Преклонил он колени, разлегся как лев – также во время изгнания евреи подобны льву. Связь Билама и Амалека, оба они имеют "родословную", в служении человека. Тора – это главное, но она должна быть основана на любви и страхе.
1. «Преклонил он колени, разлегся как лев и как царственный зверь - кто заставит его встать?!»[1]. Мидраш говорит[2], что эти слова намекают на период времени от правления царя Цидкиягу до прихода царя-Машиаха. В дни царя Цидкиягу был разрушен Первый Храм и началось изгнание, которое продолжалось и после того, как спустя семьдесят лет Храм был восстановлен. О том, что изгнание не закончилось, свидетельствовал тот факт, что во Второй Храм не вернулись пять вещей, которые были в Первом Храме[3], - освобождение из Вавилонского изгнания не было полным освобождением.
Ребе Цемах-Цедек пишет[4], что слово «разлегся» намекает не на смертный, а на ночной сон, который служит символом изгнания. Может закрасться мысль, будто в изгнании находится не только тело, но и душа с Торой и заповедями, связанными с душой. Но в продолжении того же стиха Торы сказано, что несмотря на то, что «преклонил он колени, разлегся», это не свидетельствует о бессилии: просто тот, кто подобен «льву и царственному зверю», сам наложил на себя определенные ограничения. А «Зогар» говорит[5], что хотя лев очень силен, название «царственный зверь» указывает на еще большую силу.
Это значит, что даже во время изгнания народы мира не имеют никакой власти над Израилем. Еврейский народ всегда остается подобен льву и царственному зверю, и нет в мире никого, «кто заставит его встать». А слово «кто» (как объясняет Алтер Ребе[6]) намекает на Всевышнего, как сказано «Кто пошлет с Сиона спасение Израилю»[7] - Всевышний пошлет спасение Израилю, Он поднимет нас, «заставит встать» и выведет из изгнания. А до тех пор никто не имеет настоящей власти над Израилем, поскольку он подобен льву и царственному зверю - никто не может назвать себя его хозяином. (Заметим, что согласно Галахе[8] существуют обоснованные сомнения в том, что льва можно приручить.)
Изгнание как таковое вообще не укладывается в голове, ибо оно произошло по повелению Свыше, смысл которого недоступен разуму человека. Поэтому ясно, что Тора и заповеди, данные Самим Всевышним, неподвластны изгнанию.
2. В изгнании «знамений наших не видели мы»[9] - только потому, что привыкли к изгнанию. Чудеса происходят постоянно, но тот, с кем происходит чудо, не знает этого[10]. Поэтому из-за мрака изгнания может показаться, будто мир существует и управляется сам по себе, а законы природы властны над «львом и царственным зверем». Чтобы разрушить это заблуждение, Всевышний и во время изгнания время от времени являет такие явные чудеса, что не остается сомнения, что «нет никого, кроме Него»[11]. И одним из таких чудес было чудо 12-го и 13-го тамуза - освобождение Ребе, моего тестя.
Мудрецы наши говорят, что вначале Всевышний думал сотворить мир в образе грозного Судьи, но, увидев, что мир не сможет устоять, присоединил к суду милосердие[12]. Алтер Ребе объясняет, что имеется в виду «раскрытие Б-жественного, совершаемое праведниками, и знамения и чудеса, о которых упомянуто в Торе»[13]. Чудеса устраняют ограничения этого мира и даже плотским глазам становится видно, что у мира есть Хозяин. Зная об этом, мы понимаем, что евреи всегда подобны «льву и царственному зверю» и их души с Торой и заповедями, связанными с душой, не подчинены изгнанию!
3. Известно[14], что Бильам имеет определенное отношение к Амалеку. Намек на это содержится в самих их именах. Напишем их имена одно под другим и разделим четыре буквы каждого из них поровну - по две буквы:
עם | בל
לק | עמ
Если взять правые половины обоих имен, то их буквы («бейт»-«ламед»-«айин»-«мем») сложатся в имя «Бильам», а если взять левые половины имен, буквы сложатся в имя «Амалек» («айин»-«мем»-«ламед»-«коф»).
Бильам и Амалек - это также названия особых видов клипы. То есть Бильам и Амалек существуют и сейчас -только в духовном плане.
Какое средство помогает избавиться от их влияния? Это агава (любовь ко Всевышнему) и йиръа (боязнь Всевышнего). Напишем эти два слова на иврите одно под другим («боязнь» - сверху, а «любовь» - под ним) и разделим каждое слово пополам - по две буквы:
אה | יר
בה | אה
Если взять правые половины обоих слов, то их буквы («йод»-«рейш»-«алеф»-«гей») сложатся в слово йиръа
(«боязнь»), а если взять левые половины этих слов, то их буквы («алеф»-«гей»-«бейт»-«гей») сложатся в слово агава («любовь»). Эта симметрия указывает на связь Бильама и Амалека с их противоположностью - любовью ко Всевышнему и боязнью Его.
