Показать все комментарии |
Глава 6
1. И говорил Господь Моше так: 2. Заповедай
заповедай Аарону. Везде "заповедай, повели... " означает не что иное, как побуждение (исполнить заповедь) в данный момент и в грядущем. Сказал раби Шимон: "В особенности должно Писание побуждать (к исполнению заповеди) там, где это связано с материальным уроном" [Сифра; Кидушин 29 а]. (Раши)
Аарону и его сынам так: Вот учение о всесожжении
вот учение о всесожжении.... Это имеет целью учить относительно воскурения туков и частей (жертвенных животных), что оно действительно на протяжении всей ночи; а также учить относительно (жертв), ставших непригодными: какая (из них), если ее уже возложили (на жертвенник), должна быть снята (с него), и какая, если ее возложили, не снимается. Ибо везде слово "тора", учение, включает (частные случаи в названное общее правило; здесь оно имеет целью сказать:) одно учение, один закон для всех возложенных (на жертвенник жертвенных животных), даже для (некоторых) ставших непригодными - если они были возложены (на жертвенник), не снимаются [Сифра; Звaxuм 27 б].
(Раши)
: Это всесожжение
это всесожжение. Это исключает (из общего правила) животных, использованных для скотоложства и т. п. (даже если их возложили на жертвенник, они должны быть сняты с него), ведь их непригодность возникла не в Святилище, но они стали непригодными (для жертвоприношения) до того, как были доставлены в передний двор. (Раши)
на кострище его на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника будет зажжен на нем. [Сончино]
передай Аhарону и его сыновьям Первые пять глав книги Ваикра представляют собой обращение к сынам Израиля и содержат законы, имеющие отношение к каждому отдельному человеку или к первосвященнику и правителям, отвечающим за весь народ. В главах 6-й и 7-й последовательно излагаются четкие указания Аhарону, его сыновьям и их потомкам, как должно осуществляться принесение жертв.
вот закон Иврит: зот тора. Букв. "это подробное и четкое указание". Выражение "от закон о... " часто встречается в книге Ваикра. Оно используется как вводное перед изложением группы заповедей, относящихся к тем или иным областям закона.
о жертве всесожжения Законы жертвоприношения, приведенные в гл. 1, относятся к жертве, приносимой простым человеком. Законы, приведенные в этой главе, относятся к ежедневной жертве всесожжения, приносимой от имени всего народа утром и вечером (см. Шмот, 29:38-42) и имеющей особое название: корбан тамид - "постоянная жертва". Вечерняя жертва тамид была последней, после нее не разрешалось приносить никакие жертвы. Но огонь на жертвеннике должен был поддерживаться всю ночь, и часто ночью на жертвеннике сжигали туши или внутренние органы и нутряной жир животных, принесенных в жертву днем (т. е. тех животных, которые были зарезаны днем и кровь которых была выплеснута на стены жертвенника в дневное время). Утром для того, чтобы очистить жертвенник от пепла, костер не гасили, а на этом же, продолжающем гореть огне сжигали части туши утренней жертвы тамид, с принесения которой каждый день начиналось принесение жертв в Мишкане. Животные для этой жертвы, так же, как и для других общественных жертв, приобретались на деньги обязательного пожертвования в полшекеля, которое ежегодно передавал на нужды Мишкана (а позднее - Храма) каждый совершеннолетний мужчина. Поскольку общественные жертвы служили искуплением для каждого члена общины и приближали весь народ ко Всевышнему, то запрещалось приобретать их на деньги одного человека или группы богатых людей. Принесение любой жертвы приобретает смысл только в том случае, если оно сопровождается искренней молитвой, поэтому в более поздний период (во времена Второго Храма) мудрецы установили определенные дежурства для всего населения Иудеи. Те, кто отвечал за порядок жертвоприношений в определенный день, проводили этот день в посте, молитве и изучении Торы. Для установления определенного порядка как коhены, так и все население были разбиты на мишмарот - "стражи" (для коhенов) и маамадот - "представительства" (для всего остального населения). (Как таковой, порядок разбиения коhенов на стражи существовал еще со времен царя Давида.) Каждой "страже", обеспечивавшей жертвоприношения в Храме на протяжении одной недели в году, соответствовало определенное представительство. Некоторые люди из этого представительства приходили в Храм для того, чтобы, стоя рядом с коhенами, произнести молитвы в момент принесения жертвы, другие приходили в синагоги в местах своего проживания и молились там. Основной частью молитвы было чтение отрывков Торы, относящихся к законам жертвоприношений. Этот порядок, установленный мудрецами Торы, служил надежной гарантией против возможного восприятия жертвоприношения как механической функции, лишенной духовного содержания.
