Показать все комментарии |
Глава 18
Шестой день
6. Никакой человек ни к кому близкому по плоти не приближайтесь
не приближайтесь. (Имеет целью) предостеречь как женщину, так и мужчину, поэтому сказано во множественном числе. (Раши)
, чтобы открыть наготу. Я Господь
Я Господь. Верный в воздаянии. (Раши)
. [Сончино]
никто ни к кому... наготу Никто не имеет права нарушать запрет вступать в интимные отношения с близкими родственниками. Ни высокое положение, ни особые обстоятельства не могут стать причиной, позволяющей сделать исключение в каком-то конкретном случае или оправдать в суде человека, нарушившего этот закон. См. стихи 7-18.
Многие из перечисленных в этой главе запрещенных браков признавались и были распространенным явлением в античном мире, в Римской империи, а также в странах средневековой Европы, не говоря уже о Ближнем Востоке и Северной Африке. В Египте, например, брак с сестрой был распространенным явлением, особенно в семьях царской династии. Греки признавали брак с сестрой со стороны отца или матери, а у персов был узаконенным явлением брак с матерью, сестрой и дочерью, более того, персы считали такой брак наиболее желательным и угодным божествам. Подобные обычаи и законы были распространены в античном мире не у диких племен, а среди народов, которые считаются цивилизованными и культура которых легла в основу культуры и искусства современного мира. Говоря о законах, приведенных в этой главе, невозможно переоценить то влияние, которое они оказали на весь мир после того, как многие народы познакомились с основными идеями и принципами Торы.
ни к кому из единокровных Букв. "к куску плоти своей". В определенном смысле каждый ближайший родственник рассматривается как неотъемлемая часть того человека, о котором идет речь.
чтобы открыть наготу Запрет интимных отношений. Запрет вступления в брак не рассматривается непосредственно, так как брак со всеми перечисленными ниже родственниками не является действительным. (Сончино)
7. Наготы отца твоего
наготы отца твоего. Это (относится) к жене отца (к матери или к мачехе). Или, быть может, (понимать следует) в прямом смысле? Здесь сказано "наготы отца твоего" и сказано ниже " (и если ляжет с женой своего отца) наготу отца своего открыл" [20,11]. Подобно тому, как там (относится к) жене отца, так и здесь (относится) к жене отца [Санhедрин 54 а]. (Раши)
и наготы матери твоей
и наготы матери твоей. (Имеет целью) включить (в общее правило) мать (человека), которая не является женой его отца. (Раши)
не открой; твоя мать она, не открой ее наготы. [Сончино]
отца... матери Имеются в виду интимные отношения с матерью в том случае, когда она является свободной женщиной в результате развода или смерти отца. В противном случае действует более общий закон запрета на интимные отношения с замужней женщиной. (Сончино)
8. Наготы жены отца твоего
наготы жены отца твоего. Также после смерти (отца). (Раши)
не открой; нагота твоего отца она. [Сончино]
жены отца твоего Имеется в виду тот случай, когда жена отца не является матерью. Тора предполагает, что брак делает супругов единым целым, поэтому даже после развода или смерти отца, когда его жена становится свободной женщиной, его сын не может заключить с ней брак или вступить в интимные отношения. Среди восточных народов существовал обычай, дающий право наследнику, претендующему на престол, стать царем в том случае, если он возьмет в жены вдову отца (речь идет не о матери). В глазах подданных такой брак делал сына непосредственным преемником отца. (Сончино)
9. Наготы сестры твоей, дочери отца твоего
дочери отца твоего. Сюда входит также дочь (рожденная женщиной, которую его отец) насиловал. (Раши)
или дочери твоей матери, рожденной в доме или рожденной вне (дома)
рожденной в доме или рожденной вне (дома). (Рожденная женщиной, имеющей право находиться в доме в качестве жены, или рожденная женщиной, не имеющей права находиться в доме в качестве жены. Независимо от того) говорят ли твоему отцу: "Содержи ее мать (как жену) " или же ему говорят: "Отошли ее мать", например, (если та) незаконнорожденная (родилась от связи, запрещенной Торой и наказуемой искоренением) или дочь женщины из гивоним (связь с которой запрещена и карается телесным наказанием) [Йевамот 23а]. (Раши)
, не открой наготы их. [Сончино]
рожденной в доме Сводная сестра по отцу или матери. См. Ваикра, 20:17.
или рожденной вне его Сестра по отцу или матери, рожденная без заключения брака (Ибн Эзра). (Сончино)
10. Наготы дочери сына твоего
наготы дочери сына твоего
наготы дочери сына твоего. И тем более (это относится) к "дочери твоей" (от женщины насилованной; это заключение от легкого к тяжелому). Но так как запрет не выводится из логического заключения, его выводят в трактате Йевамот [3а] по аналогии (т. е. основываясь на аналогичных выражениях в этом стихе и в стихе 17). (Раши)
. Писание говорит о дочери от (женщины) им насилованной (и так же, когда речь идет о "дочери сына", в виду имеется сын от такой женщины. Что касается запрета связи с) дочерью и дочерью дочери его жены, выводим из "наготы жены и дочери ее" [18,17], о чем сказано: "не открой" - будь она от него или от другого мужчины (см. Раши к 18,17) [Йевамот 22 б]. (Раши)
или дочери твоей дочери, не открой их наготы, ибо твоя нагота они. [Сончино]
дочери сына твоего При первом прочтении некоторые стихи представляются излишними. Однако при внимательном анализе становится понятным, что ни один из запретов не повторяется дважды.
