ВСТУПЛЕНИЕ

РАБИ ЙОСЕФ АЛЬБО

ВСТУПЛЕНИЕ

Простота проблемы

Проблема изучения основ религии и понимания ее принципов, с одной стороны, очень проста, но очень трудна - с другой. Простота ее состоит в том, что все люди на свете, о которых мы знаем, - религиозны, и невозможно представить себе человека, исповедующего какую-то религию, но ничего не знающего о ней и не знакомого с ее основами хотя бы поверхностно. Ведь невозможно представить себе врача, не знакомого с основами медицины, или строителя, который не знал бы - в полном объеме или частично - основ строительного дела. Отсюда ясно следует, что каждый религиозный человек должен быть знаком с принципами своей религии по возможности полно или хотя бы в той мере, которая ему доступна.

Трудность проблемы

Трудность же проблемы проистекает от того, что очень мало мудрецов уделяли достаточное внимание вопросу о принципах, на которых базируются религии. Даже относительно числа этих принципов нет единого мнения. В особенности это касается Торы Моше-рабейну: хотя все согласны, что эта религия - Б-жественный закон, относительно вопроса на скольких принципах основывается она, есть разные точки зрения, значительно отличающиеся одна от другой. Один мудрец ставит ее на 13 основ, другой - на 26, а третий - только на б[1]. Но никто из них не дает себе труда разъяснить, что такое Б-жественная религия вообще, чем она отличается от других религий, следует ли, чтобы была только одна Б-жественная религия, или возможно, чтобы их было много. А если последнее верно, то должна ли каждая из них опираться на свои отдельные принципы в качестве Б-жественной религии, или же нет. И не может быть никакого сомнения в том, что у Б-жественной религии обязаны быть какие-то общие принципы, определяющие ее именно как религию Б-жественную, - такие, что исключение только одного их них лишит ее этого качества. Кроме того, у нее должны быть также какие-то принципы более частного порядка, исключение даже одного из которых разрушит все здание данной религии, хотя качеству ее как Б-жественной религии нанесен урон при этом не будет.

Структура книги

И увидел я, Йосеф Альбо, бедный годами, живущий здесь, в городе Сория, куда привел меня Тот, Кто является первопричиной всего[2], что, с одной стороны, исследование этого вопроса таит в себе великую пользу, а с другой - в нем царит величайшая неразбериха. Многие ныряли в это бурное море, но не подняли со дна ничего, стоящего внимания, ибо разъясняли принципы религии лишь приблизительно, как приходило им в голову при первом приближении, не занимаясь вопросом, что именно надлежит исследовать, чтобы прийти к истине. Тогда я устремил свое сердце к тому, чтобы достаточно полно изучить вопрос, на какие общие принципы опирается Б-жественная религия, и написал об этом вот эту книгу, которую назвал "Книга основ" - потому что в ней говорится как об основах религии вообще, так и о религии Б-жественной. Также в ней обсуждается вопрос, должна ли быть лишь одна Б-жественная религия или много, и если много, то чем они должны отличаться одна от другой. Потом в ней исследуются основы Торы Моше-рабейну, относительно которой все согласны, что она - Б-жественный закон и что опирается она как на общие принципы (в силу того, что она - религия Б-жественная), так и на свои особые (поскольку она - религия уникальная). И разъясняется, что общие основы религии подразделяются на частные, от которых зависит ее особый характер в ряду Б-жественных религий, и которые называются "корни", поскольку их разветвленная система содержит сами основы, но при устранении общих основ устраняются и частные. Далее говорится, что число общих основ, на которых зиждется Б-же-ственная Тора, - три: существование Б-га, дарование Торы с Небес и воздаяние за добро и зло.

Поэтому, в зависимости от содержания книги, я разделил ее на четыре части. В первой из них исследуются общие принципы религии - сколько их и что они собой представляют. Во второй - детально рассмотрен первый принцип, - принцип существования Б-га, и его "корни". В третьей части - рассмотрен второй принцип - Б-жественного происхождения Торы и всего, что вытекает отсюда, и в четвертой - исследуется принцип воздаяния, его "корней" и всего, что связано с ним.

Полезность изучения проблемы

В зависимости от того, насколько велик и возвышен вопрос, который желают постичь, должны быть затрачены усилия для достижения этого. Если ценен этот вопрос - надлежит человеку затратить больше сил, больше старания, больше терпения. Однако - только пропорционально искомому результату, ибо не достоин похвалы тот, кто затрачивает талант серебра для того, чтобы изготовить всего лишь одну иголку из железа. Но, напротив, честь и хвала тому, кто затратит десять талантов серебра для того, чтобы изготовить машину, которая будет изготовлять иголки без числа - одну за другой, одну за другой, похожие, как две капли воды[3].

