Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бемидбар. Беседа 1

Число никак не связано с качеством и свойствами того, что подсчитывается. Сам факт пересчета указывает, что объект относится к такому виду, который считается ценным. Связь количество и качества, как выражение Единства Творца. В наше время количество имеет большее значение, чем качество. Поэтому, естественно, следует стараться привести как можно больше евреев под знамена стана Израиля, не глядя на их духовное «качество». Когда прибудет в количестве, то в конце концов прибудет и в качестве.

1. Первая заповедь книги Бемидбар гласит: «Произведите исчисление всего общества сынов Израиля»[1], и поэтому вся книга называется в Гмаре[2] «Книгой исчислений».

Число никак не связано с качеством и свойствами того, что подсчитывается. Когда подсчитывают ряд объектов, между ними не делают никакого различия, не отличают большего по размеру или по качеству от меньшего: все они равны. Самое большое обозначается не более чем единицей, а самое маленькое — не менее чем единицей. Число никак не указывает на ценность того, что пересчитывают.

Условие, что пересчитаны должны быть те из сынов Израиля, кому исполнилось двадцать лет[3], тоже никак не связано с их трудом и служением, характером и дарованиями. Условие исполнялось, если данный еврей достиг определенного возраста, и не зависело от каких-то его действий.

Но если исчисление — это нечто совершенно внешнее, никак не затрагивающее суть того, что исчисляется, то возникает вопрос: почему же оно является первой и основной заповедью этой книги Торы и ему придается столь большое значение, что вся она называется «Книгой исчислений»?

2. Согласно Галахе то, что пересчитано, обладало на момент пересчета ценностью[4], ибо сам факт пересчета указывает, что объект относится к такому виду, который считается ценным. Именно из-за ценности вида пересчитывают отдельных его представителей. Выходит, что хотя пересчет не выражает значения и внутреннего содержания каждого из объектов, относящихся к этому виду, он отражает ценность данного вида в сравнении с другими видами.

И все-таки это объяснение кажется недостаточным. Действительно, благодаря исчислению мы понимаем, что данный вид объектов обладает определенной ценностью. Но ведь число — не более чем знак, указание на эту ценность, никак не причина ее! Ведь ценность отдельного объекта возникает не в результате исчисления!

Следовательно, исчисление является чем-то абсолютно внешним, и вопрос, который мы задали вначале, повторяется снова: почему заповеди об исчислении сынов Израиля придается столь большое значение, что вся книга называется «Книгой исчислений»?

3. Все мироздание управляется Б-жественным Провидением, и нет ничего случайного. Разумеется, это верно и в отношении Торы и заповедей. Отсюда следует, что знак, указывающий на определенный объект, без сомнения, имеет какое-то отношение к самому этому объекту[5].

Это положение верно и в отношении числа. Из самого факта, что число является знаком, указывающим на ценность, можно заключить, что оно тоже имеет определенную ценность.

Приведенное выше положение о том, что число не обладает ценностью, говорит о числе как таковом, когда оно не связано с каким-либо ценным объектом. Когда же число связано с объектом, обладающим ценностью, ценность этого объекта распространяется на обозначающее его число. Но и в этом случае она все равно не более чем нечто внешнее.

Теперь мы понимаем, почему вся книга Бемидбар называется также «Книгой исчислений». Само по себе число не обладает ценностью, но поскольку в нем выражается ценность объекта, вполне закономерно, что вся книга, в которой рассказывается о пересчете сынов Израиля, называется «Книгой исчислений».

4. Возникает вопрос: если число само по себе есть нечто внешнее, никак не связанное с внутренним содержанием обозначаемого им объекта, то как оно может служить формой выражения содержания и ценности этого объекта?

Этот вопрос оставался бы неразрешимым, если бы количество и качество были абсолютно не связанными между собой категориями. Тогда ценность (качество) никак не могла бы выразиться в числе (количестве). Но тут речь идет о евреях, которых Писание называет «единым народом на земле»[6], что согласно толкованию, которое дал Алтер Ребе[7], означает, что и на земле, в земных делах чисто материального порядка они свидетельствуют о единстве Творца, то есть объединяют количество с качеством. У евреев качество может выразиться в количестве.

5. Поскольку количество и качество взаимосвязаны, мы видим, что когда количество увеличивается, может вырасти и качество. Галаха гласит, что когда десять евреев собираются вместе, то независимо от «качества» этих евреев — лишь бы их было десять, — Шхина нисходит на них[8], и можно произносить особо священные слова («Кадиш», «Барху», «Кдушу»). Перед нами несомненный рост качества. Аналогично обстоит дело с «зимуном»: если три еврея едят за одним столом, они обязаны совершить «зимун», а если их десятеро, то они должны включить в текст «зиму-на» слово Элокейну. Гмара приводит мнение[9], что если в трапезе участвуют сто евреев, они должны включить в текст «зимуна» слова Гавайе Элокейну, и т. д. Мы видим, что с изменением количества изменяется и качество.

