Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Черная дыра" самокритики или как не надо делать тшуву…



Урок рава Йегошуа Дашифа по системе SE (травматическая психотерапия) 11.09.2011, Реховот[1]

Эта нездоровая самокритика — это нечто, что человек выучил, когда он был еще маленьким ребенком. Как правило, это или то, что он выучил, или с ним произошло какое-то несчастье, травма, и тогда его мышление меняется. Это, как правило, имеет под собой почву.

Что происходит, когда люди проходят травматическую психотерапию (SE)?

Я даже не должен говорить с ними, чтобы заглушить этот голос, ибо он сам замолкает. Ибо это происходит из-за цимцум (сжатия), это выражение сжатия на уровне разума. Мы говорили о различных уровнях в SE на предыдущих уроках.

Одно из измерений, один из уровней в человеке по системе SE — это постижение, разум.

И когда вся система жизнеобеспечения переживает сжатие — это сжимает как эмоции, так и поведение, и также в постижении. И сжатие, цимцум в сознании находит свое выражение — одно из выражений сжатия в постижении — это чрезмерная самокритика.

«Ты не в порядке!» «Ты не такой, как нужно!» «Должно было быть иначе!» «Этого недостаточно»… — это все происходит из-за цимцум.

Я называю это «цимцум», ибо нет простора, чтобы дышать. Внутри человека нет места, чтобы понять, что то, что есть — это в порядке. Это пространство как бы исчезло, как будто бы его кто-то забрал.

И вдруг все напряжено, и есть этот внутренний голос… все время, постоянно.

Как правило, у моих клиентов, это исчезает в процессе лечения само собой, я даже не должен говорить с ними об этом. Большая часть вещей — я не должен говорить о них — я просто делаю свою работу.

И когда это сжатие начинает рассасываться, и начинается расширение во всех системах -тогда и психика начинает расширяться, вместо сжатия, и эти вещи сами по себе приходят в порядок. Это самый лучший путь.

И также — все начинается от нас самих.

Я попробую ответить коротко на ваш вопрос — это просто — начать быть бдительными, что есть внутренний критический голос, и нельзя, чтобы он звучал.

И понять — глобально — я думаю, что то, что я говорю сейчас — еще раз: как правило, разговоры мало помогают, пока человек не проходит курс лечения. Слова — это только слова.

Но тем не менее:

У каждого — свой жизненный путь. С начала до конца — с момента, когда он родился, и до самой смерти — у него есть свой путь, свой маршрут. И невозможно судить человека за то, что он проходит в своей жизни, не важно — или это добро, или зло. Нет ни добра, ни зла. Есть то, что у него есть, он сам об этом знает. Просто нужно выйти в путь, и преодолевать препятствия. И понять: это ни хорошо, ни плохо! Это то, что есть. Это — то, что есть.

Я совершил ошибку — да, я совершил ошибку. Однажды, много лет назад, я слышал от кого-то:  мы учим в хасидизме, когда человек делает что-то дурное — это не так уже плохо… Если он делает что-то доброе — это не так уже хорошо…

Мы двигаемся, каждый — на своем жизненном пути. Каждый знает это внутри себя. Но нет места для критики. Ибо этот критический голос лишь запутывает способность человека двигаться вперед.

Поэтому, со стороны философии следует сказать самому себе: «замолчи! Ты мне не нужен!» Это ложь! Это просто ложь. Почему это ложь? Ибо это мешает.

Когда нет этого критического голоса — человек способен исправить то, что нужно исправить.

Поэтому это просто ложь, это просто совершенно бесполезно.

Единственная возможность критики, когда этот критический голос имеет право звучать — это когда это происходит в заранее установленное время. И Алтер Ребе говорит об этом в Тании.

Когда это не то время, которое он установил для самокритики — это дурное начало! Точка. И когда он устанавливает время для самокритики — поверьте мне — я пробовал это — для душевного самоотчета — вдруг ничего  нет в голове. Пусто совершенно! Нет там ничего!

Это должно быть, по идее, хешбон нефеш. Но в тот момент, когда человек решает: в такой-то день, в такой-то час я сижу и занимаюсь самоотчетом — кто я и что я. Наступает этот час — ничего нет! Этот голос молчит!

Но когда он выходит в путь, ведет машину, или начинает разговаривать с кем-либо, занимается чем-то, хочет помочь — он постоянно слышит внутри себя этот критический голос.

Когда человек устанавливает время и использует это время для самоотчета — и когда потом голос критики приходит к нему — он может сказать: это не твое время! Это чувствуется, что это странно. И это путь, как справиться с этим.

Но в общем, важно понять, что эта постоянная самокритика, своего рода постоянный самоконтроль просто не имеет смысла. Это бесполезно. Ибо это ничего не строит, ничего не исправляет. Есть место для хешбон нефеш лишь тогда, когда я установил для этого время.