3. И наденет священнослужитель свое облачение льняное
свое облачение льняное. Это платье, хитон. А почему оно названо здесь מדו? Должно подходить ему по размеру (מדה), быть ему по росту [Сифра; Йома 23 б].
(Раши)
, и нижнее платье льняное наденет на тело свое
на тело свое. (Непосредственно на тело) чтобы между ними не было ничего [Сифра; Звaxuм 19 а]. (Раши)
, и взнимет
и взнимет пепел. Он брал полный совок (пепла) из внутренней испепеленной массы и помещал это на восточной стороне мостков (ведущих к вершине жертвенника) [Сифра; Йома 45]. (Раши)
пепел, в какой испепелит огонь всесожжение
пепел, в какой испепелит огонь всесожжение. И превратит его в пепел; из этого пепла снимает он возношение и помещает его возле жертвенника. (Раши)
на жертвеннике
на жертвеннике. Обнаружив части неиспепеленные, возвращает их на жертвенник после того, как разгреб угли в стороны и взял из внутренней массы, ибо сказано: "всесожжение на жертвеннике" (т. е. жертва всесожжения должна находиться на жертвеннике до тех пор, пока ее можно определить как жертву всесожжения, но не как пепел) [Сифра; Йома 45 б]. (Раши)
, и положит его возле жертвенника. [Сончино]
наденет на тело свое Между телом коhена и одеждами не должно было быть никакого дополнительного платья, не относящегося к четырем видам одеяний, в которых коhен исполнял работы в Мишкане. Подробное описание одежд коhенов приведено в Шмот, 28:39,42.
и снимет... золу Снятие золы с жертвенника считалось одним из видов служения в Мишкане и могло быть выполнено только коhеном. Снятие золы было первым действием, которое производилось утром, им завершался порядок жертвоприношений предыдущего дня и начинался порядок жертвоприношений дня наступающего.
и положит возле жертвенника Золу и пепел сгоревших жертв складывали с восточной стороны пандуса, ведущего на жертвенник. Когда там набиралось большое количество золы и пепла, один из коhенов выносил их за пределы Мишкана и высыпал в определенном, специально отведенном для этого чистом месте. (Сончино)
4. И снимет одежды свои
и снимет одежды свои. Это не обязанность, но продиктовано правилами приличия, чтобы, вынося пепел, не загрязнить одежды, в которых он обычно совершает служение. - В одежде, в которой готовит пищу для господина, не нальет бокала для своего господина. - Поэтому "и облачится в одежды другие" попроще [Йома 23 б, Сифра].
(Раши)
, и облачится в одежды другие, и вынесет пепел
и вынесет пепел. Накопившийся и лежащий грудой (в центре жертвенника). Когда его много и нет места на кострище, (священнослужитель) убирает его оттуда. Это не является обязательным во всякий день, однако возношение (предписанное в 6, 3) является обязанностью ежедневной [Йома 20 а]. (Раши)
за пределы стана на место чистое. [Сончино]
и облачится в одежды другие Коhену запрещалось носить одежды для служения за пределами двора Мишкана. Поэтому тот, кто выносил пепел и золу сгоревших жертв, должен был надеть будничные одежды.
в чистое место См. комм. к Ваикра, 4:12. (Сончино)
5. И огонь на жертвеннике должен быть зажжен на нем
и огонь на жертвеннике должен быть зажжен
зажжен
зажжен
зажжен. будет на жертвеннике" [6, 6]. Все они истолкованы в трактате Йома [45 б], где наши мудрецы расходятся во мнениях, что до числа кострищ, которые были там (на жертвеннике. По мнению раби Йеhуды, их было два на протяжении всего года и три в День искупления; по мнению раби Йосе, их было три на протяжении всего года и четыре в День искупления; по мнению раби Меира, их было четыре на протяжении года и пять в День искупления. Каждый из них приходит к определенному выводу, основываясь на повторении слов от корня со значением "гореть, зажигаться"). (Раши)
. на нем" [6, 5], "огонь всегда (Раши)
. на нем" [6, 2], "и огонь на жертвеннике должен быть (Раши)
на нем. Здесь повторяются многократно слова от корня יקד (что означает горение) "на кострище, на месте (Раши)
, не угасать; и будет класть на него священнослужитель по утрам поленья для горения
горения. " [6, 2], "а огонь жертвенника будет (Раши)
и раскладывать на нем всесожжение
и раскладывать на нем всесожжение. Постоянное всесожжение предшествует (другим жертвам) [Менaxoт 49а; см. Раши к 3,5]. (Определенный артикль указывает на то, что речь идет об определенном, известном всесожжении, т. е. о всесожжении постоянном. А поскольку здесь говорится об утреннем служении, то сказанное относится к утреннему постоянному всесожжению. Эта жертва предшествует другим, ибо ее предписано помещать непосредственно на поленья, на которых еще нет ничего.) (Раши)
, и воскурять на нем туки мирных жертв
туки мирных жертв. Если принесут мирные жертвы. (Это не является предписанием во всякий день возлагать на жертвенник мирные жертвы после постоянного утреннего всесожжения, но означает если в этот день приносятся мирные жертвы, то связанное с ними служение совершается в этот момент.) А наши учителя делают отсюда вывод (понимая השלמים как производное от השלם, завершать). "на нем" - на постоянном утреннем всесожжении заверши все жертвоприношения. Следовательно, ничто не приносится после постоянной жертвы в межвечерье [Йома 33 а; Пеcaxuм 58 б]. (Раши)
. [Сончино]
и не гаснуть В дневное время огонь на жертвеннике также не должен был гаснуть ни на мгновение. Все необходимые действия для принесения основных общественных жертв должны были быть выполнены даже в субботу. В число этих действий входило и поддержание огня на жертвеннике для сжигания туш животных (Шмот, 35:3).
