Сейчас мы в главе Гаазину. «Гаазину» означает «слушай».
«Слушайте, небеса. И пусть послушает земля».
Это предпоследняя глава Торы, называется «Песня». «Песня Моше» - у бувальном смысле это только глава «Аазину». Но в широким смысле вся Тора называется также «Песней»
Мы понимаем, что Тора – это заповеди, мицвот.
Тора – это закон.
Что значит, что Тора – это песня? Это не очень понятно. Представьте себе, что кто-то пришел на суд и там вместо суда есть инструменты и играют какую-то музыку. Кто-нибудь может себе такое представить?
Это на самом деле удивительно. Предпоследняя глава Торы называется Гаазину, песня. Можно сказать, что это песня Моше, или песня Всевышнего. Но само то, что Тора называется песней - это что-то говорит о сути Торы.
Когда-то Леонид говорил о том, что псалмы считаются одной из самых важных частей Танаха. И это тоже песня.
Наверное, в идеи песни ест что-то очень нетривиальное.
Понять Тору как заповеди мы можем легко.
Понять Тору как закон мы тоже понимаем, в принципе, это одно и то же.
Тора как философия – окей, может быть.
Но Тора как песня? – Это не соответствует нашему представлению о том, что такое религия.
Как известно, в Торе есть четыре уровня – буквы, огласовки, хвостики над буквами, которые называются тагим, и есть нигун, мелодия чтения Торы. Первые две ступени в каком-то смысле тривиальны. Тагим – это уже ступень раби Акивы. Раби Акива учил каждый лишний хвостик в Торе, делал специальное объяснение – что это значит.
Но есть ступень, которая называется тамим, нотные знаки, которые обозначают, каким образом петь Тору в синагоге. Ест несколько разных систем, каким образом это петь – сефардская отдельно, ашкеназская отдельно. Но все поют Тору. Это что-то для нас значит или нет?
Я в свое время очень быстро выучил иврит и очень быстро начал читать Тору. Но я так и не научился петь Тору. Что это значит, почему?
Как говорится, мозгячество – это все наше.
Понять логику – такое буквы и огласовки – это мы знаем как.
Если не все знаем, то принципиально понимаем.
Но что такое нигун, что такое песня в Торе? Реб Шломо Карлебах объясняет, что песня – это «что-то, что нельзя объяснить»…