По-моему, замечательно.
Шай Пирон. О "монополизации" иудаизма Пятничные зарисовки https://www.facebook.com/shay.piron/posts/477441529043807 (8 декабря 2013)
Вот еще одна зарисовка с «йом шиши иши» (проводимые по пятницам встречи). Она зашла ко мне с большим портфелем, открыла, и вынула из него кучу книг. «Ты, в сущности, ничем не можешь мне помочь» - сказала она, и пристально посмотрела на меня. «Из-за кипы на твоей голове». Я весь сжался. Я ждал, что она скажет дальше. Только неделю как один ученый человек написал, что я не могу быть министром просвещения для всех, поскольку все мои решения диктуются тем, что я раввин. Я впервые по-настоящему обиделся, почувствовал себя беспомощным. И вот, снова, А. сидит передо мной, и «обвиняет» меня в том, что я «дос»… и… Я напрягся. Она – преподаватель Устной Традиции в светском тихоне в центре Страны. Уже много лет. Она методист, и о ней говорят, что ее занятия захватывающе интересны. Учитель жизни. И она озабоченна. Ибо она считает, что Талмуд – основа нашего сущестования. Наш особенный еврейский язык. Нет, это не имеет отношения к вопросу «религиозный» или «светсткий», но это национальная обязанность, ибо талмудический диалог, и базовые ценности находятся там. «Танах принадлежит всем» - говорит она, «но Талмуд – это только наше». Но правда – что произошло с нами? Когда момент любой интерес к изучению иудаизма, как основы для углубления национальных корней, как основа национальной идентичности, понимания особенного пути нашего народа стал «автоматически» ассоциироваться с «хазара битшува», попыткой «затшувить», повлиять, попытка создать ощущение, что есть только один правильный путь, а все остальные – ошибочны. Все это превратило изучение иудаизма в нечто нишевое, почти политическое. Но нельзя поднимать руки. Ибо общество, оторванное от своего культурного, национального и исторического контекста – обречено. Вчера я услышал замечательную мысль от Эгуда Банная. Он рассказал мне, как чувствуют себя американские музыканты, играющие блюз. В Америке есть длинный дороги, многочасовые путешествия, и в дороге сочиняется самый хороший блюз. А у нас… у нас нет таких расстояний, чтобы писать блюз. Пока ему не сказал один товарищ: Эгуд, если американец «поедет» путешествовать во времени – максимум, он может поехать на триста лет назад. А ты – ты можешь ехать на три тысячи лет назад, далеко, очень далеко. Это самое то, чтобы писать хороший блюз… Так почему же мы отказываемся от этого путешествия во времени? От наследия Явне и ее мудрецов, Иерусалима и Рима, Храма и пророчества, боли разъединения и изгнания и шанса, который нам дает возвращение в Сион?.. И это грустно. Никто не виноват. Но это – картина израильского общества. Супер-подозрительного. Точно знающего, что у другого в голове. Движимого сценариями ужасов, которые никогда не осущствятся. И упускающего. Упускающего возможность глубокого диалога, диалога, который обогащает и оплодотворяет. А. права. Нужно изучать иудаизм. Нужно соотносить себя с нашими корнями. Нельзя допустить, чтобы ребенок, родившийся в Израиле, не знал, как выглядит страница Талмуда. И нужно, чтобы это обучение происходило различными путями, различными преподавателями, представителями всех направлений и всех общин. И нужно, чтобы это происходило спокойно, в диалоге, с чувством общности и поиска глубины. И пусть будет критика, и пусть будет критическое мышление. Но корни и традиция – важные инструменты для развития каждой нации. «Приватизация» иудаизма одной общиной – есть отторжение всех остальных общин. И это – трагедия. Давайте, не упустим это путешествие во времени. Нашу способность писать древний «блюз», песни жизни, которая была и будет, новую Песнь Песней для всех нас. Доброго дня Шай Пирон Министр Просвещения (отсюда: http://chassidus.ru/library/piron/2013-12-08.htm)