Запрет брака или интимных отношений с дочерью не приводится явно, так как он с очевидностью вытекает из запрета интимных отношений с дочерью сына.
ибо твоя нагота она Ближайшие родственники подобны части тела самого человека. (Сончино)
11. Наготы дочери жены твоего отца
наготы дочери жены твоего отца. Учит, что человек не подлежит наказанию (искоренением за связь) со своей сестрой (рожденной от его отца) рабыней или чужеземкой. Поэтому (вместо "твоя сестра") сказано "дочь жены твоего отца" - (женщины), с которой брак возможен (тем самым исключаются рабыня и чужеземка) [Йевамот 22 б]. (Раши)
, рожденной от отца твоего, сестра твоя она, не открой ее наготы. [Сончино]
дочери жены отца Брак с дочерью жены отца считается, с точки зрения законов Торы, разрешенным для народов мира, но не для евреев. Одна из причин, по которой Тора отдельно описывает запрет жениться на сестре со стороны отца и отдельно - запрет жениться на сестре со стороны матери, а не ограничивается наиболее общим термином "сестра", заключается именно в том, что Тора акцентирует внимание на требовании закона, обязательном для сынов Израиля, которое не выдвигается по отношению к другим народам. (Сончино)
12. Наготы сестры отца твоего не открой; (по плоти) близка твоему отцу она. [Сончино]
сестры отца твоего Этот запрет также был новым для сынов Израиля. Соблюдая Тору в Египте как традицию предков, они не были обязаны придерживаться этого запрета. Однако практически такие браки не заключались. (Сончино)
13. Наготы сестры матери твоей не открой; ибо (по плоти) близка матери твоей она. 14. Наготы брата отца твоего не открой
наготы брата отца твоего не открой. Что (подразумевается под) его наготой? - "К его жене не приближайся". (Раши)
, к жене его не приближайся, тетя твоя она. [Сончино]
брата отца твоего Брак с женой брата отца запрещен после развода или смерти брата. Брак с женой брата матери также запрещен (см. стих 8). (Сончино)
15. Наготы невестки твоей не открой; жена сына твоего
жена сына твоего. Говорю (о женщине) с которой твой сын связан супружески. (Тем самым) исключаются и насилованная, и рабыня (кенаанейская), и чужеземка [Сифра]. (Раши)
она, не открой ее наготы. [Сончино]
невестки твоей Запрет жениться на жене сына после его развода с ней или его смерти. Этот запрет не перестает действовать даже в том случае, если женщина выйдет замуж за кого-нибудь другого и вторично разведется. (Сончино)
16. Наготы жены брата твоего не открой; нагота брата твоего она. [Сончино]
жены брата твоего Особый закон о левиратном браке, приводимый в книге Дварим (25:5), определяет исключение из этого общего правила. Если брат умирает, не оставив детей, старший из братьев должен жениться на его вдове. Если он не желает жениться на ней или она не хочет выходить за него замуж, должна быть произведена особая процедура, которая освободит женщину от этой обязанности и позволит ей выйти замуж за любого человека. (Сончино)
17. Наготы жены и дочери ее
наготы жены и дочери ее. Писание запрещает это, если (связь осуществляется) посредством законного брака с первой (с женщиной или с ее дочерью). Поэтому сказано: "не бери", что означает "брать в жены". И так же в связи с наказанием (сказано:) "И если возьмет жену и мать ее... (на огне сожгут его и их) " [20, 14] - означает "брать в жены". Однако, если человек насиловал женщину, он может жениться на ее дочери [Йевамот 79 а]. (Раши)
не открой; дочь ее сына и дочь ее дочери не бери, чтобы открыть ее наготу; (по плоти) близки они
שארה הנה. (Означает:) они близки друг другу (связаны кровным родством). (Раши)
; (злой) умысел
זמה. (Означает: дурной) умысел. Согласно Таргуму, замысел греховный. Ибо дурное побуждение толкает тебя на грех. (Раши)
это. [Сончино]
разврат это Если человек состоял в интимных отношениях с женщиной, то запрет вступать в интимные отношения с ее дочерью не перестает действовать и после смерти матери. (Сончино)
18. И жены к сестре ее
к сестре ее. Двоих одновременно. (Раши)
не бери соперничать
соперничать. Связано со словом צרה, соперница. (Не бери жены к ее сестре) делая одну соперницей другой. (Раши)
, чтобы открыть ее наготу при ней (первой), при жизни ее
при жизни ее. Учит тебя, что если он дал (жене) развод, не вправе жениться на ее сестре до тех пор, пока она (первая жена) жива [Йевамот 8 б]. (Раши)
. [Сончино]
не бери в соперницы Любовь сестер перерастет в соперничество, а затем - в ненависть.