Но нет для этого места в нормальной повседневной здоровой жизни. Это лишь разрушает, это ничего не строит.

Еще раз — это лишь разговоры.

Но я знаю, что когда человек хочет взять на себя, чтобы избавиться от этого критического голоса — должен быть проект, большой проект.

С момента, когда я встаю утром, и пока я не иду спать, я стараюсь контролировать себя как можно лучше, когда этот голос внутренней критики пробуждается внутри меня. И тогда я заставляю его молчать. Ибо это не полезно. Это — «уйди от зла».

Без «твори добро» это не помогает. «Уйди от зла» без «твори добро» — это пусто. Должно быть «твори добро».

Что есть «твори добро»? «Я делаю максимум того, что я могу». Это — я, с моими ограничениями, с моими способностями — я делаю максимум того, что я способен.

Это включает в себя также — делать ошибки.

Вопрос: если я чувствую, что я делаю меньше, чем я мог бы делать — как к этому относиться?

Человек должен сказать так:

Я прочитал, предположим, 5 глав какой-то книги, вместо 8, которые я собирался прочесть. Должен ли я себя за это казнить? Ответ: нет, ни в коем случае!

Так я решил в тот момент, ибо это было та ступень, на которой я тогда находился.

Это — где я был в тот момент в моей жизни. И это было мое решение. Я не собираюсь сейчас пересматривать то решение! Это — то, что я тогда решил. Возможно, в другой раз я решу иначе.

Вопрос: что делать, если я чувствую, что я не хочу что-то делать?

«Я не хочу» — прими это! «Мне не хочется это делать» — принять это! В этом — вся идея!

Проблема в том, что не принимают, что я достиг границы своих возможностей.

Я сейчас не хочу больше — человеку позволено не хотеть чего-либо! Это логично, и это человечно! Это человечно и совершенно нормально — я достиг пределов своих возможностей. На данный момент. Я сейчас достиг этого, это то, что я решил. Это то что я сделал — все! Это — то, что было.

На будущее — возможно, я решу иначе. Но — я не раскаиваюсь.

Это то — что я решил — на тот момент это было правильно. Не нужно раскаиваться в правильном решении. Точка.

И следует приучиться сказать себе: я сделал то, что было наиболее правильно. Я сделал то, что я должен был сделать. Это то место, та ступень, где я находился в тот момент.

Ты называешь это «битуль»?  — Да, это истинный битуль! Кто я сейчас, в данный момент? Не больше и не меньше! И в нашем поколении по какой-то причине это очень трудно — быть с собой в настоящий момент времени. Но ведь это — «жилище в нижних»!

Если человек находится в прошлом или в будущем — он не находится здесь, и как же тогда Вс-вышний может «жить в нижних»? Если человек не переживает собственную жизнь каждый момент времени — разве он живет вообще? Я всегда говорю людям, которые приходят на лечение, что настоящее  лечит прошлое и будущее. Когда я веду прием — я не люблю влезать в то, что было или в то, что будет. Сейчас. Что происходит сейчас? В данный момент времени — что происходит?

— Сейчас? Что со мной сейчас? Это вообще важно?

Это удивляет.

— Это важно, что происходит со мной сейчас? Да!

Мне не важно, что было вчера, и что было тридцать лет назад. Что происходит с тобой сейчас, когда ты задумываешься о том, что было тридцать лет назад? Что происходит с тобой сейчас? Как это ощущается в твоем теле?

Это — лечение. Это начинается с настоящего. И самое трудное — это склонность не жить. Остаться или в прошлом, или в будущем. И этот критический внутренний голос — он только вредит. Только вред.

И когда человек способен привыкнуть — и я бы даже сказал во время, когда он не слышит этот критический голос, остановиться, и подумать: как я сейчас себя чувствую? И сказать себе: я — в порядке! Это значит, что я не меньше и не больше того, что я в данный момент.

Когда ты ведешь машину, или идешь, или делаешь что-то простое — начать приучать себя думать: где я в эту минуту? И это — я.

Ибо наша психика настроена на негатив. Дурное начало — видит только негатив. И хочет взять нас из позитивной точки зрения, увести нас от здорового взгляда на вещи.

Я называю это «черной дырой».

Ее сила притяжения захватывает вещи внутрь себя. И она становится все больше и больше. И когда мы хотим сделать что-то позитивное — т.е., остановиться на минуту, и сказать себе: я веду машину. Я делаю, как я понимаю. И это — нормально. И вдруг — это уходит от меня.

Нужно понять, что эта «черная дыра» хочет втянуть в себя все позитивное. И в этом — война. В этом — самая суть войны.

