Показать все комментарии |
Глава 19
Третий день
23. И когда вступите вы на землю и посадите всякое дерево плодовое, то необрезанными считайте
недозволенными (необрезанными) считайте. Считайте это закрытым: (для вас) это будет закрыто и недоступно, чтобы никакой пользы от него не получать. (Раши)
его плоды. Три года будут дня вас необрезанными
три года будут для вас необрезанными (недозволенными). А от чего ведется счет (этим трем годам)? От посадки (дерева). Быть может, если хранить (плод все это время), то по истечении трех лет он будет дозволенным? Поэтому сказано "будет" - в первоначальном своем состоянии (не изменит своих свойств и останется запретным). (Раши)
, не должно их есть. [Сончино]
необрезанными Дерево в течение первых трех лет после его посадки или пересадки сравнивается с ребенком в его первые семь дней жизни, когда он еще не обрезан. Плодами первых трех лет запрещено пользоваться. Как у новорожденного до обрезания преобладает материальное начало и высокий уровень души сообщается ему только в момент обрезания, так и в первых плодах преобладает материальная сила земли. (Сончино)
24. А в четвертом году будут все его плоды святыней
будут все его плоды святыней. Как вторая десятина, о которой сказано: "И всякая десятина с земли,... святыня Господу" [27,30]. Подобно тому, как вторую десятину не едят вне стен Йерушалаима без выкупа, так и это (плоды четвертого года). И это является восхвалением Господу, ибо (плоды четвертого года человек) доставляет туда (в Йерушалаим), чтобы прославлять и восхвалять Небеса [Брахот 35а]. (Раши)
хвалы Господу. 25. А в пятом году ешьте его плоды; чтобы умножить для вас его урожай
чтобы умножить для вас его урожай. Эта заповедь, которую вы будете соблюдать, умножит для вас его урожай; ибо благодаря этому (т. е. благодаря исполнению заповеди) Я благословлю для вас плоды насаждений. Раби Акива разъяснял: "Тора говорит (это) против дурного побуждения, чтобы человек не сказал. "Вот четыре года я утруждаю себя этим напрасно". Поэтому сказано: "умножить для вас его урожай" [Сифра]. (Раши)
. Я Господь
Я Господь. Я есть Господь, Который дает обещание о том (что соблюдение воли Моей принесет благословение вашему урожаю), и верен Я в исполнении обещанного Мною. (Раши)
, Б-г ваш. [Сончино]
умножатся Всевышний дает особое благословение тем, кто соблюдает Его закон. (Сончино)
26. Не ешьте при крови
не ешьте при крови. В трактате Санhедрин [63а] дается несколько толкований. (Это рассматривается как) запрет есть мясо жертвенных животных до кропления кровью и как запрет есть (мясо) непосвященного животного прежде, чем жизнь покинет его, и есть еще много (других толкований). (Раши)
. Не гадайте
не гадайте (по приметам). Подобно тем, кто гадает по (крику) ласки или (щебету) птиц [Сифра; Санhедрин 65 а]; или (видит примету в том, что) хлеб выпал у него изо рта, олень перебежал ему дорогу [Санhедрин 66 а]. (Раши)
и не исчисляйте времен
и не исчисляйте времен. Связано по значению со словом עונות, времена и поры. (В виду имеется тот) кто говорит: "В такой-то день хорошо начинать работу; в такой-то час плохо отправляться в путь". (Раши)
. [Сончино]
с кровью Они зарезали животное, набирали кровь в сосуд и ели мясо животного, усевшись вокруг этого сосуда сего кровью. По их мнению, во всех подобных случаях духи приходят для того, чтобы разделить с ними трапезу и напиться крови. Они верили, что в такие моменты можно установить братские и дружеские отношения с духами (Рамбам).
не гадайте Сынам Израиля запрещено, ориентируясь на какие-либо приметы, предсказывать будущие события, удачу или неудачу в делах, определять судьбу. Тот, кто возвращается обратно, увидев, что животное перебежало ему дорогу, нарушает прямой запрет Торы. Запрещено также объявлять один день счастливым, а другой - несчастливым. Подобные гадания приучают человека к мысли, что все зависит от случайных событий, которые можно предотвратить или, наоборот, помочь им осуществиться и приблизить их. Гадающий забывает о том, что все в руках Всевышнего и любое событие связано с духовным состоянием человека. Не то, что кошка перебежала дорогу, определяет удачу или неудачу, а молитва, раскаяние в дурных делах и помощь ближним, попавшим в трудное положение.
и не ворожите Букв. "не гадайте по облакам". Как запрещено гадать по признакам на земле, так запрещено гадать и по признакам на небе: облакам, небесным светилам и звездам. (Сончино)
27. Не закругляйте углов ваших волос головных
не стригите кругом (не закругляйте) углов ваших волос головных. (Означает) стричь виски в уровень (с волосами) за ухом и на лбу, так что край волос со всех сторон образует круг, ибо за ушами корни волос (расположены) намного выше, чем на висках. (Раши)
, и не повреди края твоей бороды
края твоей бороды. Конец бороды и ее стороны, всего пять (углов:) по два на каждой щеке, сверху у (височной части) головы, где она широкая и имеет два угла, и один (угол) внизу на подбородке [Шевуот 3а; Сифра; Макот 20а] (Раши)
. [Сончино]
краев волос вокруг головы Тора запрещает сбривать волосы под самый корень на висках: в тех местах, где соединяются две черепные кости. (Сончино)
28. И надрезов по умершему
и надрезов по умершему. У эмореев (язычников) существовал обычай делать надрезы на теле, когда умирал кто-либо из них. (Раши)
не делайте на теле вашем, и надписи наколотой
и надписи наколотой. Надпись начертанная и внедренная (в тело), которую невозможно стереть, потому что она наколота иглой и всегда остается черной. קעקע по смыслу связано с והוקע и на кол повесь их [В пустыне 25,4]; והוקענום, и на кол повесим их [II Шмyэль 21,6]. В землю вбивают кол и вешают их на нем, а (кол) вбит, вонзен в землю, pourpoint на французском языке. (Раши)
не делайте на себе. Я Господь. [Сончино]
царапин по умершим не делайте См. комм. к Дварим, 14:1. У многих народов принято в знак траура по умершему делать на теле и на лице надрезы и глубокие царапины. Законы траура, которые устанавливает Тора, не допускают никаких телесных повреждений, в основе этих законов лежит вера в воскрешение мертвых. Человек должен всегда верить, что наступит время, когда само понятие смерти исчезнет из мира.
и наколотой надписи Татуировка. Надписи и изображения, сделанные чернилами, которые в результате проколов иглой кожи впитались в подкожный покров, были распространенным украшением, которыми идолопоклонники покрывали тело, посвящая себя божествам или ища их покровительства и защиты. Тора запрещает наносить татуировку на тело даже в том случае, если это делается во имя Всевышнего. Тело человека считается совершенным и не требующим никаких украшений. После исполнения на восьмой день после рождения заповеди обрезания, данной Творцом, тело человека больше не требует никаких изменений или дополнений. (Сончино)
29. Не оскверни дочери твоей, попуская ее на блуд
не оскверни дочери твоей, попуская ее на блуд. (Сказано о таком) который отдает свою незамужнюю дочь для совокупления без вступления в брак [Сифра; Санhедрин 76а]. (Раши)
, чтобы не блудодействовала земля
чтобы не блудодействовала земля. Если ты поступишь так, то земля поступит блудно со своими плодами, чтобы принести их в другом месте, а не на вашей земле. И так же сказано: " (И осквернила ты землю блудом твоим и твоим злом); и задержаны были дожди... " [Ирмеяhу 3, 2-3] (и земля не давала плодов своих). (Раши)
и (не) наполнилась земля развратом. [Сончино]
не оскверняй дочери твоей Иврит: аль техалель. Букв. "не делай будничной". Тора запрещает отдавать дочь замуж не по закону, не заключив брак по всем правилам. Этот запрет относится также и к женщине: она не имеет права жить в доме мужчины без заключения брака (Сифра). Брак называется кидушин ("посвящение"). И несмотря на то, что простой смысл слова заключается в том, что женщина посвящается мужу, этот термин, введенный мудрецами Торы, указывает на то, что заключение брака по закону привносит святость в отношения между мужчиной и женщиной. Недопустимо, чтобы семья создавалась без привнесения элемента святости, это приведет к потере святости всего народа.
страна Т. е. население страны. См. Ваикра, 18:25.
