердцем, притягивать Б-жественность в свою душу, пока не очистит себя сначала во всех делах своих, ибо, если он будет ждать этого, то никогда он не увидит Б-жественный свет, и никогда не сможет предстать перед Вс-вышним в служении мозга и сердца;

Но наоборот, пусть он начнет «сверху вниз», задумается о величии Вс-вышнего в деталях, и углубит мысль свою и направит сердце свое к Вс-вышнему, чтобы осветить душу свою в аспекте раскрытия Б-жественности действительно, пока не установится свет этот в мозгу его и в сердце его внутри в глубине души его, и тогда само собой отпадет все злое, что в душе его, в качествах характера и в грубости его тела, пока не очистится постепенно, приучая себя к такому служению, денно и нощно, в трех ежедневных молитвах и т.д. (маамарим Адмур hоЭмцои, и кратко в маамарим 6657).

וזהו משכני אחריך נרוצה, הוא ממטה למעלה, והיינו על ידי שמתחלה משכני מלמעלה למטה, ועי»ז ממילא אחריך נרוצה כו’.

И это есть «мошхейни ахарехо норуцо», снизу вверх, и это посредством того, что сначала «позови меня» – сверху вниз, и посредством этого само собой «побежим за тобой…»

Указание на это учение дома Гилеля можно найти в посуке «мошхейни ахарехо норуцо», «бег» человека к Вс-вышнему – это следствие «мошхейни» (что Вс-вышний «тянет» человека к Нему Свыше).

Простой смысл этого писания, что мы просим, чтобы Вс-вышний «потянул» нас к себе, в качестве беспричинной милости, и тогда «побежим за Тобой».

Но есть более глубокое объяснение, что сначала человек сам занимается «мошхейни», т.е., задумывается о величии Вс-вышнего и т.д., чтобы привлечь Б-жественный свет на свою душу (даже если со стороны своей материальной и физической природы он не достоин раскрытия Б-жественности в его душе), и через это само он «побежит» к Вс-вышнему, и этот «бег» он «снизу вверх», и т.е., что человек очищает себя, пока он сам не захочет и не пожелает приблизиться к Вс-вышнему.

И т.е., что «бег» приходит сам собой посредством «мошхейни» (притяжения Б-жественности в его душу).

וזהו פירוש כלה נאה וחסודה, חסודה היא מל’ נפעל, כידוע למדקדקים שחסיד וחסידה הוא שם התואר כו’ אבל חסודה במלאפו»ם הוא שם הנפעל

И это есть смысл «кало ноо вахасудо», «хасудо» это нифъаль, и как известно знатокам грамматики, что «хасид» и «хасида» это прилагательные, но «хасудо» с шурук – это нифъаль

«хасудо» – это нифъаль – т.е., что она становится «хасудо» посредством других.

דהיינו שנעשית חסודה ע»י המשכת חסד עליון מלמעלה למטה להיות גילוי אלקות, אזי ממילא יפול הרע ויהי’ בחינת גילוי כלות הנפש בנפשו, להיות כלה נאה, וישראל אשר בך אתפאר.

И т.е., что она становится «хасудо» посредством притяжения высшего милосердия Свыше вниз, чтобы было раскрытие Б-жественного света, и тогда само собой отпадет зло, и будет раскрытие аспекта клойс а-нефеш в душе его, чтобы быть «кало ноо», и «Израиль, которым Я горжусь».

И это есть точное значение слов дома Гилеля: «невеста красивая и хасудо», ибо каким образом можно достичь ступени «кало ноо» – когда человек очищается от грубости своей материальной природы, до такой степени что достигает ступени «כלה», когда он стремится к Б-жественности всей своей душой (и тогда он «красив», «Израиль, которым я горжусь») – это достигается посредством раскрытия высшего милосердия Свыше, ибо посредством того, что человек занимается притяжением раскрытия Б-жественности в его душе (задумываясь о величии Вс-вышнего) – зло падает само собой.

ואפילו חיגרת ואפילו סומא

И даже если она хрома или слепа

И тогда становится понятным ответ на вопрос, который задают дом Шамая: «ведь даже если она была хрома или слепа – говорят ей «невеста красивая и добродетельная»? – и ведь Тора сказала «от лжи удались»? — ибо несмотря на то, что она «хрома» или «слепа» – что есть повреждение в духовных органах Б-жественной души [«слепа» – это повреждение в аспекте хохмо, ибо хохмо – это способность видеть Б-жетсвенность, а «хрома» – это повреждение в аспекте действия, которое относится к ногам. Тем не менее, когда он привлекает Б-жественность в свой мозг и сердце, то это раскрытие приводит к тому, что он станет «ноо вахасудо», как объяснялось выше.

דקמי’ה שוה ומשוה, אם צדקת כו’.

