Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

04

Ехал с работы — заехал в Кфар на свадьбу одного из Анаш Реховота. И снова изумился (уже не в первый раз) насколько разительно отношения между людьми в израиле отличаются от отношений в России. Насколько здесь все проще, человечнее, честнее. Да, досы здесь беднейший слой населения — и слава Б-гу. Никто не зазнается, не задирает нос. Не строит вселенских амбиций. Не спасает человечество. Люди просто живут. Тяжело работают. Воспитывают детей. Кто может — делает шлихут. Но при этом остаются людьми.
Возвращаясь к вчерашним дрязгам с БГ А может, они просто пьяные? Может, они просто опьянели? От безграничной власти, от бесконтрольного «ресурса» оказавшегося в их руках, от свободы от необходимости перед кем то или перед чем то держать отчет? Наверное, так оно и есть. Реб Гейче как то сказал мне «пьяный проспится дурак никогда». В общем-то, совершенно неглупые люди. Только сильно опьяневшие. Пару лет назад мне довелось снимать ролики для рава Гинзбурга — по недельным главам. Особого успеха та серия не имела, но пару вортов запали в сознание.
Иногда, когда дурное начало не может затормозить процесс, оно наоборот, его ускоряет. Подобно преждевременным родам, которые могут оказаться смертельно опасными. Это можно зачастую наблюдать в процессе тшувы — когда чрезмерно ускоряющийся баал тшува просто «разбивается об стенку» в конце концов, так и не поняв, что его «сверхскоростная» тшува — это чистый йецер. Нечто подобное произошло в России с Хабадом. Хабад в России развился (в первые послеперестроечные годы) со сверхскоростью, так и не позволившей ему нормально сформироваться и вырасти. Последствия видны до сих пор.
Когда мне приходится слышать о том, что в Израиле нужно создать «государство Торы» — я всегда вспоминаю Марьину Рощу. Вот, хасиды, харейдим, получили власть. Пусть не в целой стране, но в одной общине. И смотрите, что они с ней сделали. Хотите такое в масштабах всей страны? Я — не хочу. Жизнь ушла вперед. А хасиды остались в своем средневековье. Средневековое отношение к критике. Средневековое отношение к людям. Только одежда чуть поменялась. Поэтому пусть уже лучше ездят по субботам, чем «государство галахи».
«Б-жественное Учение может быть осуществлено только после осуществле­ния того, чему учит обычай и разум. А разум учит признанию, справедливости и благодарности Творцу. Если же кто-либо этого не соблюдает, как может он соблюдать приношение жертв, субботу, обрезание и тому подобное, чего разум не в состоянии ни при­нять, ни отвергнуть.» (рабби Йегуда аЛеви, «Кузари»)
— Все геоней олам (гении мировой величины), который сидят здесь, и я молюсь здесь ежедневно – и ни один из них не задал мне этого вопроса кроме тебя. Почему? Потому что у тебя есть деньги. Так это не ты спросил – это твои деньги спросили. Но твои деньги для меня это тьфу. Поэтому я не обязан тебе отвечать… Что мы учим отсюда? Что тот, кто молится поздно – у него должно быть в сознании, что «твои деньги это тьфу» — и тогда можно молиться поздно…