Амалек мог вести войну с евреями только потому, что происходил от Эйсава. Он утверждал, что, поскольку он внук Ицхака и правнук Аврагама, у него тоже есть право иметь свою точку зрения на Тору в частности и на святость вообще и высказывать свое мнение. И стоило евреям только чуточку подпустить его к себе[15], как они тут же узнали, что означает понятие «знает своего Властелина и намеревается восстать против Него»[16]. И хорошо известно, что произошло дальше...
Нечто подобное мы видим и в случае с Бильамом. Талмуд говорит[17], что Бильам был потомком Лавана. Тот в свое время утверждал: «Дочери - мои дочери, и дети - мои дети... и все, что ты видишь, это мое!»[18]. То есть и он тоже имеет прямое отношение к евреям: ведь это его дочери воздвигли весь Дом Израиля!
Вот указание, относящееся к любому поколению. Если приходит какой-нибудь человек и говорит нечто прямо противоположное Торе и заповедям, то даже если у него есть справка о том, что он внук Ихцака и правнук Аврагама и что именно от него происходят те, кто воздвигли весь Дом Израиля, - ему следует ответить так: у нас нет никого, кроме нашего Отца в небесах. Единственный пробный камень, который есть у нас для чего бы то ни было, - это Тора. Ни родословная, ни что-либо другое авторитетом, способным установливать законы, для нас не является. Единственный авторитет для нас - это Тора. Соответствует то, что ты говоришь, Торе - хорошо, не соответствует - будь ты хоть Бильамом, хоть Амалеком, но если ты говоришь противоположное Торе, никакого отношения к нам это не имеет.
Проверяя, соответствует ли чей-либо подход Торе, следует помнить, что ничто так не мешает увидеть истину, как самомнение. Если человек преисполнен самомнения, он не в состоянии разобраться, отказывается он принять слова другого потому, что они противоречат Торе, или потому, что они противоречат его собственному самомнению.
Поэтому служение Всевышнему должно быть проникнуто любовью к Нему и боязнью Его. Причем служение из-за боязни должно предшествовать служению из-за любви, как мы написали эти два слова - сначала «боязнь», а затем «любовь» - и как сказано в «Тании»[19]: боязнь Всевышнего - это первооснова служения, сама его суть. А подготовка к этому служению - сознание того, что любовь - это «корень всех предписаний Торы», а боязнь - «корень всех запретов Торы», как Алтер Ребе пишет в «Воспитании малых»[20]. И добавляет там, что любовь и боязнь - это и есть суть воспитания. То есть даже если сейчас данный человек не способен иметь правильное мнение и «знает сам про себя...»[21], его, тем не менее, можно воспитать с помощью любви и боязни.
И тогда нечего обращать внимание ни на Амалека, происходящего якобы от Аврагама и Ицхака, ни на Бильама. (Хотя и сказано: «„И не было более пророка в Израиле, подобного Моше"[22]. В Израиле - не было, но у народов мира - был. Кто же это? Бильам»[23].) Даже у самого простого еврея - из всех простых простейшего, - если он следует этому порядку служения (сначала - боязнь, а потом - любовь), нет ни малейшей причины обращать внимание ни на Бильама, ни на Амалека!
Из беседы 12 тамуза 5716 г. (1956 г.)
[1] Бемидбар, 24:9.
[2] Брейшит раба, 98:7.
[3] См. Йома, 21б; Иерусалимский Талмуд, Макот, 2:6; Горайот, 3:2; Бемидбар раба, 16:10.
[4] Маамар Кара шахав 5605.
[5] Ч. 1, стр. 237б.
[6] См. Ликутей Тора, Бемидбар, 15а,б.
[7] Тегилим, 14:7.
[8] Шулхан арух, Хошен мишпат, Законы об ущербах, 389:8.
[9] Тегилим, 74:9.
[10] См. Нида, 31а.
[11] Дварим, 4:35.
[12] См. комм. Раши к Брейшит, 1:1; Брейшит раба, 12:15.
[13] Тания, ч. 2, гл. 5.
[14] См. книгу Ликутей шошаним р. Шимшона из Острополя, выдающегося кабалиста, погибшего в 1648 г. от рук казаков Б. Хмельницкого (да сгинет имя его!).
[15] «И пришел Амалек, и стал воевать с Израилем в Рефидиме» (Шмот, 17:8) - это произошло потому, что евреи позволили себе ослабить исполнение Торы (см. Сангедрин, 106а).
[16] См. Торат коганим, Бехукотай, 26:14; Зогар, ч. 2, стр. 65а.
[17] Сангедрин, 105а.
[18] Брейшит, 31:43.
[19] Ч. 1, гл. 41.
[20] То есть во Введении ко 2-й части Тании, Вратам единства и веры.
[21] Ребе не договаривает: «...сколько нарушений Торы он совершил» (Брахот, 61б).
[22] Дварим, 34:10.
[23] Бемидбар раба, 14:20; Зогар, ч. 2, стр. 216.