Цицит
1. Тора предписывает привязывать к углам одежды, имеющей форму четырехугольника, особые кисти из шерстяных ниток, называемые цицит. В наше время вышло из обыкновения носить такую одежду, но чтобы исполнить эту заповедь Торы, мы носим т. н. "малый талит", а перед молитвой "Шахарит" облачаемся в "большой талит". Делаем мы это потому, что значение заповеди о цицит огромно. Это видно из того, что Тора связывает с ней исполнение всех заповедей: "И увидите их, и вспомните все заповеди Г-спода, и будете их исполнять" (Бемидбар, 15:39). Назначение цицит состоит в том, чтобы изо дня в день напоминать еврею о его обязанности исполнять все заповеди, которые Всевышний заповедал нам в Своей Торе. Само слово цицит и форма цицит говорит об этом: сумма числовых значений еврейских букв, образующих слово цицит, - 600; кисть цицит завязана 5-ю узлами и заканчивается 8-ю нитями; если все эти цифры сложить, то в сумме они составят 613 - число заповедей Торы. Поэтому каждый еврей в течение всего дня должен носить поверх нижней одежды "малый талит", к четырем углам которого привязаны цицит.
Чтобы исполнить заповедь "И увидите их, и вспомните...", цицит должны быть всегда снаружи (т. е. их не следует заправлять в брюки).
2. Минимальная ширина "малого талита" для еврея старше 13 лет - 49 см, а минимальная длина надетого "малого талита" и спереди, и сзади также должна быть равна 49 см. Следует следить за тем, чтобы "малый талит", свободно облегая тело, не сминался и не закручивался, так как это уменьшает его размеры и ставит под сомнение исполнение заповеди о цицит. Поэтому рекомендуется носить "малый талит" несколько больше минимального размера. Мальчики моложе 13 лет могут носить "малый талит" меньше указанного размера.
3. Во время молитвы "Шахарит" каждый женатый еврей обязан облачаться в "большой талит", прикрывающий большую часть его тела. Ради исполнения слов Торы "Это - Б-г мой, и я прославлю Его" (Шмот, 15:2) нужно стараться, чтобы "большой талит" был красивым, большим и чистым.
4. Цицит следует покупать только у человека, известного своей честностью и благочестием.
5. Отверстие, через которое продевают нити цицит, должно находиться на расстоянии ок. 4 см от краев талита (во всяком случае, не больше 59 мм и не меньше 35 мм). Нельзя отмерять эти расстояния по диагонали от угла талита. Если край талита не окантован, то там, где должны быть привязаны цицит, бахрому следует срезать до завязывания цицит.
Если отверстие сделано слишком далеко от края талита, его нельзя расширять для того, чтобы уже завязанная кисть цицит оказалась на нужном месте. Необходимо развязать цицит, снять их, сделать отверстие в нужном месте, а затем завязать цицит снова.
6. В "большом талите" делают одно отверстие, через которое продевают нити цицит, уже сложенные вдвое, а около самого края талита -того, который является его шириной и на котором обычно оставляют бахрому, - другое, совсем маленькое. При завязывании цицит через это отверстие пропускают самую длинную нить (т. н. шамаш), которой после первого узла на краю талита положенное число раз обматывают остальные нити. Это делают для того, чтобы цицит не свисали вертикально к земле, когда талит надевают (см. рис. 1).
7. В "малом талите" делают два отверстия по обе стороны диагонали, идущей от угла талита (см. рис. 2). Четыре нити цицит, не сложенные вдвое, вдевают в одно из них и вынимают через другое. Таким образом, получается, что из каждого отверстия выходит пучок из четырех нитей; их связывают в узел, который оказывается плотно прилегающим к этим отверстиям.
8. Желательно отверстия в талите, через которые пропускают цицит, обшивать, чтобы они не порвались. С той же целью принято подшивать в углах талита квадратную шелковую подкладку (см. рис. 2). Если все же отверстия для цицит оказались надорванными и в результате кисть цицит оказалась к краю талита ближе, чем следует, им разрешено пользоваться. Но если разорвалась ткань между двумя отверстиями "малого талита" и кисть цицит выпала, то ее необходимо развязать, исправить полу "малого талита" и привязать цицит заново.