не извратилась Лишение семейных отношений святости - первый шаг к разрушению морали и нравственности всего общества. (Сончино)
30. Субботы Мои соблюдайте, и Святыни Моей страшитесь
и Святыни Моей страшитесь. Чтобы (никто туда) не входил со своим посохом и в обуви своей, и с кошелем своим, и с прахом на своих ногах (все это выражает непочтение к месту) [Сифра; Бpaxoт 54а; Йевамот 6 б]. И хотя Я предупреждаю вас относительно Святилища, "субботы Мои соблюдайте" - возведение Святилища не отстраняет субботу (т. е. даже ради этого субботу нарушить нельзя) [Сифра]. (Раши)
. Я Господь. [Сончино]
субботы Мои соблюдайте и святилище Мое чтите Это предостережение предшествует запретам следовать обычаям народов, поклоняющихся идолам. Соблюдение субботы и служение в Храме являются гарантией того, что народ останется верным Всевышнему и не опустится до идолопоклонства. (Сончино)
31. Не обращайтесь к некромантии
не обращайтесь к некромантии. Запрет (относится) к некроманту и к магу (т. е. запрещается заниматься этим). אוב בעל – то же, что פיתום, говорящий из-под руки своей (в толковании к трактату Санhедрин 65б Раши объясняет, что это оракул, который держит под рукой мертвое тело и говорит из-под своей руки, т. е. создается впечатление, будто говорит мертвец). А ידעוני кладет себе в рот кость животного, которое называется ידוע, и кость говорит [Санhедрин 65 б]. (Раши)
и магии, не ищите
не ищите (не пытайтесь). Заниматься этим, ибо, занимаясь этим, вы оскверните себя предо Мною, и Я буду гнушаться вас. (Раши)
оскверниться этим. Я Господь, Б-г ваш
Я Господь,
. [Сончино]
к вызывающим мертвых Культ умерших был одним из самых распространенных во всем мире. Умершим приносили жертвы, в их честь воскуряли благовония, разговаривали с их душами. Обращение к умершим с молитвой запрещено законом Торы, и нет необходимости говорить о том, что принесение даров душам умерших рассматривается как прямое нарушение запрета идолопоклонства.
не ищите оскверниться ими Колдовство всегда связано с тем, что в Торе считается ритуально нечистым: колдуны собирают кости людей, сжигают кости животных, набирают кровь и т. п. Поэтому запрет приобретать ритуальную нечистоту следует непосредственно за запретом колдовства. (Сончино)
32. Пред сединой вставай
пред сединой вставай. Быть может, (в виду имеется также) состарившийся грешник? Поэтому сказано "старца", а старцем (называется) лишь тот, кто обрел мудрость [Кидушин 32 б]. (Слово "закен" рассматривается как аббревиатура "зе кана хохма", этот обрел мудрость.) (Раши)
и почитай старца
и почитай старца. В чем заключается это почитание? Не садиться на его место, и не говорить вместо него, и не противоречить ему. Быть может, закрыть глаза (делая вид, что) не заметил его? Поэтому сказано "и бойся
, и бойся Б-га твоего. Я Господь. [Сончино]
перед сединой вставай Человек, проживший долгую жизнь, соблюдая законы Торы, требует уважения, независимо от того, является он мудрецом Торы или нет. Заповедь уважения к мудрецам Торы - отдельное повеление и не зависит от возраста мудреца.
и уважай старца Мудрецы Талмуда говорят: закен - зэ шекана хохма ("старец - это тот, кто приобрел мудрость"). Это изречение основывается на том, что слово закен ("старец") как бы состоит из двух слов: зе кана ("этот приобрел"). В этом мудрецы видят намек на то, что особое уважение, о котором говорит данная заповедь Торы, следует проявлять только к тем, кто отличается большими познаниями в Торе. Даже если человек молод, но является мудрецом Торы, необходимо относиться к нему с подчеркнутым уважением.
и бойся Всесильного твоего См. комм. к стиху 14. Всевышний не только видит все действия человека, но и знает, что происходит в его сердце. Исполнение заповедей уважения к отцу и матери, соблюдения субботы, трепета перед Храмом, устранения от идолопоклонства и разврата, уважения к мудрецам Торы должно быть искренним. (Сончино)
[*] Перевод Ф. Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим"