Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Сиха Ребе на 6 тишрей 5713 г

Сиха Ребе на 6 тишрей 5713 г. Точный перевод слова чарити на святом языке — «милость». Но у сынов Израиля это не называется «милость», но «цдака». Смысл этих слов противоположен. «Милость» означает, что он — хороший человек. Другому вообще не положено, и он не обязан помогать ему. Но он — хороший человек — и поэтому дает ему. Однако слово «цдака» подчеркивает справедливость. Он обязан дать цдаку. Он не дает свое. Вс-вышний передал ему эти деньги на хранение, чтобы он помог другому. Поскольку он сам нуждается в том, чтобы Вс-вышний помог ему, и Вс-вышний точно ничего ему не должен — он обязан действовать по принципу «мера за меру», помочь другому даже нсли он не обязан. Тем самым он пробуждает также наверху , что Вс-вышний даст ему больше чем он заслужил, поскольку он сам помогает ближнему свыше своих сил *** В этом коротком отрывке выражена вся суть служения «баал эсек», людей бизнеса. Мы недавно учили в главе Ницавим, что есть десять типов еврейских душ, начиная от «глав колен», и заканчивая «водоносами и лесорубами». В хасидут обьясняется, что эти десять типов душ, очевидно соответствующих десяти сфирот, делятся, в общем, на две части. Есть «три первых» и есть «семь нижних» сфирот. И есть «три первых» и «семь нижних» среди этих общих десяти архетипов душ. Три первых сфиры называются «мохин», букв. «мозг», голова. Семь нижних сфирот называются «гуф», «тело. Другими словами, соотношение между «тремя верхними» и «семью нижними» сфирот, и соответствующими им типами душ — это как соотношение между головой и телом. Эти типы («голова» и «тело») — я бы сказал, что это мир и антимир. Есть люди «семи сфирот» — это, я бы сказал, «люди этого мира». И есть люди «трех сфирот» — это люди, так сказать, «антимира». В точности также, как даже на физическом уровне материя мозга отличается от всего тела, так отличаются эти люди «мира» и «антимира». Задача людей «антимира» — прийти, опуститься в этот мир. Принести в него свет истины будущего мира, который светит в этих душах. Задача людей «нормальных», «семи сфирот» — подняться (скорее, приподняться) над ежедневной реальностью этого мира. Т.е., люди «трех верхних» должны опуститься, а люди «семи нижних» должны подняться. На языке хасидизма это называется «рацо» и «шов». Для людей «семи нижних» основное служение — это «рацо» — подняться над миром. Для людей «трех верхних» основное служение это «шов» — опуститься в этот мир, найти общий язык с этим миром. Это в точности, как дарование Торы. Когда Вс-вышний опускается на гору Синай, а Моше поднимается на гору. Или как свадьба. «Этот мир подобен свадебному пиру». Эти два типа людей должны встретиться, найти общий язык, и совместно действовать, чтобы построить Вс-вышнему «жилище в нижних мирах». Поскольку Тора говорит о большинстве, поэтому в основном Тора описывает служение того типа людей, который мы назвали «семь нижних», людей бизнеса. Также и эта беседа Ребе говорит о том, каково основное служение «баал эсек». Основная задача «баал эсек» — это «постоянная молитва». Постоянный подьем из этого мира в более высокий мир Каким образом он это делает? Два пути. 1. Он понимает что это не его. Это только передано ему на хранение. 2. Он понимает, что сам нуждается в милости Вс-вышнего, и поэтому он помогает другим, чтобы пробудить Б-жественную милость в отношении самого себя. Каково основное служение «людей академии» (давайте назовем их так)? Основное служение «академиков» — это постараться хотя бы немного быть людьми… Обоим этим типам людей нужна связь с праведником. Первым — для того, чтобы подняться над этим миром. Последним — для того, чтобы опуститься в этот мир.. Праведник называется «основанием мира», он подобен стержню, пронизывающему все миры с самого верха до самого низа. Он связывает миры воедино. Шана това, доброго и сладкого года всем, «академикам» и «бизнесменам» одновременно.