Из беседы в субботу «Шлах»

«На всяком пути твоем извлекай нравоучение». ...Одним из нравоучений, следующих из истории о том, как Маше послал разведать обетованную землю, является то, что еврей должен нести Тору в гущу жизни, в самые низины этого мира и, чувствуя себя посланцем Б-га, использовать все средства для ее объяснения.

В книге «Зогар» сообщалось, что в шестом тысячелетии откроются источники мудрости, в том числе мудрости неевреев. (Эта мудрость названа «внешней», поскольку она не связана с «внутренней» мудростью Торы. Такое название адекватно до тех пор, пока данная мудрость еще никем не направлялась на служение Б-гу.) Имеется в виду наблюдаемый в последние 100-150 лет бурный прогресс естествознания и технологии. Наиболее характерной для нашего времени областью науки и техники является вычислительная техника. Можно утверждать, что компьютеры символизируют нынешний период, и, несомненно, мы можем и должны найти нравоучение, связанное с ними.

Действие компьютера, его строение основаны на обобщении результатов многолетнего труда в математике, электронике и ряде других наук. Компьютер не создает нового знания – он лишь перерабатывает предоставляемую ему информацию в соответствии с некоторыми общими принципами, выдает результаты, которые имеют более частное или общее значение и (в последнем случае) могут быть использованы в различных областях науки и техники. Работу, выполняемую компьютером, мог бы проделать человек с помощью карандаша и бумаги, но на это ему потребовались бы месяцы или даже годы. А если бы в вычисления вкралась ошибка, что весьма вероятно, результат получился бы ложным и все пришлось бы проделать заново.

Естественно, ни одному разумному человеку не придет в голову при наличии компьютера начинать решение конкретной задачи с азов, повторять весь путь, уже пройденный учеными – разработчиками компьютерной техники. Все с уверенностью и с удовольствием воспользуются простыми и предельно формализованными правилами, составленными для создания программы вычислений и введения исходных данных в компьютер. Не станет разумный человек доказывать уже доказанные теоремы, известные формулы, алгоритмы, разбираться в устройстве компьютера и физических процессах, происходящих в нем при производстве вычислений. Он безусловно доверится авторитету ученых, разработавших теорию компьютера, инженеров, построивших его.

Когда же речь заходит о Торе, о заповедях, о законах еврейской жизни, многие евреи заявляют, что не склонны полагаться на авторитет, знания, опыт и труд великих в Торе, на подготовленный для них простой, доступный для понимания «Шулхан Орух» и хотят сами во всем разобраться. «Вот, – говорят они, – мы все проанализируем, во всем убедимся и тогда, возможно, станем жить по Торе, надевать тфилин, соблюдать Субботу. Разве не ясно, что эти люди еще более смешны, чем те, кто при наличии компьютеров, способных дать верное решение в течение нескольких секунд или минут, занимаются бессмысленными длительными расчетами.

Еврейский принцип «наасе венишма» не только не исключает, но и предписывает изучение, постижение. Однако прежде всего должно быть действие, основанное на опыте и знании предыдущих поколений, на книгах наших мудрецов. Кроме того, мышление следует употребить на движение вперед, а не на проверку давно доказанного.

И еще один урок преподает нам пример с компьютером.

Как отмечалось, в ряде случаев результаты вычисления компьютера настолько общи, что могут применяться в нескольких областях науки и техники. Таковы, в частности, результаты решения дифференциального уравнения, описывающего разные по физической природе явления. Если в дальнейшем будет открыто новое явление, описываемое уравнением того же типа, вычисление можно будет производить по старой программе с новыми параметрами и граничными условиями. Подобно этому «Шулхан Орух» дает общие правила, общую программу, общие решения, применение которых возможно во все времена, независимо от внешних обстоятельств.

В Талмуде говорится о том, что лунное затмение служит дурным предзнаменованием для евреев, а солнечное – дурным предзнаменованием для «народов земли». Конечно, как и все, что упоминается в Талмуде, эти указания приводятся с целью поучения, т.е. лунное затмение должно напомнить евреям о необходимости возвращения к Торе, ее изучения, укрепления устоев еврейской жизни. Но возникает вопрос, как затмения, происходящие во вполне определенное, поддающееся вычислению время, могут являться предзнаменованиями? Это следует понять и объяснить, ибо встречаются люди, которые, найдя в Торе какое-либо непонятное, смущающее их место, полагают, что изложенное в этом месте противоречит здравому смыслу или науке, а раз так, то и вся Тора для них неприемлема.

Итак, как же обстоит дело с затмениями? Вряд ли таннаи и амораи не знали, что время затмений можно вычислить наперед. Наши мудрецы производили сложные астрономические расчеты при составлении календаря и т.п. Древние нееврейские книги по астрономии свидетельствуют о том, что математическое предсказание затмения было давно известно среди неевреев. Еврейские астронср мы часто встречались с нееврейскими учеными, вели с ними дискуссии и т.д. В Александрии, где жили многие нееврейские астрономы, была большая еврейская община (одна из ее синагог вмещала десять тысяч человек), члены которой часто посещали Иерусалим, особенно по праздникам, и, конечно, служили источником новой научной информации. Более того, Рамбам указывает, что первыми обладателями информации по астрономическим расчетам были именно еврейские ученые, но их книги не сохранились, а их познания дошли до нас через нееврейских авторов.

Таким образом, таннаи и амораи не могли не знать о возможности предсказывать затмения. Как же все-таки вероятность того, что затмения служат предзнаменованием, согласуется с тем, что они происходят по естественным законам и сроки их поддаются вычислению заранее? Можно было бы допустить, что хотя затмение и возникает по реально вычислимым и предвосхитимым причинам, нет еще уверенности, что оно будет видимым, поскольку последнее зависит' от наличия облаков. Однако это объяснение представляется сомнительным по ряду причин. Есть, например, страны, где в определенное время года небо почти всегда безоблачно, и, чтобы затмение не служило там предзнаменованием, Б-г должен был бы совершить специальное чудо – закрыть небо облаками. Не будем вдаваться в подробности – очевидно, что это объяснение сталкивается со значительными трудностями. Так, надо бы учесть, что евреи сравниваются с луной (в Талмуде, кабале и хасидизме). Дело в том, что свет, отражаемый луной, непостоянен во времени, тогда как само тело луны не претерпевает никаких изменений при смене фаз, и даже в канун новомесячья, когда слияние луны сходит на нет, сама она все та же. Точно так же и евреи. Они претерпевают взлеты и падения в своем служении Б-гу, то сияют во всей полноте и силе, то сияние их практически прекращается, сущность же их при этом не изменяется и существование вечно, ибо Всемогущий Б-г Сам Себя ограничил, сказав, что не заменит Свой народ другим. Во времена Храма присутствие Б-ra в стане Израилевом было зримо, ощутимо, в Храме были явлены десять чудес. Происходят чудеса и во времена голуса, но они скрыты, завуалированы. Все это подобно изменениям видимого света луны. Следовательно, нельзя утверждать, что при благочестивом поведении евреев Б-г закрывает небо облаками во время лунного затмения, ибо если поведение было благочестивым, то почему бы оно произошло вообще?

В действительности все обстоит иначе. Согласно воззрениям, основанным на Торе, время не однородно в смысле благоприятствования евреям в целом и тем или иным их занятиям в частности. Как известно, еврей всегда обязан изучать Тору, Рамбам считает, что особенно успешно она усваивается ночью. Отсюда вовсе не следует, что еврей не должен изучать Тору и днем, но днем ему придется приложить больше усилий при прочих равных условиях.

Известно также, что вторник (третий день Творения, при его описании в Торе дважды сказано «ки тов» – «что хорош») весьма благоприятен для каких бы то ни было начинаний, а понедельник (второй день Творения, при его описании в Пятикнижии «ки • тов» ни разу не упоминается), напротив, неблагоприятен для этого. Тем не менее благое дело, не терпящее отлагательств, полагается начать и в понедельник – просто от еврея в этот день потребуется больше усилий и благочестия, чтобы начинание закончилось успешно.

Б этом смысле нужно понимать и вопрос о затмениях. Время лунного затмения не благоприятствует евреям, однако это не означает, что евреи лишены свободы выбора, просто им в это время придется проявить больше усердия в служении Б-гу. Если евреи ведут себя должным образом («законам Моим следуйте»), то ничего плохого знамение за собой не повлечет. Возможно даже, что ночь выдается облачной и затмения не видно. Но те, кто знают о нем, исходя из вычислений, понимают, что это указание на необходимость умножить старания в служении Б-гу.

Так что никакого противоречия в рассмотренном вопросе о затмениях нет. Общий вывод из всего изложенного состоит в следующем. Если какие-то места в Торе вызывают недоумение и пока не удается найти им объяснение, то это не может иметь отношения к Галохе, к практическому исполнению еврейских законов.

 

... Из главы «Шлах» вытекает вывод и о том, что евреи, которые намереваются отвоевать и заселить Землю Израилеву, несомненно одержат победу, но не потому, что земля сама по себе особенная или придает особые силы ступающему на нее еврею, а потому, что таково было предписание Всевышнего, что это та земля, на которую обращен был Его взгляд «от начала года и до конца года». Только в этом залог успеха народа Израиля, и только недвусмысленное провозглашение этого повергает в трепет его врагов.

Запись опубликована в рубрике: .