9. На кисти цицит принято делать пять двойных узлов, между которыми самой длинной нитью (шамаш) обвязывают остальные нити 7, 8,11 и 13 раз. Кроме того, витки в промежутках между узлами делят на более мелкие группы: 3-3-1, 2-3-3, 3-3-3-2 и 1-3-3-3-3 витка соответственно (рис. 1). Длина кисти от первого ее узла и до его конца должна быть не менее 24 см. Считается особо красивым, чтобы расстояния между узлами были равными (что достигается уменьшением шага обмотки при увеличении количества витков), чтобы треть длины всей кисти приходилась на ее обвязанную часть, а две трети -на свободную.
10. "Малый талит" носят не только целый день, принято также и спать в нем. Утром собирают все четыре кисти цицит в правую руку, произносят благословение "...заповедавший нам заповедь о цицит" и целуют их. Те же, кто надевают для молитвы "большой талит", этого благословения не произносят, но прежде, чем надеть "большой талит", произносят благословение "...повелевший нам облачаться в талит", имея в виду также "малый талит".
11. Благословение о цицит не произносят ночью. Его можно произносить, когда на рассвете уже можно отличить голубой цвет от белого.
12. В "большой талит" облачаются стоя. Сначала его в сложенном виде кладут на правое плечо и проверяют сохранность цицит, а также отверстия, через которые они продеты, расправляют их и произносят: "Благослови, душа моя" и т. д. (Тегилим, 104:1-2). Затем расправляют талит и, держа его перед собой обратной стороной вперед, целуют его верхний край; перемещают талит за спину, слегка поднимая руки до уровня головы, и начинают благословение: "Благословен Ты...". Произнося остальные слова благословения, опускают край талита на голову так, чтобы он закрывал верхнюю часть лица, собирают в правую руку две кисти цицит с правой стороны талита, а две кисти цицит с левой стороны - в левую руку и поднимают их до уровня сердца. Сразу после окончания благословения "...облачаться в цицит" кисти цицит, находящиеся в правой руке, забрасывают за левое плечо и произносят: "Как драгоценна милость Твоя..." (Тегилим, 36:8-11). Затем, оставляя голову покрытой талитом, правую его сторону поднимают на правое плечо, а левую - на левое; в результате кисти цицит оказываются спереди справа, спереди слева, сзади справа и сзади слева, окружая человека со всех четырех сторон (см. рис. 3).
Есть обычай так подвертывать внутрь края талита, лежащие на плечах, чтобы черных полос на талите не было видно. 13. Тот, кто постоянно носит "малый талит" и на время снял "большой талит", повторно надевая его, не должен повторять благословение. Однако тот, на ком "малого талита" нет и он снял с себя "большой талит" без намерения снова надеть его, а потом передумал, то перед тем, как надеть "большой талит" снова, обязан произнести благословение. Благословение следует повторить также в том случае, если во время молитвы "большой талит" полностью соскользнул с тела. Если это произошло в той части молитвы, которую прерывать запрещено, нужно надеть талит без благословения, а позже, дойдя до части молитвы, которую уже можно прервать, собрать все кисти цицит в правую руку, произнести благословение и поцеловать цицит.
14. Можно воспользоваться для молитвы чужим "большим талитом" без ведома его хозяина, но выносить его из того помещения, где он находится, не следует. После молитвы надо сложить талит в точности так, как это делает хозяин. Обязанности произносить благословение в этом случае нет, но тот, кто хочет, может это сделать.
Если "большой талит" одалживают у его владельца, то надо произнести благословение, облачаясь в него. То же относится к человеку, который берет в синагоге талит, принадлежащий общине. Однако если одалживают талит на краткое время - например, когда неженатый коген собирается принять участие в "Биркат коганим", - произносить благословение не принято.
15. Цицит делают только из овечьей шерсти. Для того, чтобы исполнить заповедь о цицит наилучшим образом, талит тоже должен быть сделан из того же материала.
Если "малый талит" целиком сделан из хлопчатобумажной или синтетической ткани, а цицит - из овечьей шерсти, и талит имеет размеры, о которых сказано выше (п. 2), неженатый мужчина утром произносит благословение "...заповедавший нам заповедь о цицит".
Если "большой талит" сделан из шелка, а цицит на нем - из шерсти, надевая его, благословение произносить нельзя. Однако можно предварительно взять шерстяной талит, произнести благословение и облачиться в него, а затем снять и надеть для молитвы шелковый. Если же и талит, и цицит на нем сделаны из шелка - благословение произносят.