6. Та же взаимосвязь качества и количества проявляется и в исполнении заповедей. Человек, занятый исполнением одной заповеди — какой бы то ни было, — освобожден в это время от обязанности исполнять другую заповедь[10], даже если она намного важнее, как сказано: «Легчайшая заповедь из легких и строжайшая из строгих равны»[11]. Более того, занятый исполнением заповеди освобожден в это время даже от обязанности изучать Тору, несмотря на то, что заповеди по отношению к Торе — как тело по отношению к душе[12] и как части тела по отношению к крови, которая обеспечивает их жизнедеятельность и является их душой[13]. То есть заповеди соотносятся с Торой, как количество соотносится с качеством. И тем не менее, в тот момент, когда еврей занят исполнением даже самой легкой заповеди, он освобожден от обязанности изучать Тору, ибо, как было сказано, в самом количестве содержится качество.

7. Такую же взаимосвязь мы находим при даровании Торы. Непременным условием дарования Торы было присутствие шестисот тысяч сынов Израиля. Если бы не хватало хотя бы одного из них — даже самого незначительного еврея из колена Дана, которое всегда шло позади всех колен, — Всевышний не дал бы Тору евреям[14], даже величайшему из величайших из них. Как аналогию можно привести закон о том, что благословение «Мудрец, [ведающий все] тайны» можно произнести только тогда, когда видят такое же количество евреев, а именно — шестьсот тысяч[15].

8. Исчисление сынов Израиля, о котором говорится в книге Бемидбар, связано также с разделением евреев по знаменам. Мидраш рассказывает[16], что во время дарования Торы сыны Израиля видели Меркаву (Колесницу мироздания) и ангелов, разделенных на станы, — каждый стан вокруг своего знамени. Сыны Израиля захотели, чтобы и у них были свои знамена, и Всевышний сказал Моше: «Иди, сделай им знамена, как они хотят». И как при даровании Торы должно было присутствовать определенное количество сынов Израиля (шестьсот тысяч), так и при каждом из знамен (тоже полученных во время дарования Торы) должно было находиться определенное количество сынов Израиля. Так, мудрецы наши сообщают[17], что число евреев при знамени стана Йегуды соответствовало числу ангелов в стане Михаэля, и т. д. Опять мы видим, что благодаря количеству возникает определенное качество.

9. Из всего вышесказанного следует такое указание.

В наше время количество имеет большее значение, чем качество. Поэтому, естественно, следует стараться привести как можно больше евреев под знамена стана Израиля, не глядя на их духовное «качество». Когда прибудет в количестве, то в конце концов прибудет и в качестве.

Поначалу не так уж и важно, насколько глубокое, качественное влияние окажут на них. Главное — что их приведут в стан Израиля. Это имеет в виду Алтер Ребе[18], истолковывая слова мудрецов наших, говорящих, что на каждые десять евреев нисходит Шхина: не имеет значения, что они не занимаются словами Торы, главное — чтобы их было десять, и тогда на них нисходит Шхина. Так же дело обстоит и здесь: сам факт, что в стане Израиля соберется большое количество евреев, создаст новое качество, и будет осуществлена воля Всевышнего: будет создана обитель для Него в низшем из миров.

10. Необходимо помнить: «от родственника своего не скрывайся!»[19]. Подготовка к дарованию Торы означает не только работу с другим евреем, но и работу с самим собой. Ведь сказано в Мидраше[20], что во время дарования Торы не было ни глухих, ни слепых, ни евреев с какими-то другими физическими недостатками: перед дарованием Торы все были полностью излечены. Надо помнить, что к дарованию Торы нужно прийти совершенным, без каких бы то ни было изъянов.

Нечего пугаться нежелательных качеств другого еврея. Надо приближать любого еврея, как это было при даровании Торы, о чем написано: «Расположился там станом Израиль»[21]. Слово «расположился» стоит в единственном числе, весь народ был как один человек. Но по отношению к самому себе надо отдавать точный отчет, чтобы знать, в каком положении ты находишься. Если есть какой-то изъян, нужно его исправить: исправить зрение (чтобы смотреть только туда, куда надо), исправить слух (чтобы слышать только то, что надо) и т. д.

Из беседы в субботу главы Бемидбар 5714 г. (1954 г.)



[1] Бемидбар, 1:2.

[2] Сота, 36б.

[3] См. Бемидбар, 1:3.

[4] См. Орла, 3:7; Бейца, 3б; Шулхан арух, Йорэ деа, п. 110.

[5] См. Беседы Любавичского Ребе, книга Ваикра, гл. Шмини.

[6] Диврей гаямим 1,17:21.

[7] Гайом йом, 27 элуля. См. также Тания, ч. 4, послание 9.

[8] См. Сангедрин, 39а.

[9] Брахот, 496.

[10] См. Сука, 25а; Сота, 446.

[11] Ялкут Шимони, Нах, ремез 937.

[12] См. Тания, ч. 1, гл. 23.

[13] См. Ликутей Тора, Бемидбар, 13а.

[14] См. Мехильта, Итро, 3; Ялкут Шимони, ремез 280.

[15] См. Брахот, 58а и комм. Раши там же.

[16] Бемидбар раба, 2:3.

[17] Зогар, ч. 3, стр. 154а.

[18] Тания, ч. 4, послание 23.

[19] Йешаягу, 58:7.

[20] Бемидбар раба, 7:1; Мехильта, Итро, 9.

[21] Шмот, 19:2.