Вегам ма шекосув беЗогар hа-койдеш… ки им тшуво илоо ве-хулэй
Биурим беИгерес аТшуво, стр. 1181
Алеф
Алтер Ребе приводит здесь то, что говорится в Зогар, что в тшуво есть две ступени - "тшуво сатоо" и "тшуво илоо". В продолжение этого он приводит то, что говорится в Зогар, "тшува не помогает тому, кто повреждает свой союз…", и спрашивает на это: ведь "нет ничего, что устоит перед раскаянием"? И объясняет: "И объясняет в Рейшис Хохмо, что намерение Зогара – что не помогает тшуво сатоо, но только тшуво илоо…"
Нужно понять:
Когда он приводит Зогар, что "тшува не помогает на пгам брис, Алтер Ребе хочет сказать, что для пгам брис требуется тшуво илоо (как объясняет Рейшис Хохмо)
[Это важно ему для объяснения, что идея тшуво илоо – что "исасейк бе-ойрайсо" (что поэтому необходима тшуво илоо для исправления пгам брис, ибо, поскольку этот грех повреждает мозг, поэтому исправление для этого – "что будет заниматься Торой, которая мин hахохмо нафко", как объясняется далее, гл. 9)].
Для чего же тогда ему писать так длинно [сначала – привести слова Зогара, что "тшува не помогает…", после этого – спрашивать на это "и это весьма удивительно", и только после этого приводить объяснение Рейшис Хохмо], ведь он мог бы написать кратко – "и также то, что говорится в Рейшис Хохмо в соответствии с тем, что говорится в Зогар, что тшуво сатоо не помогает для пойгем брис, и мойци зэра леватоло, но только тшуво илоо"?
Бейс
Объяснение в этом:
Приводя слова Зогара, что "тшува не помогает", хотя высшая тшува помогает, Алтер Ребе хочет показать, что, вообще говоря, тшува – это нижняя тшува. Что поэтому Зогар говорит "тшува не помогает", ибо обычная тшува (т.е., нижняя тшува) не помогает.
Для чего нужно Алтер Ребе сообщить нам, что обычная тшува – это нижняя тшува?
Как говорилось выше (стр. 1159), Алтер Ребе хочет в Игерес аТшуво объяснить, каким образом "очень близко" для каждого еврея достичь тшувы. И поскольку для пгам брис требуется тшуво илоо, может возникнуть вопрос – тшуво илоо – это высокая ступень, которую не так легко достичь, каким же образом, тогда, это "очень близко", для каждого еврея, исправить грех пгам брис?
Поэтому приводит Алтер Ребе, что в самом Зогар, где говорится (по объяснению Рейшис Хохмо), что нижняя тшува не помогает для пойгем брис, там же он называет нижнюю тшуву – тшувой вообще. И поскольку тшува искупляет все грехи, необходимо сказать, что также тшуво сатоо (которая называется просто тшуво), искупляет даже пгам брис. И то, что говорится в Зогар, что [нижняя] тшува не помогает для пойгем брис, это только в отношении исправления пгам. Но в отношении того, чтобы не называться более рошо, и также – чтобы сломать железную стену, которая разделяет между ним и его Небесным отцом (что все время, пока существует такая преграда, "невозможно начать служить Вс-вышнему" – Тания ч. 1 гл. 17), это достигается также посредством тшуво сатоо.
Гимел
Дополнительная идея в этом: из того, что нижняя тшува называется просто тшува, ясно, что она включает в себя все аспекты тшувы. (как объяснялось выше стр. 1138 п. 2, в отношении четырех псуким, в который указываются все четыре аспекта в тшуве, которые приводит Алтер Ребе (выше гл. 1) "ле-вал йошув ойд лехисло лимройд бемалхусой йисборах" – ибо также эта тшува – hей сатоо – аспект малхус, включает в себя аспекты тшувы во всех четырех буквах Имени).
Объяснение этого: движение тшувы – это (не движение hиспаштус и мциюс, но наоборот) выход из себя, уничтожение предшествующего мциюс. (Это движение присутствует также в нижних ступенях тшувы – "оставит грешник путь свой…"; оставить (оторваться) от своего пути). И поскольку движение тшувы это битуль, невозможно разделить в этом между тшуво сатоо и тшуво илоо.
И подобно тому, как известно, различие между аhаво и йиро, что вагаво, поскольку ее идея – это мциюс и hиспаштус, то каждая ступень в аhаво – это отдельная идея. Но йиро – поскольку ее идея это битуль – невозможно разделить в ней между йиро сатоо и йиро илоо, и это поскольку сама суть йиро – движение битуль, в обоих одинаково.
Вплоть до того, что даже страх перед наказанием (не только перед наказаниями Свыше, но страх перед плеткой, (далее см. Ликутей Сихойс т. 39 стр. 201 и далее)