принесенных в мирную жертву В данном случае мирная жертва приводится только в качестве примера.
должен постоянно гореть Постоянно горящий огонь был символом готовности еврейского народа служить Всевышнему каждое мгновение. Даже тогда, когда не приносится жертва и не выполняются конкретные действия, связанные со служением в Храме, связь не разрывается, и мысли, чувства и дела каждого еврея связаны с единой целью существования народа Израиля: воспринимать Божественное Присутствие и делать его явным для всего мира. Постоянно горящий на жертвеннике огонь явился прообразом нер тамид ("постоянная свеча"), свечи, зажигаемой перед молитвой. Постоянно горящий на жертвеннике огонь ни в малейшей степени не напоминал обычай идолопоклонников поддерживать огонь в капище или на алтаре. Огонь в языческих культах воспринимался либо как божество, либо как его непосредственное проявление. (Сончино)
6. Огонь постоянный
Огонь постоянный (всегда). Огонь, о котором сказано "постоянно, всегда" (слово является избыточным, т. к. то же значение вытекает из "не угаснет"), является тем (огнем), от которого зажигают лампады (светильника), и об этом сказано, "возжигать лампаду постоянно" [Имена 27,20]. Это также возжигается от (огня) внешнего жертвенника [Йома 45 б]. (Раши)
зажжен будет на жертвеннике, не угаснет
не угаснет. Тот, кто гасит огонь на жертвеннике, преступает две запретительные заповеди (содержащуюся здесь и в предыдущем стихе). (Раши)
. 7. А это учение о хлебном приношении
а это учение о хлебном приношении. Одно учение, один закон для всех (хлебных приношений; см. Раши к 6,2): (для всех их) предписаны елей и ливан, о которых говорится в разделе. [2, 1]. (Иначе) я мог бы (решить), что елей и ливан нужны только для хлебного приношения исраэли, откуда берется "горсть" (см. 2, 1 и 2). Из чего (следует, что это относится также к) хлебному приношению священнослужителей, воскуряемому полностью (от которого "горсть" не берется; см. Раши к 6, 15)? Поэтому сказано "учение" (т. е. общий закон для всех хлебных приношений) [Сифра].
(Раши)
: подносить его
подносить его. Это есть доставление к юго-западному углу (жертвенника, но не воскурение, собственно жертвоприношение, о котором говорится в 6, 8). (Раши)
сынам Аарона пред Господом
пред Господом. Это западная сторона, обращенная к шатру собрания. (Раши)
к передней стороне жертвенника
передней стороне жертвенника. Это южная сторона, которая является передней стороной жертвенника, ибо мостки (ведущие к вершине жертвенника) расположены на той стороне (таким образом, речь идет о юго-западном угле) [Сота 14 б]. (Раши)
. 8. И взнимет из этого
и взнимет (вознесет) из этого. Из целого, (т. е.) чтобы полная десятая часть (эфы) находилась (в сосуде) при взятии "горсти" [Сифра; Менaxoт 24а]. (Раши)
горстью своей
горстью своей. Чтобы он не делал меры для горсти (т. е. не пользовался сосудом, содержащим столько, сколько его горсть) [Сифра; Йома 47 а]. (Раши)
от муки хлебного приношения и от его елея
от муки хлебного приношения
хлебного приношения. (Означает) что оно не должно быть смешано с другим (хлебным приношением, т. е. если мука двух хлебных приношений была смешана, прежде чем из них взяли "горсть", оба они становятся непригодными, т. к. теперь невозможно взять "горсть" из каждого в отдельности. Это заключение из того, что в стихе особо выделено слово "минха", хлебное приношение, т. е. оно должно быть как таковое, в чистом виде) [Сифра].
