Показать все комментарии |
Глава 9
Третий день
24. И вышел огонь от Господа, и испепелил на жертвеннике всесожжение и туки; и узрел весь народ, и возликовали
и возликовали. Как в Таргуме: (и восхвалили они Превечного). (Раши)
они, и пали они на свои лица. [Сончино]
и вышел огонь Части жертв, которые продолжали лежать на жертвеннике, были неожиданно сожжены Божественным огнем в знак того, что жертва принята благосклонно (ср. Млахим И, 18:38).
возликовал он Раздались возгласы радости и зазвучали праздничные песни.
и пал ниц В знак преклонения пред Всевышним и подчинения Его воле (ср. Брейшит, 24:26,52). (Сончино)
Глава 10
1. И взяли сыны Аарона, Надав и Авиу, каждый свою угольнику, и положили на них огонь, и возложили на него курение; и поднесли они пред Господом чужой огонь, чего Он не велел им. [Сончино]
Надав и Авиhу Два старших сына Аhарона. Мишкан, при строительстве которого весь народ испытал духовный подъем и радость, стал источником благословения, благодаря восстановленной связи народа с Творцом, которая стала гораздо менее явной после греха золотого тельца. Огонь, опустившийся с небес, свидетельствовал о том, что самоотверженный труд людей, направленный на создание такого "жилища Всевышнего", которое позволило бы Божественному Присутствию постоянно пребывать в среде еврейского народа, и чистота помыслов, с которыми были принесены жертвы, были угодны Всевышнему. Но неожиданно для всех момент настоящей радости и ликования омрачился смертью двух выдающихся людей того поколения: Надава и Авиhу. Эта трагедия раскрыла для народа еще одну особенность Мишкана: пребывание в этом месте, где с особой силой раскрывается Божественное Присутствие, требует от человека величайшей степени ответственности.
каждый свой совок В котором переносили горящие угли для того, чтобы внести их в Святое помещение Мишкана и, положив на золотой жертвенник, высыпать на них воскурения.
огонь чуждый Надав и Авиhу не взяли угли, оставшиеся от тех дров, которые лежали под жертвами и сгорели от спустившегося с небес огня, а разожгли на верхней площадке жертвенника другой костер и набрали из него в свои совки горящие угли. Они ошиблись и поступили неправильно, потому что действовали по собственному разумению и не обратились за разъяснением к Моше. В их действиях выразилось пренебрежение к тому чуду, которое Всевышний по великой любви сделал для Своего народа. Они как бы придали своим собственным усилиям, затраченным на разведение огня, большую значимость и увидели в них большую святость, чем в огне, спустившемся с небес. И даже если они не намеревались представить дар Всевышнего как нечто второстепенное по сравнению с делом их собственных рук, в глазах всего народа, с трепетом смотревшего на них, это выглядело именно так. Только суровое наказание Надава и Авиhу могло спасти народ от распространения ложного представления о том, что дело рук человека является определяющим, а дарованное Всевышним - следствием приложенных человеком усилий. Мидраш обращает внимание на то, что сразу же за рассказом о смерти Надава и Авиhу Тора говорит о запрете коhенам служить в Храме, если они пили вино или другие опьяняющие напитки. Из этого делается вывод, что преступление Надава и Авиhу состояло именно в этом: они вошли в Мишкан, выпив вино. Но мидраш часто не допускает буквального понимания: трудно предположить, что праведные люди, какими были Надав и Авиhу, могли находиться в состоянии опьянения в день начала служения в Мишкане. Скорее всего, мидраш указывает на то, что сыновья Аhарона руководствовались в большей степени чувствами, чем разумом и, будучи возбуждены от радости и необычности всего произошедшего, не смогли поступить правильно. В соответствии с другим мнением, также приведенным в мидраше, преступление Надава и Авиhу состояло в том, что они не захотели обратиться ни к Моше, ни к Аhарону и сами решили, как должна быть исполнена эта заповедь. Они считали, что могут лучше руководить народом, чем Моше и Аhарон. (Сончино)
2. И вышел огонь
