Что означает "вера детей" - это вера в классическим смысле или нет?
Что значит - вера, которую человек чувствует внутри себя? Можно сказать, что это все-таки вера в классическом понимании, или это что-то совсем другое. Когда мы говорим «вера современного человека», имеется ли в виду все-таки вера, или имеется в виду что-то другое?
Я очень люблю Галича, это один из моих первых этапов к иудаизму. Тогда я не знал, что он крестился. И даже после того, как это узнал, почему-то не мог разочароваться в Галиче. Хотя в то время это для меня было не очень приятно, когда я стал религиозным. И тем не менее, я остался с Галичем. Еще один автор, который тогда для меня был очень важен, это был Иосиф Бродский. Его я читал в свои 18 лет. И я задаю себе вопрос: во что верит Галич? Проще всего сказать, что он крестился, что он пришел к Меню, это все прекрасно. А что, если нет? А что, если его вера – это совсем что-то другое? А что, если его вера – это свобода? Одна из моих любимых песен про свободу – «свобода Воркуты и Калымы».
Во что верит Галич? Он верит в свободу. Как следствие его веры в свободу – порядочность честность. Он также отсюда идет к вере классической.
В этом смысле, если брать пример – что такое правильный приход к вере – то это очень хороший пример. Он идет от веры, которая внутри – вера в человека, вера в свободу, в порядочность и т.д. И от нее он идет к своей религиозной вере. И тогда, может быть, мы должны сказать, что собственная вера самого человека – это необязательно вера в Бога. Это может быть вера в человека. Это может быть вера в честность, порядочность, в добро.
Я когда-то рассказывал историю от имени рава Фрумана. Рав Фруман был очень интересный равви в Ткое, он умер молодым. Он был баал тшува, потом он стал раввин поселения. Достаточно интересный был человек, мы много о нем читали и говорили.
У него есть собственная история его сына. Часть детей были религиозные, часть – нет, часть приходила к религии в процессе, как обычная баалтшувная семья. И вот один из его религиозных сыновей делает урок. Там компания нерелигиозная. И одна из участниц компании говорит: «Я верю в человечность. Я верю в добро».
Сын рава Фрумана начал объяснять ей, что на самом деле верить в добро означает верить в Бога. Потом этот сын приходит домой и рассказывает отцу этот диалог: «Я говорил о Боге и одна из учениц сказала, что она верит в человечность, в добро. А я объяснил, что верить в добро – в сущности это верить в Бога.
Что говорит рав Фруман? Он говорит: «Ты очень зря сделал, что ты начал это объяснять. Тем, что ты говоришь человеку, что верить в добро – это на самом деле верить в Бога, ты не добиваешься ничего, ты не добавляешь, ты уменьшаешь. Да, безусловно, в каком-то смысле это одно и то же. Но вопрос: это добавляется или это уменьшается?
Ее вера в добро это куда более высокая вера, чем формальная вера в Бога»