На этой неделе[1] (2008 г.) главный "хозер[2]" Ребе, рав Йоэл Кан, дал экслюзивное интервью еженедельнику "Кфар Хабад". Несколько выдержек из полного интервью
Порядок в голове.
Вследствие раздающихся в последнее время разговоров о необходимости единства, даже ценой болезненных компромиссов внутри Хабада, на этой неделе "хозер" Ребе, рав Йоэл Кан, дал беспрецедентное по своей резкости интервью еженедельнику "Кфар Хабад". Интервью опубликовано в праздничном (в честь йуд шват) номере еженедельника. "Если ради единства семьи разрешают даже больному ребенку провозглашать свое "легитимное" мнение о том, что яд полезен - детям – это означает, что нет здесь никакой любви не к нему, ни к детям" – говорит рав Кан, резко выступая по поводу "кенес иторерут" на прошлой неделе.
Интервью брал редактор Кфар Хабада, рав Аарон Дов Гальперин. Полное интервью печатается сегодня в новом номере Кфар Хабада.
"Штурем" публикует здесь несколько цитат из слов рав Кана, из более обширного интерьвью в Кфар Хабаде.
"Великая основа нашего шлихут и нашей миссии – "привести Ребе в мир", чтобы святое имя Ребе, да защитит нас память его, было бы уважаемо как можно более. Чтобы каждый и каждый (еврей и даже нееврей) знал, что Ребе был великим челвоеком, обладавшим удивительными достоинствами, и был истинным пастырем Израиля, заботившемся о народе в целом и о каждом в отдельности.
А сейчас давайте проверим, как распространяемое мнение о том, что Ребе "жив" – помогает исполнению этой миссии или наоборот. Я думаю, что каждый легко поймет, что писать "жив" (Шлита) о праведнике после его кончины – не только не добавляет уважения, но наоборот, приводит к насмешкам и обвинениям. "
"Я не говорю о людях, придерживающихся данного идеологии, я говорю лишь о самой этой идеологии. Ибо в отношении намерений сторонников этой идеологии – никто не знает, что в сердце другого, и несомненно, среди них есть многие, которые не понимают, что своими действиями они оскорбляют имя Ребе".
"Я видел их листовку от рош ходеш кислев, они напечатали фотографию какого-то человека, проходящего по "проходу", который сделали перед молитвой минха, и на этой фотографии они пишут "Ребе проходит по проходу на молитву".
Когда люди слышат о "проходе" для Ребе – это само по себе самая большая насмешка – и это насмешка не над тем или иным хасидом – но над Ребе, ибо они говорят, что для него они делают этот проход, чтобы он мог пройти – но этой насмешкой они не ограничиваются, и сделали также фотографию в своей листовке, как Ребе проходит по "коридору".
"Все низкие дела маскилим[3] и евсекции[4] и т.д. – старавшихся всеми способами оскорбить наших святых Ребе, это как ничто перед тем оскорблением, которое делают мешихисты, и по двум причинам: а) само оскорбление – никому не приходило в голову сделать такую великую насмешку. Б). Когда такая насмешка делается от имени любавичских хасидов, как будто бы, то это еще большая насмешка и оскорбление.
Кроме того, что их "идеология" приводит к насмешкам и оскорблениям, что совершенно противоречит нашей задаче и нашей миссии – также сама их "идеология" - совершеннейшая насмешка, и противоречит Торе".
Они говорят, что то, что мы видели воочию, что произошло в гимел тамуз – это обман зрения. Они основываются на том, что по их объяснению той или иной беседы невозможно, чтобы это произошло, и поэтому они создали новую веру (и "каждый хасид обязан верить в это") – веру в то, что Ребе жив. И теперь давайте чуть-чуть задумаемся, соответствует ли эта вера принципам Торы или нет…
О чем идет речь в конечном счете? О вопросах, в которых они не разбираются. И все их непонимание основано на их интерпретации той или иной сихи. И из этого они уже делают вывод, что реальность – это вымысел!
И тем более, что в этом вопросе все их толкование той беседы (даже без связи с "вопросами" которые у них есть) достаточно сомнительно. Ибо ведь известно, что Ребе написал завещание. И все знают об этом. И на основании противоречия, которое у них есть между реальностью и между их сомнительным объяснением слов Ребе – они приходят к дикому выводу, что реальность – это только вымысел".
Если бы их странная вера, что Ребе "жив физически" находила бы свое выражение лишь в том, что они делают "проход" для Ребе и т.д. – даже тогда было бы в этом достаточно позора и гнева. Но, увы, это находит свое выражение в практических действиях, противоречащих закону Торы.
Они призывают в своих выступлениях ко многим вещам, которые буквально противоречат Торе, как следствие их нового верования, что Ребе не умер. И когда они призывают не исполнять законы и обычаи Торы, следующие из исталкус[5] (включая все обычаи йорцайт, которые Ребе указал делать в связи с йуд шват) – это уже граничит с противоречием вере в Тору, не дай Б-г".
"Каждый должен идти на компромисс ради единства, и делать все зависящее от него, чтобы не было споров и ссор и борьбы – но нужно прояснить совершенно однозначно: ради единства можно и нужно идти на компромисс в вопросах денег, почета, вопросов "кто главный", в личных ссорах или в ссорах с тем, чье мнение отличается от моего собственного. Но в воспитании молодежи мы не хозяева! Это не наше имущество, и мы не можем отказаться от них!"
"Когда у одного из членов семьи есть искаженные убеждения, не дай Б-г – несомненно, что его любят не меньше, чем остальных братьев, но не дают ему "почета" публично выступать от имени всей семьи, когда знают, что он скажет. Любовь к нему выражается в том, что ищут способа, как исправить его убеждения. И если помогают ему продолжать в этом, и отравлять еще людей – из его семьи – это указывает на то, что нет никакой любви ни к нему, ни к остальной части семьи. Обязаны сказать правду, и только правду, и посредством этого – и только через это – можно надеяться, что будет хотя бы немного единства.
Когда одному из членов семьи приходит в голову сумасшедшая мысль о том, что определенный яд полезен для здоровья, как должна семья бороться с этим? Зависит: если они любят его и детей, то стараются излечить его с помощью врача, и пока он не вылечился – не разрешают детям слушать его, не дай Б-г, и объясняют им, что он говорит глупости. Вместе с тем объясняют детям, что он не виноват, и что нужно любить его, но слушать его и принимать его слова – очень опасно.
Если ведут себя по другому – и говорят, что ради единства семьи можно разрешить ему провозглашать свое "легитимное" мнение – о яде – детям – ясно, что нет здесь никакой любви ни к нему ни к детям".
Правильная идеология – говорить правду – что также сейчас Ребе жив в духовном смысле, и его благословение действует также здесь в материальности, и что 3 тамуза 5754 года не произошло никакого изменения в связи Ребе с хасидим – как со стороны Ребе к хасидим, так и со стороны хасидим к Ребе".
5 швата 5767
[1] הרב יואל כהן בראיון חסר תקדים
[2] "Хозрим" в хасидизме Хабад называют людей, обладающих феноменальной памятью, способных по памяти восстановить и записать многочасовую беседу или маамар Ребе (часто произносимые в субботу, когда нельзя использовать записывающую аппаратуру). Рав Йоэл Кан более 40 лет возглавлял группу "хозрим" у Ребе, записывавшую его беседы и маамарим. В свое время рав Йоэл Кан считал, что Ребе – Мошиах поколения, но после гимел тамуз он изменил свое мнение, и в данном интервью он подвергает "мешихизм" беспрецедентно резкой критике.
[3] Т.н. "просвещенцы", воевавшие против религии в 19 веке
[4] "Еврейское отделение" ВКПб в России в 20-30 годах 20 века
[5] Смерть праведника называется в хасидизме "гисталкус", в знак того, что его душа "возвышается" в момент его смерти