и вышел огонь. Раби Элиэзер говорит: "Сыны Аарона погибли потому, что вынесли hалахическое решение в присутствии своего учителя Моше" [Сифра; Эрувин 63 а]. (Они вынесли решение об огне, который следует возложить на жертвенник. Их решение не было ошибочным, ибо – как указывает Раши в комментарии к 1,7– Моше было повелено возложить на жертвенник огонь земного происхождения. Однако их грех состоял в том, что они приняли решение в присутствии Моше, как бы вместо своего учителя. Поэтому сказано: "огонь, чего Он не велел им", но повелел Моше.) Раби Ишмаэль говорит: "Опьяненные вином вошли в Святилище (и поэтому погибли) ". Ты убеждаешься (в этом), т. к. после их смерти Он предупредил остальных, чтобы не входили в Святилище опьяненные вином. Притча (гласит): У царя был доверенный слуга и т. д., как находим в Ваикра раба: (однажды царь сурово покарал его, но никто не знал причины немилости. Когда же царь взял себе другого слугу, он предостерег его и дал ему определенные наставления. Из этого поняли, чем провинился первый слуга). (Раши)
от Господа, и испепелил их, и умерли они пред Господом. [Сончино]
и пожрал их Мудрецы объясняют, что только души Надава и Авиhу были поражены, а тела их остались целыми. Огонь вышел из святилища, как две тонкие нити, вошел в них через ноздри и поразил их изнутри. (Сончино)
3. И сказал Моше Аарону: Это (есть то), что говорил
это (есть то), что говорил.... А где Он говорил это? "И дам встретить Меня там сынам Исраэля, и освятится славой Моей" [Имена 29,43]. Читай не "славой Моей", а "славными, прославленными Моими" [3вaxuм 115 б]. Моше сказал Аарону: "Аарон, брат мой! Я знал, что Дом освятится близкими Вездесущему, и полагал, (что будет это) либо через меня, либо через тебя. Теперь же я вижу, что они (погибшие сыновья) превосходят меня и тебя!" [Сифра]. (Раши)
Господь так: Через близких Мне
близкими Мне (через близких Мне). Избранными Мною. (Раши)
освящусь и пред всем народом чтим буду
и пред всем народом чтим (почитаем) буду. Когда Святой, благословен Он, творит суд над праведными, пред Ним трепещут, Его превозносят и прославляют. Но если так (происходит, когда Он судит праведных), то тем более в случае нечестивых (когда Он карает их). И так же (в том же смысле) сказано: "Грозен Ты,
. И безмолвствовал Аарон
и безмолвствовал Аарон. Он был вознагражден за это молчание. А какое вознаграждение он получил? То, что к нему одному было обращено речение (Превечного), ему одному был изречен раздел об опьяненных вином [10, 9-11] [3вахим 115 б; Ваикра раба 12]. (Раши)
. [Сончино]
и сказал Моше Для того, чтобы помочь Аhарону понять то, что произошло.
вот о чем Эти слова не встречаются нигде в Торе, но аналогичная идея излагается в книге Шмот (19:22 и 29:1-44), когда говорится об обязанности коhенов служить в Храме.
в приближающихся ко Мне буду Я свят Принцип Торы отличается от практики, которая распространена во многих обществах и согласно которой человек, занимающий высокое положение или обладающий способностями и талантами, может пренебрегать морально-нравственным законом. Тора раскрывает, что чем более велик человек, чем более высокую должность он занимает, тем выше требования, которые к нему предъявляет Всевышний. Тот проступок, который будет считаться незначительным для обычного человека, для праведника может стать серьезнейшим преступлением, за которое полагается суровое наказание (Ш. -Р. hирш). "Всевышний спрашивает с праведников за все проступки, даже за такие, что не толще волоска" (Талмуд).
и перед всем народом прославлюсь Когда Всевышний показывает, насколько строго Он относится к праведникам, народ отстраняется от грехов и с уважением относится к коhенам, которые, исполняя службу в Храме, должны полностью посвятить себя ей, чтобы их помыслы были всегда чисты, а действия - предельно точны.
и умолк Аhарон Аhарон не знал, что ответить Моше, и смирился с приговором, который Всевышний вынес его сыновьям. (Ср. Теhилим, 39:10: "Онемел я, не раскрою я уст моих, ибо Ты сделал это".) (Сончино)
4. И призвал Моше Мишаэля и Элцафана, сынов Узиэля, дяди Аарона
дяди Аарона. Узиэль был братом Амрама, как сказано: "И сыны Кеhата (Амрам... и Узиэль) " [Имена 6, 18]. (Раши)
, и сказал им: Подступите, вынесите ваших братьев
вынесите ваших братьев.... Как один говорит другому "Унеси тело, (лежащее) перед невестой (букв от лица невесты), чтобы не омрачать радости". (Раши)
из (букв.: от лица) Святилища за пределы стана. [Сончино]
Мишаэля и Эльцафана Сыновей Узиэля, дяди Аhарона. Они не были коhенами, т. к. только Аhарон и его потомки были избраны для исполнения службы в Мишкане. Если бы Аhарон и его сыновья Эльазар и Итамар прикоснулись к мертвым телам, то они стали бы ритуально нечистыми и не смогли бы продолжать служение в Храме.
братьев ваших Родственников.
