На самом деле связь науки и религии совершенно очевидна. И то, и другое - в самой своей сути - есть мистическое озарение. Откровение. "Детали реализации" и формализация науки лишь скрывают ее мистическую суть. Великие ученые всегда осознавали всю мистику и интимность научного познания.
***
В сущности, подобно тому, как в религии есть а) озарение, мистическое откровение. б) формализация и кодексы - то же самое в науке.
Так же, как в иудаизме, увы, сегодня в основном интересуются "тем, что написано", формальной стороной, а не сутью вещей - так и в науке ее мистическая сущность оказалась скрыта за "наукообразными" доказательствами.
Возможно, пришло время вернуться к "религиозной" и "мистической" сущности науки и религии?
***
Философия (и теология) Аристотеля, воцарившаяся в религии (в т.ч. в иудаизме с легкой руки Рамбама) - это мощнейший барьер перед религией откровения.
Подобно тому, как философия Аристотеля пала перед наукой нового времени - так же религия, основанная на философии-теологии Аристотеля - не удержалась перед новой наукой. О чем это говорит? О том же самом. Что пришло время оставить религиозную схоластику и вернуться к религии откровения...
Ну да, Гешель, естественно. Ну да, Кардозо. Ну да, рабби Нахман, запрещавшим своим хасидам изучать философию (аристотелевскую!). Собственно, в Хабаде тоже не рекомендовали изучать философию. Почему? См. выше
По мотивам лекции Ильи Дворкина "Философия науки"