Часть четвертая: "навек"
Стр. 319
Не искать "шлихус" в других местах
Алеф
"МеГашем мицадей гевер койнону[1]". Каждый еврей, в том месте, где он находится, он должен знать, что он пришел туда чтобы исполнить шлихус[2] Вс-вышнего, осветить это место с "нейр мицво веТойро ойр[3]", и моойр[4] в Торе, и само собой, он должен исполнить этот шлихус.
Не следует хотеть убежать в другое место, и нет необходимости искать лучшее место, ибо недостаток не в месте, а в человеке. И если он не желает исполнять свой шлихус и ищет место получше – ведь в любом месте, где бы он ни был, не будет лучше. Ибо если он остается в своих "одеждах[5]", то даже если он назодится в Эрец Исроэл, то он вне Эрец Исроэл.
Более того: даже если действительно, будет успешен его путь, и он найдет место получше, там его работа будет легкой и хорошей, то в действительности есть место для того, чтобы изучить, действительно ли это благо, как объяснялось выше, что если он не выходит из своих "лвушим", он остается во тьме. И кроме этого, пусть даже ему там будет хорошо, но в чем же состоит это благо, если он не исполнит свой шлихус.
Бейс
И в действительности следует знать, что совершенно невозможно убежать, когда Вс-вышний посылает еврея, чтобы он исполнил шлихус – ведь, от Вс-вышнего невозможно убежать.
Даже пророк Йона, который был истинным пророком и жил во времена Первого Храма, и причина того, что он хотел убежать, была ради заслуги Израиля – ибо "сказал: я знаю, что этот народ (жители Ниневии) близки к тому, чтобы раскаяться, сейчас они раскаиваются, и Вс-вышний посылает свой гнев на Израиль" – и из-за этого он отдавал свою душу, и согласился, чтобы его бросили в море. И вместе с тем, он не смог убежать, и был вынужден исполнить свой шлихус.
Гимел
Шлихус следует исполнять в любом случае. Это уже "пропало". Само собой, нечего искать места получше. И в особенности, в Эрец Исроэл, безусловно, не следует желать ехать туда самому. Ибо это царский дворец, и там требуется особая осторожность, но следует исполнять шлихус там, где находятся.
Далет
И на "претензию" что нет успеха – есть ясный ответ:
Когда подготовка к молитве будет как нужно, как говорится в Ликутей Тойро, будут учить пнимиюс Тойро, пойдут в микву, и дадут цдоко, то, после этой подготовки, когда будут действовать с самоотверженностью, то будут иметь успех в распространении учения хасидизма, и сделают свое место Эрец Исроэл, и это будет "сосуд" для геуло, когда Эрец Исроэл распространится по всем странам.
(Из беседы Симхас Тойро 5715, запись слушателей)
[1] "Вс-вышний направляет шаги человека" (Тегилим 37, 23)
[2] Миссия
[3] "Ибо заповедь – светильник, и Тора – свет," (Мишлей 6, 23)
[4] Светильник
[5] мысль, речь, действие – называются "лвушим" – одеждами души. Прим. переводчика.