Ибо перед ним равно и уравнивает, «если праведен…»

И более глубокий смысл в этом: Перед самим Вс-вышним, который вне рамок миров и творений совершенно, все равны абсолютно – «шове умашвэ котон вегодол», ибо ничто не «занимает место» (т.е., ничто не значимо) перед Ним.

И более того: даже пгамим — повреждения души, причиненные вследствие грехов, — не считаются пгам совершенно перед Сущностью и Сутью Б-жественности, и как сказано: «если согрешишь ты – что ты сделаешь Ему… если праведен ты – что ты дашь Ему», ибо невозможно сказать, что работа творений или отсутствие их работы «занимает место» перед Ним.

[И как сказали Разал: «И разве важно для Вс-вышнего если он делает шхиту… но не даны заповеди, но только для того, чтобы очистить ими творения», и как объясняется в некоторых книгах, как вся идея служения – это не ради Него, благословенно имя Его, ибо перед Вс-шним нет никакого места и сравнения и важности делам человека, но все это – ради нашего блага].

И поскольку все равно перед Ним, то со стороны раскрытия Свыше не имеет значения состояние человека, и «может быть раскрытие света и притяжение его даже к «хромому» и «слепому».

И более того – когда раскрывается свет – то отталкивается зло и исправляются все повреждения, ибо поскольку перед Сущностью и Сутью все пгамим от грехов и дурных дел не занимают места совершенно, то поэтому когда раскрывается свет Сущности, оттуда восполняется всякий недостаток и повреждение.

И то же самое в отношении души челвоека – ибо сама суть души – называемая «йехидо», поскольку она совершенно едина с Б-жественностью, невозможен в ней какой бы то ни было пгам от грехов, и она постоянно прилеплена к Нему, благословенно имя Его, без всякого изменения совершенно; и поэтому, когда раскрывается искра Б-жественности, которая есть в душе, то все пгамим, которые есть в духовных «органах» души, «все будет исправлено и восполнено, всякий пгам, пока не назовется кало ноо».

[Подытожим:

Посредстовм того, что человек занимается постижением Б-жественности и задумывается о величии Вс-вышнего, он притягивает Б-жествевнность в свою душу, и посредством этого раскрывается сущность души, аспект йехидо в душе, которая отталкивает все не-желательные аспекты, пока не достигнет ступени «кало ноо вахасудо»].

וז»ש אז ידלג כאיל פסח כו

И это то, что сказано «оз йедалейг кеайол писейах…»

И это то, что говорится в пророчествах о будущем мире, «оз йедалейг кеайол писейах[38]«, что даже хромой будет прыгать – «ибо в будущем раскроется сущность света Эйн Соф, и как сказано «венигло квойд Гавайе[39]«, и когда раскроется этот высший свет – то оттолкнется всякий пгам и недостаток. (маамарим 5567).

וז»ש חסד עליון בל ימוט, שעל ידי גילוי החסדים מלמעלה למטה אז ממילא ידחה הרע והי’ה כלא הי’ה ויהי’ה בחינת האהבה תקועה בלבו ביתד בל ימוט

И это то, что сказано «хесед элйон бал йимойт», что посредством раскрытия хасодим сверху вниз, тогда само собой отталкивается зло, и будет, как будто бы не было, и будет аспект любви крепко корениться в его сердце.

О раскрытии этого высшего света сказано: «хесед элйон бал йимойт», ибо этот свет называется «бал йимойт», ибо этот высший свет называется «хесед элйон» (как говорилось выше), и когда раскрывается «хесед элйон», то зло отталкивается совершенно, и само собой, установится свет любви к Вс-вышнему в сердце человека вечно и постоянно, как יתד בל תמוט

משא»כ לדברי ב»ש צ»ל תחילה סור מרע, וזה א»א להיות בתכלית, ועל כן אמרו כמות שהיא, אבל לא אפילו חגרת וסומא.

Но по мнению дома Шамая, должно быть сначала «сур ме-ро», и это невозможно быть полностью, и поэтому сказали «как она есть», но не тогда, когда она хрома или слепа.

По мнению дома Шамая, раскрытие «клойс а-нефеш» в сердце человека зависит от степени его «сур-ме-ро» («удались от зла»), и поскольку невозможно достичь полного «ухода от зла» (ибо «эйн цадик боорец ашер йаасэ hатойв велой йэхто»), поэтому Б-жественное раскрытие есть не в каждом, но «невеста как она есть» – и тот, в ком есть пгамим от грехов («хромая и слепая») – не может быть у него раскрытие Б-жественного света в его душе.

Краткое содержание гл. 3

Но дом Гилеля – их корень – из высших хасодим, и по их мнению, человек должен начать с того, чтобы привлечь Б-жественный свет в свою душу, как указывается в имени «Гилель», от языка света. И также язык прославления, что это есть служение, связанное с сосредоточением мысли на величии Вс-вышнего, посредством которого привлекают Б-жественный свет в сердце и мозг. И тогда «немного света отталкивает много тьмы», зло отступает само по себе. И это есть точное значение слова «хасудо», язык нифъал, ибо отталкивание зла происходит само по себе посредством притяжения света. И это есть «даже хромая, даже слепая», можно хвалить ее, что она «красивая и добродетельная», ибо поскольку относительно Вс-вышнего пгамим не «занимают места», поэтмоу, когда привлекается Б-жественный свет, то отсупает зло даже от «хромой» и «слепой», и она становится «красивой и добродетельной», пока любовь к Вс-вышнему не установится в сердце его, как крепкая основа, которая не пошатнется.

Понятия, объясненные в главе:

Хицойним, шовэ умашвэ



[1] Серия маамарим Рабеим – учителей Хабада, издаваемая «Гейхаль Менахем».

[2] «Как танцуют перед невестой». Кетубот 16, стр. 2 и далее.

[3] Кало — Невеста

[4] «Изнывает душа моя» (Тегилим 84, 3)

[5] «Чтобы воспевала Тебя слава (душа моя)» (Тегилим 30, 13)

[6] Зовет постоянно и не успокаивается. См. Зогар ч. 2, стр. 140, 1 и еще.

[7] «Окружающий» свет, свет, который выше, чем миры. см. макиф и пними.

[8] Мегила 3, 1

[9] Мн. число от гвура

[10] Моэд Котон 5, 1

[11] «А размышляющему (и исправляющему) путь» (Тегилим 50, 23)

[12] «Уклоняйся от зла» (Тегилим 34, 15)

[13] Искафья — Подавление (дурного начала). См. также исhапхо

[14] стремление души к Вс-вышнему (настолько сильное, что душа может отделиться от тела)

[15] Мн. ч. от хесед

[16] Хицойним — Внешние (также: противоположные святости)

[17] «делай добро» (Тегилим 34, 15)

[18] См. Бехайей Берейшис 4, 7

[19] «Когда Он светил светильником Своим над моей головой;» (Ийов 29, 3)

[20] «Влеки меня! За тобой побежим.» (Шир гаШирим 1, 4)

[21] Страдательное наклонение

[22] Старое название огласовки «шурук»

[23] «Невеста красивая»

[24] «Йисраэйль, в котором прославлюсь.» (Йешайа 49, 3)

[25] «Если праведен ты, – что дашь Ему?» (Ийов 35, 7)

[26] «Тогда поскачет, как олень, хромой» (Йешайа 35, 6)

[27] «И по милости Всевышнего не пошатнется.» (Тегилим 21, 8)

[28] Жирным шрифтом выделены слова маамара. Слова комментария – обычным шрифтом

[29] Жених

[30] Кнесес Исроэл — Собрание душ Израиля. Общность еврейского народа

[31] Невеста

[32] И вся «Песнь Песней» основана на этом уподоблении, как известно в мидрашах наших учителей. Рамбам, законы Тшувы, гл. 10, Галаха 3

[33] Если рассматривать более детально, здесь идет речь о «источнике душ Израиля», аспекте малхус мира Ацилус, которая постоянно поднимается и сливается с Высшим» (Ликутей Тора, Шир аШирим, начальные слова «Ки ал кол ковойд хупо»).

[34] Возможная аналогия (без всякой ответственности за адекватность – авторы – А. Рыбалка и ешива в Ришоне) – макифу и пними – это «сила тока (пними) и напряжение (макиф)» и также «давление» (макиф). Другой вариант (ешива Ришон) – «кинетическая энергия (пними) и потенциальная энергия (макиф)». Прим. Переводчика.

[35] Хицойним.

В книгах каббалы клипот и силы нечистоты называются также «хицойним», поскольку они находятся вне границ Святости. И также потому, что корень их питания и жизненной энергии от света Святости [ибо питание и жизненная сила всякой вещи в мире – также клипот и нечистых вещей – это только от Вс-вышнего] – из аспекта «хицойниюс». Т.е., Вс-вышний не желает в действительности их существования (как Он желает существования святых вещей), но это лишь «внешняя воля», т.е., что Он желает их лишь в качестве средства для достижения другой цели, которая может быть достигнута посредством их, и, говоря языком Тани (гл. 22), что Вс-вышний дает им жизненную силу «как человек который бросает через плечо своему врагу, против своей воли, и только для того, чтобы наказать грешников и дать награду праведникам» (ибо если бы не были сотворены силы нечистоты, то не было бы аспекта выбора, и не было бы возможности для награды и наказания).

[36] «И увидел Вс-вышний свет, что он хорош» (Берейшис 1, 4)

[37] «Когда Он светил светильником Своим над моей головой;» (Ийов 29, 3)

[38] «Тогда поскачет, как олень, хромой» (Йешайа 35, 6)

[39] «И раскроется слава Вс-вышнего» (Йешайа 40, 5)