Показать все комментарии |
Глава 16
Третий день
25. А тук очистительной жертвы
а тук очистительной жертвы. (Воскуряемые) части тельца и козла (хотя сказано "очистительной жертвы" в единственном числе). (Раши)
воскурит на жертвеннике
воскурит на жертвеннике. На жертвеннике наружном, так как о внутреннем жертвеннике написано: "не возносите на нем чужого курения, ни всесожжения, ни хлебного приношения" [Имена 30,9]. (Раши)
. 26. И отсылающий козла к Азазелу омоет свои одежды и омоет тело свое водою, и затем войдет в стан. [Сончино]
должен вымыть одежды свои Хотя козел не является источником ритуальной нечистоты, закон Торы повелевает человеку погрузиться в воды миквэ и погрузить в них одежды, так как отсылаемый козел несет на себе все грехи народа. (Сончино)
27. А тельца очистительной жертвы, чья кровь внесена
чья кровь внесена. В Святилище и в Святая Святых. (Раши)
, чтобы искупить в Святилище, вынесет за пределы стана, и сожгут на огне их кожу, и их мясо, и их помет. 28. И сжигающий их омоет одежды свои и омоет тело свое водою, а затем войдет в стан. 29. И будет вам установлением вечным: в седьмом месяце, в десятый день месяца укрощайте ваши души и никакой работы не делайте, уроженец и пришелец, проживающий среди вас. [Сончино]
и да будет это Эти слова относятся ко всему тому, что описывается ниже. Всевышний не дарует очищение от грехов в качестве награды за выполнение первосвященником всех предписанных для этого дня действий, связанных с жертвоприношениями. Люди, стоящие во дворе Храма или в другом месте, где бы они ни находились, также играют важную роль: благодаря их духовным усилиям, раскаянию и стремлению приблизиться ко Всевышнему даруется прощение всему народу.
в седьмой месяц Ср. Ваикра, 23:27.
смиряйте души свои В этом стихе раскрывается цель поста. Причиной любого греха является чрезмерная погруженность человека в материальный мир. Стремление получать удовольствия порождает тягу к материальным объектам, которые доставляют человеку наслаждение; стремление властвовать над другими и стремление к богатству также говорят о стремлении к материальному. Человек забывает о духовной составляющей жизни, начинает мыслить, оперируя одними лишь простыми категориями. Пост в Йом-Кипур не является выражением траура и скорби, его цель - помочь человеку осознать, что он может побороть стремление к материальному даже в том, что жизненно ему необходимо: пища и питье. В этот день каждый должен почувствовать, что духовное может господствовать над материальными устремлениями человека. Отказ от пищи и питья должен сопровождаться глубоким раскаянием в том, что в прошлом человек далеко не всегда находился на достаточной высоте и часто шел на поводу у своих материальных устремлений, хотя и мог бы преодолеть свою тягу к тому, от чего следовало устраниться, ибо его принадлежность к высокодуховному народу позволяла преодолеть все дурные желания. Пост теряет всякий смысл, если он не сопровождается раскаянием, желанием ограничить материальные устремления и раскрыть духовный потенциал. В молитве содержится напоминание об этом: "Тфила, тшува и цдака [молитва, раскаяние и милость] отменяют суровый приговор [принятый на Небесах] ". Только это может изменить человека и весь мир к лучшему. "Оставит нечистивый путь свой и человек несправедливый - помыслы свои, и возвратится к Богу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он много прощает" (Йешаяhу, 55:7).
ни пришелец, живущий среди вас Человек, присоединившийся к еврейскому народу, поверив в единство Всевышнего, приняв на себя обязательство соблюдать все законы Торы и пройдя необходимые процедуры. (Сончино)
30. Ибо в этот день совершит искупление над вами, чтобы чистыми сделать вас; от всех ваших грехов пред Господом чисты будете. [Сончино]
в этот день Этот день настолько отличается от всех остальных, что в Талмуде и талмудической литературе его принято называть йома - "этот день" (арам.) . См. Шмот, 34:4, Ваикра, 23:27.
искупя вас для очищения вашего Иврит: йехапер алейхем. В этом стихе продолжается описание обязанностей, распространяющихся на весь народ в Йом-Кипур. Раби Акива считает, что Тора описывает не действие, совершаемое первосвященником, а результат напряженной духовной работы всего народа: Всевышний прощает грехи и устраняет их дурные последствия. Устранение грехов Тора называет очищением. Раби Акива говорит: Счастлив Израиль! Пред Кем вы очищаете себя и Кто очищает вас? Ваш Отец, Который на Небесах. Как и сказано у пророка Йехезкеля: "Я окроплю вас водами очищающими и вы будете чистыми" [Йехезкель, 36:25]. Высказывание раби Акивы указывает на то, что возможностью простить грех и устранить его дурные последствия обладает только Творец, но для того, чтобы получить прощение и уничтожить все то дурное, что повлечет за собой совершение преступления в будущем, необходимо стремиться к раскаянию и проявить желание избавиться от всего плохого. Если народ Израиля очищается пред Всевышним, то Он уничтожает их грехи, и именно это называется очищением и образно описывается как окропление водой, используемой для снятия ритуальной нечистоты, возникающей при прикосновении к телу умершего человека. "Квинтэссенция философии монотеизма сконцентрирована в этом восклицании раби Акивы" (Герман Коэн).