при ее жизни Даже если человек развелся с женой, он не может жениться на ее сестре. Это возможно только в случае смерти его жены. Мудрецы положительно относились к такому браку, считая, что никто кроме сестры умершей женщины не сможет лучше заботиться о сиротах, оставшихся без матери. (Сончино)
19. И к жене в отлучении по нечистоте ее не приближайся, чтобы открыть ее наготу. [Сончино]
в нечистоте ее После каждого выделения крови женщина должна пройти определенную процедуру очищения, которая заключается в погружении в воды миквэ. Все то время, пока женщина не погрузилась в воды миквэ, она считается ритуально нечистой и интимные отношения с ней запрещены. Ниже (Ваикра, 25:24) этот запрет описывается вместе с законами ритуальной нечистоты (см. также Ваикра, 20:18). Этот закон является основой святости семейной жизни. Он требует большой ответственности как от мужчины, так и от женщины не только перед самими собой, но и перед своим потомством. Мудрецы установили целый ряд ограничений, которые направлены на то, чтобы отдалить человека от преступления. Одним из этих ограничительных правил является обязанность отсчитывать семь "чистых" дней и только после этого погружаться в воды миквэ. (О понятии миквэ см. комм. к Ваикра, 11:36.) Этот закон ни в коем случае не призван унизить женщину, напротив, он формирует уважительное отношение к ней. Соблюдение всех деталей этого закона на протяжении многих поколений положительно отразилось как на традиции семейных отношений, так и на физическом здоровье членов семьи. Смысл этой заповеди гораздо глубже, чем гигиена и забота о здоровье; с другой стороны, ни одна из заповедей Торы не вредит физическому состоянию человека, а напротив, благотворно сказывается на нем. Запрет интимных отношений с нидой не является исключением. Многие ученые свидетельствуют о том, что целый ряд тяжелых заболеваний редко встречается в общинах, соблюдающих законы чистоты семейной жизни. Так, например, на протяжении нескольких лет производился статистический эксперимент в нью-йоркской больнице "Гора Синай". Было обследовано 80. 000 еврейских женщин, соблюдающих законы чистоты семейной жизни, и обнаружено, что число случаев заболеваний раком в этой группе в пятнадцать раз меньше, чем у нееврейских женщин того же социального статуса и материального положения. При этом раковые заболевания среди мужчин-евреев оказались еще более редким явлением по сравнению с соответствующей группой мужчин-неевреев. "Закон Моше оказался удивительным примером вдохновенной мудрости и предвидения, которые сегодня способны дать прозрение людям еще в большей степени, чем тысячи или сотни лет назад. Дисциплина и самоограничение являются, пожалуй, наиболее важными уроками для современного мира" (Ф. И. Фриментл, председатель Международной конференции по вопросам раковых заболеваний, Лондон, июль 1928 г.) .
В настоящее время для евреев, желающих соблюдать закон Торы, существует доступная и авторитетная литература на всех распространенных языках. (Сончино)
20. И с женою ближнего твоего не ложись с (излиянием) семени, чистоты лишаясь через нее. [Сончино]
с женой ближнего твоего Этот запрет входит в Десять заповедей. Почти все запреты в Торе повторяются дважды: один раз для того, чтобы дать описание самого запрета, а второй - для того, чтобы определить наказание. Прелюбодеяние наказывается смертной казнью (см. комм. к Ваикра, 20:10). (Сончино)
21. И из потомков твоих не дай
не дай. Это (относится) к передаче (ребенка) служителям идола. (Раши)
проводить Молеху
Молеху. Это идол, чье имя Молех. А служение ему заключается в следующем: (отец) передает ребенка служителям идола; они раскладывают два больших костра и велят ребенку пройти меж двух костров [Санhедрин 24а]. (Раши)
, и не оскверни имени Б-га твоего. Я Господь. [Сончино]
не давай проводить Здесь Тора впервые упоминает об ужасной практике принесения в жертву детей, которая была распространена среди многих языческих народов, населявших Кнаан и соседние страны. Этот запрет неслучайно приводится в данном месте Торы: он как бы завершает описание запрета на вступление в брак и интимные отношения с ближайшими родственниками, потому что среди народов, поклонявшихся идолам, семейные отношения часто воспринимались как служение божествам, в особенности Баалу и Астарте. Соответственно, дети считались посвященными и принадлежащими тем или иным божествам. Многие из описанных запрещенных отношений рассматривались идолопоклонниками как угодные их божествам.
и не оскверни Еврей, поклоняющийся идолам, оскверняет имя Всевышнего. Если идолопоклонство других народов можно отнести за счет их духовной грубости и неспособности понять, что только Творец может дать благо человеку, так как их предки давно избрали путь идолопоклонства и, забыв о Всевышнем, утратили истину, то сыны Израиля связаны союзом с Богом и их служение идолам является прямым отрицанием того, что Всевышний дает благо человеку, и явным предпочтением жестокости добру. (Сончино)
[*] Перевод Ф. Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим"