Урок из самоотверженности Пинхаса, "самого молодого из общества" – для молодежи нашего поколения.
1. В сегодняшней недельной главе рассказывается, что когда Зимри совершил свой поступок, никто не знал, что делать, хотя при этом присутствовали и Моше, и Агарон, и семьдесят старцев.
Гмара приводит[1] порядок, согласно которому Моше-рабейну обучал сынов Израиля Торе. Получив указания об очередной заповеди, он сообщал о ней Агарону, затем - сыновьям Агарона Эльазару и Итамару, после них - семидесяти старцам и лишь затем - остальному народу. Пинхас, сын Эльазара, здесь даже не упоминается. Следовательно, он учил Тору наравне со всем народом, так как был еще молод[2]. И вот именно он, самый молодой из всех, увидев, что сделал Зимри, воскликнул: «Моше-рабейну, не ты ли учил нас, что в подобном случае „ревнители поражают его"?!». На что Моше-рабейну ответил пословицей: «Тот, кто прочел письмо, тот и должен исполнять»[3].
Какой урок этот рассказ Гмары дает нам?
Бывают ситуации, когда вожди поколения молчат и не дают никаких указаний, но это отнюдь не всегда является доказательством, что делать ничего не следует и нечего даже пытаться найти выход из сложного положения. Если ты видишь, что можешь что-то предпринять, - действуй. А старшие ничего не говорят потому, может быть, что хотят, «чтобы Пинхас взял свое священнослужение»[4]. То есть именно в этом и состоит твое предопределение, именно этими своими действиями ты вознесешь в святость то, что тебе предначертано, и тем самым достигнешь своего совершенства. Как в материальном плане у каждого есть свой удел (как говорят мудрецы наши: «Не затрагивает человек пропитания своего товарища»[5]), так и в плане духовном у каждого есть свой удел в Торе.
Вот почему мы молимся: «И дай нам удел в Торе Твоей»[6]. Речь идет не только о понимании Торы, но и о способности делать в ней новые открытия. Примером может служить раби Акива, который открыл в области Галахи такое, чего не знал даже Моше-рабейну[7].
В исполнении заповедей человек тоже не затрагивает «духовного пропитания» своего товарища. А слова «Удостоился - получает свою долю и долю своего товарища»[8] относятся не к этому миру, а к Ган Эдену, и подразумевают воздаяние за исполнение заповедей. В том же, что касается самих заповедей (которые, как известно, выше воздания за них), у каждого без исключения есть в них свой удел. Поэтому вполне возможно, что если никто ничего не предпринимает, то это значит, что действовать должен именно ты!
2. О Пинхасе сказано: «Пинхас - это Элиягу»[9]. Но ведь Пинхас жил раньше Элиягу! Значит, следовало бы сказать наоборот: «Элиягу - это Пинхас»? «Зогар» говорит[10], что Элиягу на самом деле жил гораздо раньше Пинхаса, но тогда он был не «рожденным женщиной» (человеком, родившимся у своих отца и матери), а ангелом. Вот потому-то и сказано: «Пинхас - это Элиягу».
Что это означает для нас, в нашем служении Всевышнему?
Выше было сказано, что от каждого требуется не обращать внимание на действия или бездействие окружающих, а делать то, что следует. Откуда взять для этого силы? Ответ: «Пинхас - это Элиягу». Раз Всевышний послал тебе такое дело, для исполнения которого требуется самопожертвование, значит Он уже дал тебе силы для этого. И даже возможно, что в этот момент к твоей душе присоединяется «искра» того, кто не является «рожденным женщиной».
3. Вот какое указание получает отсюда наше поколение, и в частности - молодежь: нечего заниматься расчетами, что, мол, этот может выполнить эту задачу, а тот - другую. Знайте, что все, что приходит вам в руки, - это ваш удел, у вас есть силы, необходимые для выполнения своего дела, и выполнить его вы должны с самопожертвованием!
А о самопожертвовании Ребе, мой тесть, говорил:
- Самопожертвование состоит не в том, чтобы взобраться на крышу и броситься вниз, упаси Б-г! Самопожертвование совершается без шума, потому что «не в землетрясении Б-г»[11]. Самопожертвование должно наполнять самые повседневные дела - надо затыкать уши, чтобы не слышать того, что не следует слушать, закрывать глаза, чтобы не видеть того, что не следует видеть[12]. Даже в изучении Торы требуется самопожертвование, чтобы не брать Тору к себе, а себя брать к Торе. И когда желают по-настоящему, это удается.
Когда берут на вооружение самопожертвование Пинха-са, то открывается, что «Пинхас - это Элиягу», тот самый, кто возвестит о грядущем освобождении[13].
Иными словами, вся наша работа сегодня - это подготовка прихода Машиаха, чтобы превратить мир в святилище для Всевышнего.
Из беседы 12 тамуза 5714 г. (1954 г.)
[1] Эйрувин, 54б.
[2] См. Бемидбар раба, 20:25; Танхума, Балак, 21.
[3] Сангедрин, 82а.
[4] Бемидбар раба, 20:24.
[5] Йома, 38б.
[6] Окончание молитвы «Шмонэ-эсрэ», взятое из Авот, 5:20.
[7] См. Мнахот, 29б.
[8] Хагига, 15а.
[9] Зогар, ч. 2, стр. 190б.
[10] Ч. 1, стр. 46б.
[11] Млахим I, 19:11.
[12] См. Йешаягу, 33:15; Ребе Рашаб, Кунтрес гаавода, гл. 2.
[13] Таргум Йонатан, Ваэра, 6:18.