Сиха Ребе на 6 тишрей 5713 г.
Точный перевод слова чарити на святом языке - "милость". Но у сынов Израиля это не называется "милость", но "цдака".
Смысл этих слов противоположен.
"Милость" означает, что он - хороший человек. Другому вообще не положено, и он не обязан помогать ему. Но он - хороший человек - и поэтому дает ему.
Однако слово "цдака" подчеркивает справедливость. Он обязан дать цдаку. Он не дает свое. Вс-вышний передал ему эти деньги на хранение, чтобы он помог другому.
Поскольку он сам нуждается в том, чтобы Вс-вышний помог ему, и Вс-вышний точно ничего ему не должен - он обязан действовать по принципу "мера за меру", помочь другому даже нсли он не обязан. Тем самым он пробуждает также наверху , что Вс-вышний даст ему больше чем он заслужил, поскольку он сам помогает ближнему свыше своих сил
В этом коротком отрывке выражена вся суть служения "баал эсек", людей бизнеса.
Мы недавно учили в главе Ницавим, что есть десять типов еврейских душ, начиная от "глав колен", и заканчивая "водоносами и лесорубами". В хасидут обьясняется, что эти десять типов душ, очевидно соответствующих десяти сфирот, делятся, в общем, на две части. Есть "три первых" и есть "семь нижних" сфирот. И есть "три первых" и "семь нижних" среди этих общих десяти архетипов душ.
Три первых сфиры называются "мохин", букв. "мозг", голова. Семь нижних сфирот называются "гуф", "тело. Другими словами, соотношение между "тремя верхними" и "семью нижними" сфирот, и соответствующими им типами душ - это как соотношение между головой и телом.
Эти типы ("голова" и "тело") - я бы сказал, что это мир и антимир. Есть люди "семи сфирот" - это, я бы сказал, "люди этого мира". И есть люди "трех сфирот" - это люди, так сказать, "антимира". В точности также, как даже на физическом уровне материя мозга отличается от всего тела, так отличаются эти люди "мира" и "антимира".
Задача людей "антимира" - прийти, опуститься в этот мир. Принести в него свет истины будущего мира, который светит в этих душах.
Задача людей "нормальных", "семи сфирот" - подняться (скорее, приподняться) над ежедневной реальностью этого мира.
Т.е., люди "трех верхних" должны опуститься, а люди "семи нижних" должны подняться. На языке хасидизма это называется "рацо" и "шов". Для людей "семи нижних" основное служение - это "рацо" - подняться над миром. Для людей "трех верхних" основное служение это "шов" - опуститься в этот мир, найти общий язык с этим миром.
Это в точности, как дарование Торы. Когда Вс-вышний опускается на гору Синай, а Моше поднимается на гору.
Или как свадьба. "Этот мир подобен свадебному пиру". Эти два типа людей должны встретиться, найти общий язык, и совместно действовать, чтобы построить Вс-вышнему "жилище в нижних мирах".
Поскольку Тора говорит о большинстве, поэтому в основном Тора описывает служение того типа людей, который мы назвали "семь нижних", людей бизнеса. Также и эта беседа Ребе говорит о том, каково основное служение "баал эсек".
Основная задача "баал эсек" - это "постоянная молитва". Постоянный подьем из этого мира в более высокий мир
Каким образом он это делает? Два пути. 1. Он понимает что это не его. Это только передано ему на хранение. 2. Он понимает, что сам нуждается в милости Вс-вышнего, и поэтому он помогает другим, чтобы пробудить Б-жественную милость в отношении самого себя.
Каково основное служение "людей академии" (давайте назовем их так)? Основное служение "академиков" - это постараться хотя бы немного быть людьми...
Обоим этим типам людей нужна связь с праведником. Первым - для того, чтобы подняться над этим миром. Последним - для того, чтобы опуститься в этот мир.. Праведник называется "основанием мира", он подобен стержню, пронизывающему все миры с самого верха до самого низа. Он связывает миры воедино.
Шана това, доброго и сладкого года всем, "академикам" и "бизнесменам" одновременно.