16. Если одна из четырех нитей, из которых состоит кисть цицит, оборвалась, но от этой нити осталась часть, достаточная для того, чтобы завязать ее "бантиком" (ок. 4 см), кисть цицит не становится негодной. Когда же оборвались две нити, но их оставшиеся части можно так завязать, кисть также остается пригодной. Однако если оборвались три нити из четырех, то кисть цицит становится негодной даже в том случае, если от оборвавшихся нитей остались части, достаточные для завязывания их "бантиком". Точно так же кисть становится негодной, если хотя бы одна из нитей оборвалась у самого узла -даже тогда, когда все остальные нити остались целыми.
Если на "малом талите" одна из нитей цицит разорвалась перед первым узлом, т. е. на поле самого талита, - вся кисть становится негодной.
17. Если оторвался весь угол талита размером не больше, чем 6x6 см, то, согласно мнению некоторых крупных авторитетов Торы, его уже нельзя пришить на место и завязать на нем цицит. Однако если он оторвался не полностью, и хотя бы отдельные нити еще связывают его с талитом, его пришивают снова и вновь завязывают на нем цицит.
18. Некоторые авторитеты Торы говорят, что на той части талита, где привязывают цицит (от 2 до 6 см от края), нельзя делать швы нитью из материала, пригодного для цицит на этом талите. Поэтому, обшивая отверстия для цицит на шерстяном талите, следует пользоваться шелковыми нитками, на шелковом талите - синтетическими и т. п. Эти нити обязательно должны быть белыми.
19. Можно заменять кисти цицит на более красивые или, если они повреждены, - на целые. Разрешается, отвязав цицит от одного талита, прикрепить их к другому.
20. Пришедшие в негодность цицит нельзя выбрасывать. Так же, как и обветшавшие талиты, их надлежит положить в гнизу (хранилище, где складывают старые священные книги).
Хороший обычай - использовать старые нити цицит в качестве закладок священных книг. Тогда и после того, как их сняли с талита, они все равно продолжают служить для исполнения заповеди - теперь уже заповеди об изучении Торы.
21. Тот, кто носит без цицит одежду, к которой они, согласно Галахе, должны быть привязаны, - преступает заповедь Торы. Поэтому, обнаружив, что цицит на талите стали негодными, его следует немедленно снять (пусть это и "малый талит"), даже посреди улицы. Однако это положение относится только к будням. В субботу же, придя в синагогу и обнаружив, что цицит на талите пришли в негодность, человек может, тем не менее, надеть его без произнесения благословения - в случае, если нет возможности получить другой талит. Это разрешено потому, что находиться в синагоге без талита стыдно, а в субботу связать новую кисть цицит, чтобы заменить ею негодную, запрещено.
Однако надеть в субботу негодный талит можно только в том случае, если его владелец не знал о том, что цицит на нем стали негодными. Но если ему это было известно еще до наступления субботы, он не имеет права надеть в субботу этот талит - ему следовало позаботиться о замене цицит до наступления субботы.
22. Складывают "большой талит" следующим образом: расправляют его и складывают вдвое во всю длину, так что обе пары цицит на его более коротких сторонах оказываются вместе; затем складывают его вдвое еще раз - теперь в ширину, так что теперь все четыре кисти цицит оказываются собранными вместе; затем его еще раз перегибают пополам в длину и оба конца (длиной примерно в четверть длины сложенного талита) загибают внутрь, навстречу друг другу, а цицит при этом закладывают внутрь. И, наконец, сложенный талит еще раз перегибают в ширину.
Есть два способа складывать талит: при первом талит с самого начала складывают так, чтобы лицевая сторона оказалась наружу, и тогда черные полосы оказываются сверху; при втором (более распространенном среди русских евреев) - талит с самого начала складывают изнанкой наружу, и тогда черные полосы оказываются внутри.
23. Есть обычай верхнюю часть лицевой стороны талита отмечать нашивкой в виде воротника. Однако, согласно указаниям великого кабалиста XVI в. раби Ицхака Луриа-Ашкенази ("Аризаля", или "Ари гакадош"), на лицевую сторону талита ничего не пришивают, а чтобы отметить его верхнюю часть, пришивают подкладку из хлопчатобумажной или шелковой ткани во всю ширину талита и примерно на треть его длины.