Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

14

«И умер Йосеф и все его братья и все то поколение». Пока «шватим» (сыновья) Яакова были живы, рабства, как известно не было. Когда они умерли, начинается рабство. Этим завершается книга «Берейшис» — «книга прямых», книга отцов, и этим начинается книга Шмот. Сегодня читали это в синагоге на минху, и подумалось: как символично! Что-то в этом духе мы наблюдаем сегодня как в религиозном, так и в не-религиозном лагере. «Отцы» — это Ребе, если говорить о Хабаде. Рав Кук, если говорить о дати-леуми. Харейди я не очень в курсе кто там был самый главный (или главные).
Читал в субботу книгу воспоминаний о Ханане Порате (Одед Мизрахи, «Я старался творить добро»). Воспоминания о итнаткут. Ханан был один из лидеров сопротивления итнаткут, при этом было ясно, что «кав адом» — это насильственное сопротивление. Естественно, встает вопрос — а были ли они правы? Может, нужно было «сжечь все мосты» и отстоять Гуш Катиф? Вдруг пришло в голову — «асара hаругей малхут» — отрывок, который мы читаем в Йом Кипур. «один крик — и я превращу весь мир в воду…» — но рабби Ишмаэль, с которого живьем сдирают кожу — молчит…
Продолжение перевода «лекции Сан Ремо» Говарда Грифа. Сухим юридическим языком он доказывает, что и Бальфурская Декларация, и договор Сан Ремо, и позднейшие соглашения того времени однозначно предполагали, что «Палестина» станет исключительно еврейским национальным домом в его исторических границах. Для арабов же создавались — теми же документами — остальные государства на территории бывшей Оттоманской империи.