ото всех грехов ваших Подчеркивается, что Всевышний очищает в этот день ото всех грехов, т. е. не только от грехов, совершенных по ошибке, но даже и от злодейских поступков, совершенных с полным осознанием преступности данного действия. Раскаяние обладает силой превратить в глазах Всевышнего умышленные преступления в ошибку. Мудрецы Талмуда сформулировали этот принцип так: "Неизмерима сила раскаяния, ибо злодейские преступления превращаются благодаря ей в ошибки". Иными словами, раскаяние в содеянном указывает на то, что совершенное ранее преступление во многом является результатом незнания и непонимания важности нарушенного запрета. По прошествии времени человек осмыслил закон Торы и совершенное им действие и пришел к выводу, что ему не следовало нарушать этот запрет. Если бы он тогда знал и понимал все, что он знает и понимает теперь, он ни в коем случае не стал бы делать того, что сделал в прошлом. Указание на этот принцип содержится в книге Бемидбар (15:26): "И будет прощено всему обществу сынов Израиля и пришельцу, живущему среди них, потому что весь народ сделал это по ошибке". Этот стих Торы повторяют несколько раз перед вечерней молитвой и фактически им открывается все служение в Йом-Кипур.
пред Богом Ибо только у Всевышнего есть сила простить грех и устранить последствия совершенного преступления. В этом стихе Торы подчеркивается, что искупаются все грехи пред Всевышним. Это послужило основанием для вывода, который сделал раби Эльазар бен Азарья: "Йом-Кипур очищает человека от преступлений, совершенных им против Всевышнего, но не очищает от преступлений, совершенных человеком против другого человека, до тех пор, пока обидчик не испросит прощения, не успокоит обиженного и не исправит ту несправедливость, которую он допустил по отношению к нему [не возместит нанесенный убыток в соответствии с тем, как этого требует закон] ". В исповеди, многократно произносимой на протяжении Йом-Кипура, упоминается большое число преступлений, которые один человек совершает по отношению к другому. Особенно подчеркиваются грехи, совершаемые "языком": сплетни и очернение имени человека. Мудрецы, составившие текст исповеди, хотели подчеркнуть важность осознания в этот день не только преступлений по отношению ко Всевышнему, но и преступлений, совершенных по отношению к ближнему. (Сончино)
31. Суббота прекращения трудов это для вас, и укрощайте ваши души, - установление вечное. [Сончино]
это суббота покоя для вас В Йом-Кипур запрещено производить все те работы, которые запрещено выполнять в субботу. Этот запрет действует на протяжении всего дня и не снимается в тот момент, когда первосвященник заканчивает приносить жертвы. То же самое относится и к посту: пост продолжается до окончания дня, даже если первосвященник закончил служение еще до захода солнца. (Сончино)
32. И совершит искупление священнослужитель, которого помажет
и совершит искупление священнослужитель, которого помажет.... Такое искупление в День Искупления действительно (лишь в том случае, если оно совершено) первосвященником. Во всем разделе говорится об Аароне, поэтому необходимо было сказать, что всякий первосвященник после него будет как он (совершать искупление в День Искупления) [Сифра]. (Раши)
и которого уполномочит
и которого уполномочит. (Из сказанного "священнослужитель, которого помажет") мне известно лишь, что касается помазанного елеем помазания (т. е. лишь такой может совершить искупление). Откуда (мне известно, что это верно также в случае первосвященника, который от простого священнослужителя отличается) большим числом одеяний (но помазан он не был)? Поэтому сказано: "и которого уполномочит... ". Такими (т. е. отличенными только числом одеяний) были все первосвященники (времен) Йошияhу и далее, так как при его жизни был сокрыт сосуд с елеем помазания [ hОрайот 12а]. (Раши)
совершать служение вместо его отца
совершать священнослужение вместо его отца. Учит, что, если сын (первосвященника способен) занять его место, он имеет преимущественное право перед всяким (другим) человеком [Сифра]. (Раши)
, и облачится он в одеяния льняные, одеяния из священного. 33. И искупит святое Святилища, и шатер собрания и жертвенник искупит, и над священнослужителями и над всем народом обвести искупление совершит. 34. И будет это для вас установлением вечным: искупление совершить над сынами Исраэля от всех грехов один раз в году. И сделал он, как повелел
и сделал он, как повелел.... Когда наступил День Искупления, (Аарон) исполнил (все) в этом порядке. Это сказано в похвалу Аарону: он не облачался в них (в одеяния), чтобы возвеличить себя, но только в исполнение Царского указа. (Раши)
Господь Моше.
[Сончино]
вечным установлением Закон, обязывающий поститься и раскаиваться в Йом-Кипур, должен соблюдаться даже в то время, когда нет возможности приносить жертвы. Жертвоприношения являются лишь действием, выражающим единение еврейского народа и его устремленность ко Всевышнему в молитве и раскаянии. Поэтому жертвоприношения не имеют значения без поста, напряженной молитвы и раскаяния всего народа. Раскаяние и молитва не утрачивают своего смысла и значения даже в те периоды, когда не приносятся жертвы. "В наше время, когда нет Храма и жертвенника, который мог бы искупить наши грехи, раскаяние не утратило своей силы. Раскаяние искупает все грехи" (Рамбам). Мудрецы Талмуда говорят, что во времена Машиаха некоторые праздники частично утратят свое значение. Однако Йом-Кипур и Пурим будут соблюдаться во все времена. Так же, как душа еврейского народа является вечной, вечным будет день ее очищения и приближения ко Всевышнему (см. также Ваикра, 23:27-32). (Сончино)
[*] Перевод Ф. Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим"