Из переписки с учеными (2)

Мир и благословение!

Недавно Бы обратили мое внимание на письмо, полученное Вами от студента Колгейтского университета в Гамильтоне. Автор письма относит себя к последователям научного мировоззрения, не верующим в сверхъестественное. Он утверждает, что все факты противоречат существованию Б-га, называет себя либеральным евреем и т.д.

Я не знаю, какую подготовку получил этот студент, в какой научной области он специализируется и поэтому не считаю возможным обсудить этот вопрос детально, особенно в письме.

Однако я могу высказать общие замечания, на которые студент, по-видимому, не обратил внимания, но их было бы полезно серьезно продумать.

1. Наука не возникает с уже готовыми выводами и мнениями, она не пытается согласовать с ними факты или подогнать последние под такие выводы. Напротив, она имеет дело сначала с фактами и лишь затем формулирует точку зрения, делает выводы. Подход к вопросу с предвзятым мнением представляется ненаучным.

2. С научной точки зрения любое заключение не полноценно, если предмет исследован недостаточно. Напрашивается вопрос: сколько времени и усилий автор письма потратил на изучение религии, чтобы получить уверенность в обоснованности своих выводов?

3.Фактом признается любое событие (или явление),

подтвержденное свидетелями, особенно если показания совпадают и даны людьми разного возраста, образования, общественного положения, с различными жизненными интересами и т.п. Если такое свидетельство имеется, то факт считается неопровержимым даже тогда, когда он не согласуется с какой-нибудь научной теорией. Такова принятая в науке методика: должно быть несколько надежных свидетелей, но еще лучше, если их сотни тысяч. Б-жественное Откровение на Синайской горе – это факт, подтвержденный миллионами. Он передан точно, до мельчайших деталей, весь еврейский народ засвидетельствовал его. Мы знаем, что это действительный факт, и миллионы современных евреев принимают его. Они получили свидетельство о нем от своих родителей, которым оно было передано предыдущим поколением, и так далее – непрерывная цепь в передаче свидетельства, от поколения к поколению, от миллионов к миллионам,вплоть до миллионов тех, кто был очевидцем этого события. Среди них, первых свидетелей, было немало посвященных в науки того времени (ведь они жили в Египте), многие достижения которых не исследованы и па сей день. Очевидцами были философы и мыслители, невежды и малообразованные люди, взрослые и дети. Все они, однако, передали событие и факты, связанные с ним, не вступая в противоречие друг с другом.

Не думаю, что существует еще одно событие, которое могло бы сравниться с этим по степени очевидности и точности передачи. Его отрицание можно назвать чем угодно, только не научным мировоззрением, оно прямо противоположно науке.

Попутно замечу, что в этом состоит основное различие между еврейской религией и религией других народов, которое, к сожалению, известно немногим. Еврейская религия – единственная не восходящая к одному или нескольким основоположникам. Она основана на Б-жественном Откровении, засвидетельствованном целым народом, несколькими миллионами очевидцев.

Это и есть ответ автору письма, который заявляет, что «принятие Торы в качестве единственной истины опасно, потому что ее написали люди... а люди не могут быть непогрешимы». Евреи принимают Тору только потому, что она была дана Б-гом, а не человеком, и дана в присутствии миллионов людей, которые все видели и все слышали. Таким образом, Тора – абсолютная истина, ибо Б-г абсолютен. С уважением раввин Менахем М.Шнеерсон

Запись опубликована в рубрике: .