А что если слово "интерес" заменить словом "травма"?
Т.е., "человек снимает кипу" не потому что "хочет разрешить себе публично развратничать", а "человек снимает кипу" потому, что он травмирован. А травма, действительно, действует на психику.
Т.е., классическое "рацон матэ эт асехел" ("желание отклоняет разум") это так. Только этот "отклонение разума" происходит на фоне обиды, травмы и т.д.
В "классической" хабадской торат-а-нефеш нет понятия "травмы". В современной психологии это основа основ. Поэтому брать классическую торат а-нефеш и пытаться применить ее напрямую это просто не работает в большинстве случаев.
Почему в "классической" хабадской психологии нет понятия "травмы"? Да потому, что вся теория психотравмы говорит о том, что активная физическая деятельность выводит травму из организма. Пока человек жил на земле и занимался активным физическим трудом - не было понятия травмы, и даже меланхолия была уделом избранных.
Депрессивные состояния, от которых страдает 30% человечества - этого не было 200 лет назад. Это плата за отрыв от земли, это плата за отрыв от активного физического труда.
Может быть еще один момент. Человек, который не находился в депрессивном состоянии, возможно склонен думать, что все эти депрессии это "интеллигентский сплин", ну и соотвествтенно этому он все обьясняет.