Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Нужно немного представлять себе историю движения баалей тшува в России чтобы понять насколько сегодняшняя

Нужно немного представлять себе историю движения баалей тшува в России, чтобы понять, насколько сегодняшняя ситуация в еврейской общине России противоестественна. Кто такие были баалей тшува 70-80 годов? Отказники. Диссиденты. Многие из которых блестящие интеллигенты. Хорошо помню, как попал на урок Раши к Пинхасу Полонскому — Москва, 1983 год. Я уже год как учил иврит, и мне хотелось как то применить его на практике. Мой учитель иврита — Барух Теплицкий — предложил мне — со смехом — познакомить меня с религиозными. Сказал мне, усмехаясь — «они тебя мигом обрелигиозят». Как в воду глядел, однако… Я пришел на урок. Молодежь. Выпускники МГУ (сам Петя Полонский, Леви Китросский и еще несколько активистов). Неповторимый «профессор» Влад Дашевский, слушать лекции которого было величайшим интеллектуальным наслаждением. Пете Полонскому было, кажется, 28 лет. Влад Дашевский был в моих понятиях (19-летнего студента) стариком. И — манипуляции над текстом Раши. И — мидрашим. И — лекции. Я не мог даже предположить себе, что иудаизм может быть столь интересен… Через пару месяцев был уже там с потрохами. Сегодня? Покажите мне на российско-хабадском пространстве лекторов, раввинов, директоров школ, хотя бы сколько нибудь поднимающихся над очень средним уровнем? Большинство раввинов общин не владеют русским языком. Большинство раввинов общин и вообще, руководящих должностей — в руках иностранцев. Очевидно, что их ментальность далека от русской интеллигенции как запад от востока. Очевидно, что они не способны преподать иудаизм, как нечто релевантное современному человеку. Они могут лишь обращаться к социально-неблагополучным слоям общества, и черпать оттуда учеников школ, ешив, семинаров для девушек. Происходит отрицательный отбор. Умным, самостоятельным, независимым, критичным — и не очень богатым — вход в современную общину Хабада в России строго запрещен. Чей это интерес — «конторы», Лазара или их общий? Мне кажется, скорее последнее. Лазару не нужны были конкуренты. Конторе нужна была подконтрольная, послушная община, вывеска «еврейской жизни» в России, «визитная карточка» «юдофила» Путина. Так что они нашли друг друга. А так — все хорошо. Синагоги строятся, миквы открываются, музеи работают. Только жизни во всем этой нет. Очень похоже на настояющую общину, и вместе с тем бесконечо далеко от нее Я далек от мысли кого-то обвинять в существующем положении дел. Так сложилось. в 1991 году открылись ворота, и отказники покинули Россию. В образовавшееся «пустое пространство» пришли новые люди, не знающие, что такое Россия, что такое российские власти, и как себя с ними следует вести. В результате еврейская община россии оказалось под плотным душным колпаком. Хотят ли они сегодня что то изменить? не знаю. Хочу надеятся, что да. Но для начала хорошо бы понять, «где мы держим» Это на самом деле глубоко трагично — что Хабад, бывший символом бескомпромиссой борьбы с властями на протяжении 70 лет, сегодня превратился в символ коллаборационизма с диктаторским режимом Путина. Шавуа тов
Немного истории…