Еще одна величайшая тема это единобожие.
Кажется все просто - есть только Бог, и этот бог он само добро. Так? Кто-то возражает?
Сначала спросим кто это сказал
Ответ: это сказал Майманид и его товарищи по цеху средневековые философы. Почему? Потому что Аристотель позвонил богу на верх и спросил.
А Маймонид спросил у Аристотеля.
И так еврейской Бог стал единым и добрым, и самое главное понятным...
По сих пор понятно?
Кажется это настолько "очевидно" что даже не требует никакого дополнительного объяснения.
И тем не менее. Я тупой. Я задаю глупые и неприятные вопроса.
Я задаю простой вопрос - а пророки с этим согласны? А Тора с этим согласна?
И ответ: очевидно нет.
Самое интересное - а с реальностью этого мира это вообще дружит? И ответ тот же самый - очевидно нет!
Более того. Вся эта игра с Аристотелем это еще с древнего христианства, которое пыталось скрестить ужа с ежом и иудаизм с философией. И Майманид взял христианстве глупости в принес их в иудаизм, и делают это "основной веры" (13 принципов).
То что это против всего понятия Бога у Танахе кого это ебет ?
Дальше. Каббала - Зоар - возвращают назад зла Богу и частичного единобожия - вводится непонятное понятие Шхины - женской ипостаси Бога
С примитивном единобожием Аристотеля это не дружит.
Зато дружит с Танахом и с реальностью этого мире и больше всего дружит с концепцией избранности народа Израиля, и смысла страдания человека.
Потом приходит велики Ари и учит про цимцум и разбиение сосудов.
Это объясняет реальность существования человека - что есть основа основ Торы. И он же объясняет существование зла и страдания
Проблема что это не согласуется с Аристотеле и Маймонидом. Конечно не согласуется
А кто сказал что человеческий разум одной простой концепцией может понять Бога?
Ари (на самом деле вся Тора такая) фактически предлагает взять несколько противоречивших концепций зато объясняющих что то в мире и в человеке
Приходит Хабад и Алтер Ребе (и особенно последний Ребе - большой любитель Рамбама) и сносит все это здание Ари и объявляет цицум "не буквально"
Цимцум не буквально, и зло не буквально, и страдание человека не буквально, и свобода человека тоже не буквально...
Правда замечательно?
Ну не педофилии это?
Это "мозгоебские" теории убивают и кастрируют человеческий и Бога, разум и сердце, и это называется "иудаизмом"
Я когда то очень верил в эти псевдо религиозные глупости.
Но если нет ни зла, ни свободы человека - то нет и ни жалости ни любви к человеку ни к Богу. Остается только абстрактный Бог Аристотеля
На самом деле надо смотреть, возможно, что даже Алтер Ребе не пытался все поставить на одной ноге (хотя 33 глава Тании именно об этом)
И тем не менее, это примерно то, во что я пытался верить много лет подряд и не получалась
А вот верить в Бога, который творит и добро и зло, и верить в Бога который творить и любит человека - Бога Танаха - я как раз очень хочу