Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Через час начинается Кипур

Через час начинается Кипур. В Израиле не говорят «Йом Кипур», говорят просто Кипур. Наверное, я уже начинаю потихоньку становиться израильтянином… С чьей то легкой руки Кипур переводится как «день всепрощения». Все-Прощения? Всех простить? Вроде бы ясно сказано «прощает тем, кто раскаивается, и не прощает тем, кто не раскаивается». Тогда откуда это «все» прощение? Я писал об этом несколько дней назад, что в сущности, Рош аШана и, наверное, в еще большей степени Йом Кипур призваны пробудить в человеке угасшую волю к жизни. Рош аШана — как человек, стоящий перед судом. И суд приговорил его к смерти. И в этот момент в человеке просыпается желание жить. Йом Кипур, как известно, это аспект йехида. Та самая точка жизненности, сама сущность желания жить. Как это связано с прощением и не прощением? Как я только что писал, те, кто нас обижают или унижают — в сущности, убивают нас. Убивают в нас самооценку и желание жить. Что означает простить в этом контексте? Согласиться с тем, что меня хотели убить? «Прощает раскаивающихся». Если меня хотели убить по ошибке, и попросили прощения — я обязан простить и я должен простить. Если нет? «Земле не простится (или искупится) за кровь пролитую в ней, но лишь кровью пролившего ее». Отсюда, кажется, ясно, что нет, не нужно прощать тех, кто не раскаивается. Этот человек забрал у меня часть меня. Забрал, может быть безвозвратно. Единственный способ вернуть эту потерянную часть меня — это отомстить. Не простить. Как отомстить — это следующий вопрос. Но месть — это не бранное слово в еврейском словаре. Сегодня ночью пошел на капарот. Подошел один хороший знакомый, и спросил: ученики рава Гинзбурга делают капарот на арабских куриц? Я начал на него орать, чтобы он отстал от меня. Но он прав конечно. Через два дня после теракта мы делаем капарот на арабских куриц? Со всеми «идурим» (т.е., по 70! шекелей за курицу…). Мы слишком привыкли «автоматически» прощать. Ребе пишет в маамаре Бати ЛеГани, что основное качество царя Израиля это нецах. Ницахон. Вечность и победа. Царь — это тот, кто не прощает своим врагам. Царь Давид на смертном ложе думает лишь о том, как отмстить своим обидчикам. Это не случайно. Царь Израиля это нецах. Царь Израиля — это сердце Израиля, сердце — это сущность жизни, сущностное желание жить. Сердце не прощает тем, кто не просит прощения. Если, конечно, человек еще хочет жить. Поэтому Кипур — да, простить. Тем, кто просит прощения. И не простить тем кто не просит прощения. В канун этого Йом Кипура я не прощаю. Я не прощаю тем, кто превратил меня в шнорера. Я не прощаю тем, кто собирает десятки миллионов долларов на «русские» проекты и делает с ними что хочет и не дает никому отчета. Я не прощаю тем, кто превратил шлихут в бизнес. Я не прощаю тем, кто превратил моего рава в персону «нон грата» в Хабаде. Я не прощаю тем, кто поломал мою жизнь и жизнь множества других людей. Я слишком много прощал в своей жизни. Хватит. Надоело. Прощать означает умирать. Мстить означает жить. Наверное, во мне начало пробуждаться то самое базовое, первобытное, животное желание жить. Жить означает не прощать. Мой рав говорит, что жизнь это эксперимент. В этом году я хочу поставить новый эксперимент. Не прощать тем кто не раскаивается. Подростком я прочитал книгу «Тяжелый песок». Старшее поколение помнит, наверное. Там была, кто помнит, столь запретная, столь сладкая, еврейская тема. Я не помню ничего из той книги. И наверное, она была слишком сложна для меня тогда. Осталась в памяти только одна фраза – для меня, не знавшего тогда ни одного слова на иврите, я повторял ее много раз, пока не запомнил. Вот эта фраза: «веникайсе домом лой никайсе». «Я прощу, но кровь их не прощу». «Я не прощу невинную пролитую кровь». Этой фразой Рыбаков заканчивает свою книгу. Я не прощу тем, кто делает бизнес на крови «русских» евреев и русского кирува. Пусть Вс-вышний отмстит за пролитую кровь тех, за души тех, кто мог бы найти свой путь к еврейству и не нашел его из за грязной вонючей политики тех, кто стоит у руля и у «крана» с деньгами. Пусть они получат по заслугам. Голос крови русского еврейства, на котором уже почти тридцать лет делают бизнес дельцы от иудаизма, вопиет из под земли.