И путь, как победить — это увеличить еще и еще позитивное направление мышления. И время подойти к позитивному — это когда нет никакой другой задачи. Когда я просто иду по дороге или пишу или сижу, и спросить себя: как я сижу на стуле? Как я себя при этом чувствую? Как я говорил сейчас по телефону? Как я вел машину? Это — я. И как это есть — это я.

И начать думать о каждом и каждом — как он, как она — также этот человек как он есть со всем хорошим, со всем дурным, это как Вс-вышний поставил его на его жизненном пути.

Я принимаю его путь в точности так же, как я принимаю свой путь.

Но главное, что я не способен принять другого, пока я не принимаю себя. По этой причине это так важно. Мы говорили об этом несколько месяцев назад. Нужно научиться принимать себя. Я могу говорить, как я принимаю другого, до небес —  но если я не принимаю себя — это просто пустые слова.

Таким образом: спрашивать себя: как я сижу, как я делаю самые простые вещи — это я, и я делаю это сейчас. Когда человек начинает быть внимателен к тому, что с ним происходит, это изменяет все его отношение как к самому себе, всю его ориентацию, как я отношусь к происходящему вокруг меня. Когда я изменяю это отношение — вдруг это приводит ко многим изменениям в физиологии в мозгу, и как мозг реагирует на угрозы и т.д.

Питер Левин сказал однажды, что травма — это источник любой агрессии.

Любая агрессия, любое насилие имеет в своем источнике травму.

Почему? Ибо когда человек чувствует, что его внутренние границы разрушены, он обязан опустить весь мир до уровня, на котором он находится сам, внутри себя. Каждый — где он находится.

Если он внутри себя упоредочен — он заставляет свое окружение также быть упорядоченным.

Если у него внутри все смутно — он не позволяет своему окружению быть упорядоченным.

Ибо у него все размыто.

Если внутри себя он насильник — он приводит к тому, что его окружение также ведет себя насильственно, для того, чтобы это ему соответствовало.

Если он человек терпеливый — он всегда ищет пути выстроить вокруг себя терпимое окружение.

Каждый старается выстроить свое окружение, которое будет соответствовать его внутреннему миру, чтобы он был уравновешен.

Когда границы человека разрушены и его силы «изливаются» вовне — он чувствует страх перед человеком  с нормальными границами. Он чувствует в этом угрозу.

Человек здоровый, а я не здоров — это угроза! Я не могу!

И это, кстати, как правило то, что работает на шидухим.

Границы или их отсутствие, ощущение угрозы или ее отсутствие — это где человек ищет супруга, который/ая не будет мне угрожать.

Если он уже говорит, что я чувствую тягу к этому человеку — это говорит, что состояние его границ более-менее соответствует моему собственному.

Если они более крепкие — это угрожает мне.

Если менее устойчивые, чем у меня самого — это тоже угрожает мне.

Поэтому люди, которые приходят ко мне в тяжелом душевном состоянии и спрашивают у меня — что с шидухим? Я говорю им — подожди полгода. Или — давай подождем год.

Ибо там, где ты находишься — ты получаешь в точности то же самое.

Это магнит. Мы притягиваем людей, таких же как мы сами.

Нужно сознавать это.

Когда границы человека разрушены и его жизненные силы изливаются наружу, он обязан найти окружение, границы которого разрушены.

Ибо тогда это подходит ему. Тот сильный внутренний шум, то внутреннее ощущение угрозы, отсутствие устойчивости, отсутствие внутреннего равновесия.

Ибо он не способен вынести нормальное окружение. Это будет ему мешать.

Вопрос: но если я искренне хочу измениться, хожу на лекции к известным психологам…

Ответ: Есть такая вещь — ассоциировать себя с кем-то, относиться к какой-то группе, мы говорили об этом как-то. Человек чувствует потребность соотносить себя с чем-то возвышенным, но это не внутри него, это не внутри его сердца. Это где-то там — снаружи.

Я пошел на лекцию этого человека и я могу повторить каждое его слово, но что происходит внутри меня? Это очень легко — идентифицировать себя с чем то возвышенным и красивым. Это легче всего.

Поэтому есть газеты, есть спортивные клубы, и они имеют большой успех.

Есть две вещи: Есть здоровое место в человеке и есть место не здоровое. Есть у еврея Б-жественная душа. И есть также животная душа. И есть наклонность к здоровому поведению.

Но поскольку есть положение, когда нет здоровых границ, чем более они разрушены  — это воздействует на всю систему — со всем добром, со всей Б-жественной душой, и с добрым началом — чем «черная дыра» больше — тем более она не позволяет другим вещам найти свое выражение.

В этом — проблема.

И по Питеру Левину это связано с нарушенными внутренними границами[2].



[1] См. также «Радость как жизненный вызов» рава Маджески у нас на сайте

[2] О внутренних границах говорилось на одном из первых уроков рава Дашифа. См. также здесь: http://chassidus.ru/philosophy/dashif/2011-02-03.htm