Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Физическое и духовное здоровье

Мир и Благословение!

Я получил Ваше письмо с некоторым опозданием. Вы пишете о своих сомнениях, связанных с приверженностью к идишкайт. Вам представляется, что жизнь в соответствии с Торой и мицвойс ограничивает творческую активность человека, особенно его интеллектуальную деятельность, выбор сферы приложения индивидуальных способностей. Такая жизнь, с Вашей точки зрения, не совместима с идеей личной свободы.

Полагаю, что подобное мнение является в известной мере странным, тем более если его выражает мыслящий человек. Мне кажется, что трудность понимания обусловлена в данном случае поверхностной оценкой важности возложения на себя «ига» Торы и мицвойс, поскольку «иго» предполагает ограничение.

Однако, по правде говоря, в повседневной жизни существует много вещей, которые человек безоговорочно принимает и выполняет, даже если он высокоодаренный интеллектуал с аналитическим складом ума. Поскольку Вы, без сомнения, человек образованный и, конечно, понимаете, что в науке не повторяют ранее проведенные исследования и эксперименты, чтобы убедиться в правильности уже полученных результатов. Так, человек поднимается на борт самолета без предварительных личных исследований по аэродинамике с целью удостовериться в безопасности предстоящего полета и в том, что он прибудет к месту назначения по расписанию.

Или возьмем пример из области физического здоровья человека. Существуют вполне определенные вещи, не вызывающие сомнений с точки зрения их эфективнести или безвредности. Вряд ли кто-то будет пытаться экспериментально проверить, действительно ли полезно или не нанесет ему вред то или иное лекарство. Даже если человек весьма склонен к исследованиям, он выберет области, в которых экспериментальные работы ранее не проводились. Такая общепринятая позиция вполне объяснима и логична. Коль скоро специалисты уже определили, что полезно и что вредно для физического здоровья, или разработали методы дальнейшего развития технологии производства продукта, любые попытки провести эксперименты с самого начала явились бы в лучшем случае пустой тратой времени. С другой стороны, как показывает опыт, не всегда есть уверенность, что такой экспериментатор не допустит какую-нибудь ошибку или не сделает неправильные выводы, которые могут привести к пагубным последствиям.

Все, что было сказано относительно физического здоровья, справедливо также в отношении духовного здоровья. Это распространяется и на нешому (душу), на то, как она способна достичь совершенства и реализовать свои возможности. Следует при этом учесть, что духовное здоровье обычно связано с физическим, особенно у еврея.

Создатель человека, Творец и Владыка всего мира, разумеется, обладает самыми высокими качествами, которые можно было бы ожидать от любой власти, знающей, что хорошо для человека и для окружающего его мира. Б-г уже предоставил нам много полных и окончательных результатов. Как Он объяснил нам, у человека, следующего в повседневной жизни законам Торы, в здоровом теле здоровая душа, что хорошо для него и на этом свете, и в другом мире. В то же время остается ряд сфер, где человек может проводить свои эксперименты, не нарушая установленных Им правил.

Другими словами, очевидно, что если бы человек жил достаточно долго и обладал необходимыми способностями для проведения всех видов исследований без погрешностей и ошибок, он пришел бы к тем выводам, которые мы находим в Торе, дарованной нам Б-гом: необходимости соблюдать Субботу, употреблять кошерную пищу и т.д. Но Б-г в Своей бесконечной доброте (а в природе Добра заложена способность творить добро), желая избавить нас от множества забот, а также от возможных ошибок, сообщил нам заранее сведения о том, что приносит пользу как людям, обладающим склонностью к исследовательской деятельности, так и тем, кто лишен этой склонности.

Выражение «иго» применительно к признанию Торы и выполнению мицвойс надо понимать в том смысле, что природа человека делает необходимым действие по императивам. Ибо природа человека и дурное начало в нем таковы, что любой из нас может легко поддаться искушению. Искушению, сладкому вначале, но горькому в будущем. Человек способен пренебречь пагубными последствиями из-за начального удовольствия, которое приносит удовлетворенное искушение. Например, дети (а часто и взрослые), которым известно, что злоупотребление отдельными пищевыми продуктами может вызывать у них определенные заболевания, игнорируют все ограничения, чтобы удовлетворить свой сиюминутный аппетит или желания. Подобным образом «иго» Торы и мицвойс говорят нам, что следует безусловно исполнять заповеди Б-га, независимо от того, понимаете вы их или нет, от того, каким может быть искушение.