(Раши)
и от его елея. Из этого следует, что горсть (берется) с того места, где много елея (т. к. елей, возливаемый на хлебное приношение, не может равномерно распределиться по всей повехности) [Сота 14 б]. (Раши)
, и весь ливан, который на хлебном приношении, и воскурит
и весь ливан, который на хлебном приношении, и воскурит. Собирает ливан (со всего хлебного приношения) после взятия "горсти" и воскуряет его (см. Раши к 2, 1). Поскольку это уточняется только применительно к одному хлебному приношению в "И воззвал" [2,2], нужно было повторить, чтобы включить (в общее правило) все хлебные приношения, что касается предписаний о них. (Раши)
на жертвеннике (в) благоухание-удовлетворение памятную часть его Господу [Сончино]
горсть муки Букв. "щепоть". Тора не установила, какое количество муки следует отделять для сжигания на жертвеннике. Сама по себе щепоть коhена, приносившего жертву, была мерой для отделения сжигаемой части. Коhены должны были есть эту жертву, они не имели права выбросить, уничтожить или сжечь ее. (Сончино)
9. А оставшееся от него будут есть Аарон и его сыны; пресным должно есть его на месте святом
на месте святом. А что это (за место)? - "Во дворе шатра собрания". (Раши)
, во дворе шатра собрания будут есть его. [Сончино]
ее следует есть пресной Жертву из муки злаковых следовало приготовлять как мацу, т. е. из теста, которое не успело подняться. (Сончино)
10. Не должно быть испечено квасным; в долю им
не должно быть испечено квасным, в долю им. Также и оставшееся (от хлебного приношения и предназначенное в долю священнослужителям) запрещено в квасном виде (т. е. не должно быть испечено квасным) [Менaxoт 55а]. (Раши)
дал Я это из огнепалимых жертв Моих; святое святых это, как очистительная жертва и как повинная
как очистительная жертва и как повинная. Хлебное приношение согрешившего [5, 11] – как очистительная жертва, поэтому оно становится непригодным, если "горсть" взята от него не как от такового (здесь применим закон, распространяющийся на всякую очистительную жертву; см. Раши к 5, 12). Доброхотное хлебное приношение - как повинная жертва, поэтому оно пригодно, даже если "горсть" взята от него не как от такового (т. е. при этом в виду имели другое приношение) [Сифра].
(Раши)
. [Сончино]
это доля... им Запрет выпекать хлеб из поднявшегося теста распространяется не только на ту часть жертвы из муки злаковых, которая должна быть сожжена на жертвеннике, но и на ту, которая должна быть употреблена в пищу коhенами.
святая святых она См. комм. к Ваикра, 2:3. Это означает, что данная жертва может быть употреблена в пищу только коhенами, но не членами их семей, и только на территории Храма, а не за его пределами. (Сончино)
11. Всякий муж
всякий муж. (Всякий) даже увечный. Для чего это сказано? Если (для того, чтобы такому дозволить это) в пищу, то ведь сказано: "Хлеб
из сынов Аарона будет есть это — установление вечное для поколений ваших от огнепалимых жертв Господу; все коснувшееся их
все коснувшееся их.... Малые святыни или непосвященное, коснувшиеся этого (хлебного приношения) и вобравшие в себя от него [Сифра; Звахим 97 б]. (Раши)
будет свято
будет свято (будет посвященным). Уподобится ему (хлебному приношению): если оно непригодно, они станут непригодными; если же оно пригодно, их должно есть при тех же строгих условиях, что и хлебное приношение (т. е. едят на святом месте и только мужчины). (Раши)
. [Сончино]
каждый мужчина Даже тот, кто не может принимать участие в служении в Храме из-за физического недостатка (см. Ваикра, гл. 21).
таков вечный закон Иврит: хок. Это слово обычно употребляется в значении "закон, смысл которого непонятен". Однако в данном случае оно имеет значение "закон, определяющий долю каждого".
все, что соприкоснется Так же, как ритуальная нечистота может распространяться, передаваясь от предмета к предмету, от человека к предмету или к другому человеку, так и свойство святости обладает способностью распространяться. Любая пища, которая соприкоснется с жертвами, получает статус святости, и на нее распространяются все те законы, которые относятся к кодашим калим и кодшей кодашим (см. Ваикра, 2:3). (Сончино)
[*] Перевод Ф. Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим"