Вчерашний урок. Ролик не знаю если успею поднять перед субботой.
Что означает, что Баал Шем Тов это "прах"? Прах это земля. Земля - это материнское начало, материнский архетип. Когда рав говорит, что Баал Шем Тов это прах, а прах у рабби Нахмана это символ веры, "все произошло из праха" - это вера. И Баал Шем Тов - который ассоциируется с основой праха - прах это материнского начало.
Тогда получается очень красиво, что с Баал Шем Това начинается эпоха материнского архетипа.
Что такое Баал Шем Тов? Что больше всего характеризует Баал Шем Това? Больше всего характеризует Баал Шем Това любовь к тем, кто упал. Одна из характерных идей хасидизма это идея поднятия искр. Это означает, что в самых больших грешниках нахэодятся самые высокие искры святости. И у праведника есть сила их поднять.
Откуда у праведника есть сила поднять эти "искры", этих грешников? Сказано "Кто такой "лицо Вс-вышнего" - это рабби Шимон". Что значит предстать перед лицом Вс-вышнего? Это значит предстать перед лицом рабби Шимона. Другими словами, лицо Вс-вышнего это праведник. Это звучит как бомба. Ребе в свое время любил цитировать это место из Зоара.
Рав Ицхак Гинзбург объясняет, что означает "лицо Вс-вышнего"? У Вс-вышнего есть спина? Есть лицо?
Весь мир после цимцум - это "спина". Задняя сторона. То, что перед цимцум - это лицо. Весь сотворенный мир - это "внешняя" сторона Б-жественности, "за Вс-вышним Б-гом вашим идите".
Что такое цимцум? Цимцум - это "правила игры". Что означает, что Вс-вышний сотворил мир? Это означает, что ВС-вышний сотворил "правила игры".
Есть ли что-то выше? Есть. Это лицо Вс-вышнего. Там нет никаких "правил игры". И праведник связывается именно с тем уровнем, который называется "лицом Вс-вышнего", перед всеми "правилами игры".
Что тогда есть Тора? - Тора это внешняя сторона. Это тоже "правила игры". Это очень святые правила игры. Но относительно душ - это внешняя сторона. Эффект праведника - это то, что он поднимается выше, чем цимцум, и притягивает свет, который выше чем цимцум.
Есть мидраш, что первые три дня после творения мира светил особенный свет, которым человек мог видеть "от конца мира и до конца мира". Вс-вышний спрятал его в Торе. Где в Торе? Можно сказатЬ, что Вс-вышний спрятал его в Торат Хасидут. Это качественно иной свет. И это тот свет, который приносит учение хасидут. Свет и любовь - это одно и то же. Праведники приносят в этот мир измерение любви совершенно из другого измерения.
Какая сила есть у праведника, чтобы вернуть грешника? Что Баал Шем Тов сделал с этим отошедшим от веры отцов евреем? Я думаю, что он осветил его таким светом любви, что у него просто не оставалось выхода. Я не думаю, что Баал Шем Тов упрекал или корил его. Взгляд Баал Шем Това пробудил в нем мысль о раскаянии. Взгляд Баал Шем Това раскрывает этот свет, который перед цимцум. И это единственная сила, которая способна произвести "трансформацию". И это свет Баал Шем Това, свет учения хасидизма.
Можно сказать, что эта любовь Баал Шем Това - это скорее материнская любовь. Любовь праведника к человеку - это не отцовская любовь, аспект "кав", линии. "Хорошо" и "плохо" это "высоко" и "низко". Но измерение Баал Шем Това это круг. Там нет верха и низа, там нет хорошо и плохо. И это тот свет, который мы хотим привлечь в этот мир посредством связи с праведником, и это единственное, что может реально изменить человека. Все остальное это только "правила игры".
Баал Шем Тов это прах. Это "мать-земля". Там нет больше или меньше. Там есть сущностная любовь. Праведник смотрит на мир как мать смотрит на своего ребенка. И это единственное, что может вызвать "трансформацию". И это есть идея хай-элул.
Алтер Ребе это несомненно отцовское начало, измерение. Или ты праведник, или ты средний, или ты грешник - это измерение.
Это старая дискуссия между Гилелем и Шамаем. Когда нееврей пришел к Шамаю, и просил объяснить ему Тору - он прогннал его строительным метром. Шамай это измерение. Но Гилель - это сущностная, материнская любовь.
Где рабби Нахман? Рабби Нахман, очевидно, похож на Баал Шем Това. Это безусловная любовь. Это женский, материнский, подход. В этом смысле спор рабби Нахмана и Алтер Ребе это что лучше выражает Баал Шем Това - материнский или отцовский подход?
Сегодня время подъема малхут, и поэтому основное это именно "женский архетип".
Рабби Нахман смотрит на человека, как мать смотрит на ребенка. Рабби Нахман говорит: научись смотреть на себя так, как мать смотрит на своего ребенка. Это "великая мать" Юнга, и это выше чем цимцум.
Обычно мать это малхут, суд. Женское начало это всегда суд в хасидизме. Но ради чего этот суд? - Ради того, чтобы сотворить мир. Это значит, что внутренне этот цимцум и есть самый великий хесед, самая великая милость.
Именно имя Элоким выражает самую большую любовь. Поэтому книга Зоар начинается с 13 лепестков розы. 13 лепестков розы это тринадцать слов между первым и вторым именем Элоким. ОДно из них это малхут, другое - бина. И хотя внешне это суд, но внутренне это хесед. И это свет праведника. Который называется лицом Вс-вышнего.