Так вот, проблема, к разрешению которой стремимся мы, - нечто в высшей степени ценное, поскольку от нее зависит достижение человеком совершенства. Ведь все совершенство людей - в том, что они верят в Б-га, все люди религиозны, хотя и исповедуют различные религии. Поэтому не следует щадить усилий для исследования основ религии - и в зависимости от наших возможностей, и в зависимости от того, насколько это позволяет природа самой проблемы.

Поскольку задача эта величественна и чрезвычайно трудна, нам пристало молить Того, Кто одаряет человека разумом, чтобы Он даровал нам ум, понимание и талант, чтобы наши дела стали угодны Ему. Так молился Ему Моше-рабейну: "Да будет благоволение Господа, нашего Б-га, на нас, и дело рук наших упрочь нам, и дело рук наших упрочь!" [Тегилим, 90:17].

Два вида совершенства

В совершенстве прекрасного возможно выделить два вида: один - заключается в идеальном использовании всех возможностей природного материала, из которого создан данный объект, а другой - в том, что привносит от себя сам создатель этого объекта. Второй вид совершенства явно указывает на того, кто трудился над созданием данного произведения. В созданиях Б-жественных налицо оба эти вида. Произведения эти совершенны и с точки зрения идеального использования всех возможностей, которые определяет природа материала, из которого они созданы, и с точки зрения совершенства, не предопределенного природой материала, но привнесенного в них потому, что создавал их Сам Б-г, благословенно Имя Его.

Мы видим, что пчела создает соты из воска, каждая ячейка которых строится в форме шестиугольника. Шестиугольник близок к кругу - идеальной естественной фигуре[4], но у него есть преимущество: вплотную примыкая друг к другу, шестиугольники позволяют использовать всю полезную площадь сот, максимально заполняя ее медом. Совсем не так было бы, если бы ячейки имели круглую форму, - между ними неизбежно оставалось бы много пространства, которое невозможно использовать. Эта проблема, правда, была бы разрешена и в том случае, если бы ячейки были квадратные, - соты были бы максимально заполнены медом, однако квадрат - форма, уже совершенно не похожая на круг, - самую естественную из фигур. Может быть, отсюда следует, что пчела одарена разумом - раз она строит нечто, гораздо более совершенное, чем можно было бы предположить, исходя из природы материала, из которого пчела создана? Нет! Способностью создавать совершенные вещи пчела обладает только потому, что является творением Б-га. Только этим объясняется, почему пчела проявляет большее совершенство, нежели то, коим она могла бы обладать как обычное насекомое. Так что это дополнительное совершенство ясно указывает на Того, Кто сотворил пчелу.

И вот почему Моше-рабейну дважды повторил: "... и дело рук наших упрочь нам, и дело рук наших упрочь". После молитвы: "Да откроется деяние Твое взору служителей Твоих, и великолепие Твое - их потомкам, да будет благоволение Г-спода, нашего Б-га, на нас" - он прибавил, - "И дело рук наших упрочь нам", то есть - да проявится в деле наших рук совершенство и великолепие Того, Кто вершит все это нашими руками. А потом сказал еще раз: "... и дело рук наших упрочь", то есть - да будет творение наших рук совершенно и само по себе.

Посему я обращаюсь с молитвой ко Всевышнему -совершенству всех возможностей и совершенству истины: да соблаговолит Он одарить меня силами, необходимыми для воплощения моего намерения, повести меня по пути истины и указать мне прямую дорогу. Ибо на Него возлагаю я все мои надежды, все мои упования; сказал поэт: "Наставь меня на путь истины Твоей и научи меня - ибо Ты, Б-г, избавитель мой, на Тебя уповаю я весь день" [Тегилим, 25:5].

И вот с помощью Всемогущего начинаю я эту книгу.


[1] 13 фундаментальных принципов иудаизма определены Рамба-мом в его комментарии к Мишне (тр. Сангедрин, гл. 10), 6 принципов, на которых базируется вера в истинность Торы, - р. X. Крескасом. На кого намекает Альбо, упоминая 26 принципов, нам не известно.

[2] 2То есть Всевышний. У Альбо сказано буквально: "Перводвигатель" - и очень любопытно, что он употребил именно это понятие, чрезвычайно типичное для философии Аристотеля. В еврейской философии, утверждающей тезис о сотворении мира из ничего оно обычно отвергается (потому что этот атрибут указывает только на то, что Б-г - источник всякого движения, но не обязательно на то, что Б-г - источник существования всего мира).

[3] Ср. этот пример с тем, который приводит Рамбам в "Морэ невухим", ч.З, гл. 14. Альбо обрабатывает его для своих целей, но очень вероятно, что непосредственный источник, откуда он почерпнул его - книга р. Шимона бен Цемаха Дурана "Маген авот" (21а).

[4] И у Платона, и у Аристотеля круг рассматривается как самая простая и самая совершенная геометрическая фигура, а природа, по их мнению, всегда стремится к максимальной простоте и максимальному совершенству.

Запись опубликована в рубрике: .