Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Успех в цдаке



История о Баал Шем Тове с комментарием рава Ицхака Гинзбурга

К Баал Шем Тову пришел еврей с горьким сердцем. В чем состояли его несчастья — я не знаю, или это были проблемы со здоровьем, или у него не было детей, или еще какое-то большое несчастье, не дай Б-г. Этот еврей плакал и причитал перед Баал шем Товым, чтобы он помог ему своими молитвами и благословениями.

Как известно, Баал Шем Тов был очень велик в любви к ближнему, и у него был мсирус нефеш на это, и ему было очень горько слышать о несчастьях другого еврея, но он видел Свыше, что не может помочь ему.

Баал Шем Тов подошел к книжному шкафу, взял том Талмуда, и ему попался трактат Бава Батра, на той странице, где обсуждается выражение «каждый, кто берет мелкую монету от Иова — благословляется», что у Иова был успех в цдака.

Баал Шем Тов углубился в своих мыслях, что хотят указать Свыше во всей этой истории с Гемарой и цдакой Иова, пока не понял, что это означает.

В Бродах жил еврей по имени Шабтай Меир. Это был грамотный в Торе еврей, и раздавал много денег на цдаку. Все его просьбы от Вс-вышнего были — чтобы Вс-вышний послал ему успех в цдаке, давать цдаку с добрым сердцем и чтобы его цдака имела успех, чтобы те, кто берут у него цдаку — чтобы это принесло им успех и удачу.

Вс-вышний послал р. Шабтаю большое богатство, но р. Шабтай Меир не изменил своего дома, он продолжал жить, как он жил до тех пор, пока он был обычным домохозяином, но в цдаке — значительная часть которой раздавалась тайно, чтобы никто не знал об этом — это было очень заметно. Его расходы на цдаку со временем все росли, и он постоянно просил у Вс-вышнего, чтобы Он удостоил его успеха в цдаке.

Высший суд постановил, что р. Шабтай достоин, чтобы Вс-вышний исполнил его просьбу, и чтобы у него был успех в цдаке.

Когда Баал Шем Тов вспомнил о р. Шабтае из Брод, он хорошо понял, что Свыше послали ему мысль взять этот трактат Талмуда, и Свыше сделали так, чтобы он открыл в Гемаре именно это место, и это для того, чтобы он вспомнил о р. Шабтае из Брод, ибо он знает, что в Высшем суде постановили, что у него будет успех в цдаке, и что через него тот еврей может получить свое спасение.

Баал Шем Тов сказал тому еврею идти в Броды, и там есть еврей по имени р. Шабтай Меир, известный своим гостеприимством, и несомненно, он пригласит его быть его гостем в субботу, и после субботы, когда он должен будет покинуть Броды, пусть он поблагодарит р. Шабтая Меира за гостеприимство, и попросит его благословения, чтобы Свыше послали ему спасение в заслугу великой заповеди цдаки, которую тот исполняет.

Этот еврей пошел в Броды, остановился на субботу у р. Шабтая Меира, и в доме было много гостей. р. Шабтай Меир давал каждому из самого лучшего, что у него было, широкой рукой. На исходе субботы тот еврей попрощался с гостеприимным хозяином, и попросил его благословения, как указал ему Баал Шем Тов.

Р. Шабтай Меир сердечно благословил этого еврея, и Вс-вышний принял его благословение, и тот еврей спасся.

Комментарий рава Ицхака Гинзбурга

Успех в цдаке — это когда цдака попадает туда, куда она должна попасть. Говорится, что тот, у кого нет страха перед Небесами, цдака, которую он дает — не попадает туда, куда нужно. Р. Шабтай Меир просит у Вс-вышнего, «давать с доброй душой, и чтобы был успех в цдаке».

Здесь коренится различие между качеством хесед (милость) и качеством рахамим (милосердие). В качестве хесед главное — это желание дать, оказать воздействие и влияние. Но — не интересоваться, что происходит дальше, в аспекте «посылай свой хлеб по воде».

В качестве рахамим, напротив, основное — это как это будет принято. Основная забота здесь — не просто дать цдаку, но — чтобы тот, кому дают, получил то, что он должен получить, был спасен и благословлен. Акт дачи существует лишь для того, чтобы помочь ему.

Р. Шабтай Меир вместе с тем, что он дает цдаку — проводит душевный самоотчет. Он хочет быть «в порядке». Он дает цдаку и молится, чтобы она помогла. Для него цдака — это только средство, и нужно, вместе с тем, чтобы давать цдаку, также хорошо молиться, чтобы она помогла. Он пробуждает в себе душевную доброту, молится, чтобы его цдака подействовала, и чтобы Вс-вышний изначально послал ему правильное место, куда давать цдаку, ибо в этом состоит ее успех.

Любавичский Ребе нередко осуждающе высказывался в отношении тех, кто приходили к нему в тяжелой ситуации, с просьбой о совете и спасении, и после того, как спасение приходило — не утруждали себя сообщить об этом. Он очень любил слушать, что его благословения помогли. Это выражение качества рахамим.

(Из гисваадус 5760)