из святилища за стан Для того, чтобы их похоронить. (Сончино)
5. И подступили они, и вынесли их в их платьях
в их платьях. (В платьях, которые на) умерших (платья-кутнот носили только священнослужители, но не левиты, и, следовательно, здесь не имеются в виду одежды сынов Узиэля, левитов). Это учит, что сгорели не их одежды, но души (т. е. ни одежды, ни тела от огня не пострадали): огонь наподобие двух нитей проник в их ноздри (и испепелил их изнутри) [Сифра; Санhедрин 52 а]. (Раши)
за пределы стана, — как повелел Моше. [Сончино]
в рубахах их См. комм. к Шмот, 28:39. (Сончино)
6. И сказал Моше Аарону, и Эльазару и Итамару, его сынам: Головных (волос) ваших не отпускайте
אל תפרעו. (Означает:) не отпускайте, не давайте отрасти волосам (см. В пустыне 6, 5) [Сифра]. Отсюда (из того, что здесь запрещено отращивать волосы, следует), что скорбящему запрещено стричься. (Понимать следует так Скорбящему запрещено стричь волосы) вы же не омрачайте радости Вездесущего (обнаруживая признаки скорби) [Моэд катан 14 б]. (Раши)
и одежд ваших не разрывайте, чтобы вам не умереть
чтобы вам не умереть. Следовательно, если сделаете это, умрете [Сифра]. (Раши)
(и чтобы не) разгневался Он на всю общину. А ваши братья, весь дом Исраэля
а ваши братья, весь дом Исраэля. Отсюда (следует), что всем надлежит скорбеть, когда бедствие (постигает) мудрецов Торы [Моэд катан 28 б]. (Раши)
, оплакивать будут сожженное, что спалил Господь. [Сончино]
одежд ваших не разрывайте Разрывание одежд - знак траура (см. Брейшит, 37:29, 44:13).
дабы не умерли вы Из-за того, что вы оскверните святыню, оказавшись в состоянии ритуальной нечистоты.
и не прогневался Он Смысл этого повеления таков: "Если коhены проявят признаки печали и горя, это окажет влияние на весь народ. Люди будут роптать на Всевышнего за то, что Он омрачил праздник, а это вызовет Его гнев". (Сончино)
7. И от входа в шатерсобрания не отходите, чтобы вы не умерли; ибо елей помазания Господнего на вас. И поступили они по слову Моше. [Сончино]
не отходите Букв. "не выходите". Ср. Ваикра, 8:33, 21:12. (Сончино)
8. И говорил Господь Аарону так: 9. Вина и пьянящего
вина и пьянящего. Вина до опьянения им (т. е. здесь второе слово поясняет и уточняет первое) [Сифра; Kpuтoт 13 б]. (Раши)
не пей ни ты, ни твои сыновья с тобою при входе вашем в шатер собрания
при входе вашем в шатер собрания. Я (нахожу здесь запрет) только относительно "вашего входа" в Святилище. Но из чего (следует, что это относится также к) их приближению к (внешнему) жертвеннику? Здесь сказано о входе в шатер собрания и (также) сказано о входе в шатер собрания в связи с освящением (т. е. омовением) рук и ног [Имена 30, 20]. Подобно тому, как там подход к жертвеннику приравнивается ко входу в шатер собрания (сказано: "когда им входить в шатер собрания... или подходить к жертвеннику"), так и здесь подход к жертвеннику приравнивается ко входу в шатер собрания [Сифра]. (Раши)
, чтобы вы не умерли, — закон вечный для поколений ваших. [Сончино]
вина и хмельного не пей Как было сказано выше, мудрецы связывают произошедшее с Надавом и Авиhу с запретом коhенам пить вино и другие опьяняющие напитки перед служением в Мишкане.
когда входите в Шатер откровения Вино - дар Всевышнего. От коhенов не требуется устраняться от него, за исключением того времени, когда они заняты исполнением своих обязанностей в Мишкане. (Сончино)
10. И чтобы различать
чтобы различать. Чтобы вы могли отличить святое служение (действительное) от несвятого (т. е. недействительного). Из этого видишь, что если кто-либо совершил служение (в состоянии опьянения), его служение недействительно [Сифра; Звaxuм 17 б]. (Раши)
между святым и неосвященным и между нечистым и чистым, [Сончино]
чтобы могли вы отличить Коhены должны решать важнейшие вопросы, связанные с судьбой народа. "Они ошибаются в восприятии видения, они ошибаются, когда судят", - так упрекает Всевышний коhенов устами пророка Йешаяhу.
священное от несвященного В данном случае это выражение нужно понимать как распространяющееся не только на то, что связано со служением, но и на то, с чем человек сталкивается в жизни. Задача коhена - научить сынов Израиля различать между будничным и святым, между светом и тьмой, между чистым и нечистым, между правильным и неправильным (см. Дварим, 24:8). (Сончино)
11. И учить
и учить (наставлять). Это учит, что опьяневшему запрещено наставлять (выносить решения в том, что касается Закона). Быть может, он подлежит за такое смертной каре? Поэтому сказано: " (не пей) ни ты, ни твои сыновья с тобою... чтобы вы не умерли" - священнослужители, совершающие служение (в состоянии опьянения, подлежат) смертной каре; но мудрецы, выносящие решение (в таком состоянии), смертной каре не подлежат [Сифра]. (Раши)
сынов Исраэля всем законам, которые изрек вам Господь через Моше. [Сончино]
и научить Эта обязанность коhенов сформулирована пророком: "Ибо уста коhена должны хранить знание, и следует искать закон в его устах, ибо он - посланник Бога" (Малахи, 2:7). (Сончино)
[*] Перевод Ф. Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим"