Показать все комментарии |
Глава 18
Четвертый день
6. И если придет левит
и если придет левит. Быть может, Писание говорит о сыне Леви в обычном смысле (т. е. в виду имеется левит, но не священнослужитель)? Поэтому сказано: "будет служить", тем самым исключаются левиты, которые не предназначены для служения (принесения жертв в Храме) [Сифре]. (Раши)
от одних из твоих врат из всего Исраэля, где он проживает, и придет он по всякому желанию души своей
и придет он по всякому желанию души своей... и будет служить. Учит, что священнослужитель может прийти и принести свои доброхотные или обязательные жертвы даже в смену, к которой он не принадлежит [Бава кама 109 б]. Другое объяснение: это учит также относительно священнослужителей, пришедших в праздник восхождения, что они могут совершать жертвоприношения со сменой и совершать служения при жертвоприношениях в связи с праздником - как, например, при добавочных праздничных жертвах - хотя это не их смена [Сифре; Сука 55 б]. (Раши)
на место, которое изберет Господь; [Сончино]
и если придет левит Изложенные ниже законы о равноправии служителей Храма относятся как к левитам, так и к коhенам. Коhены в данном случае также названы левитами, т. к. они представляют собой одно из семейств колена Леви. Только небольшая часть левитов и коhенов будет жить в Иерусалиме, а большинство из них будет разбросано среди разных колен. Как и все остальное население страны, левиты и коhены будут представлять собой в достаточной степени обособленную группу, однако, в отличие от представителей других колен, они не будут владеть земельными наделами (см. Шофтим, 17:7-9 и гл. 19; Шмуэль I, 2:36). Ни одному из левитов или коhенов, достигшему возраста служения и посвященному для исполнения работ в Храме, нельзя отказать в желании воспользоваться своими привилегиями. Ему должна быть предоставлена возможность исполнения работ, возложенных на колено Леви в соответствии с общим порядком, установленным в Храме. (Сончино)
7. И будет служить во имя Господа,
равными долями будут пользоваться (питаться). Учит, что они (священнослужители, пришедшие в Йерушалаим в праздник восхождения, но не в свою смену) участвуют в разделе кож (огнепалимых жертв, приносимых в праздник) и мяса козлов очистительных жертв (приносимых в праздник). Быть может, (это верно также применительно к) приносимому вне связи с праздником восхождения, например, к постоянным всесожжениям и добавочным субботним жертвам, обетованным и доброхотным жертвам? Поэтому сказано "кроме проданного отцами" - кроме того, что продали (друг другу) отцы во дни Давида и Шмуэля, когда были установлены (двадцать четыре) смены, и они продали друг другу (т. е. как бы составили деловой договор:) "Бери ты свою неделю, а я возьму мою неделю" (т. е. все положенное священнослужителям в эту неделю). (Раши)
, кроме проданного (друг другу) отцами. [Сончино]
долями равными пусть питаются При распределении жертв, трумы или десятин, отделенных от урожая, должен соблюдаться принцип равноправия. Необходимо следить за тем, чтобы не создалась ситуация, когда один из левитов или коhенов богатеет, в то время как остальные начинают беднеть.
сверх выручки его от продажи наследственного имущества Коhенам и левитам были выделены небольшие участки вокруг городов, отведенных им для проживания (Ваикра, 25:33). Если у кого-либо из колена Леви появлялся дополнительный доход от земельного надела, полученного им при распределении участков, его братья не имели права сказать ему: "Ты хорошо обеспечен и потому не имеешь права получать свою долю от десятой части урожая, отделяемой сынами Израиля".
Современные историки и писатели редко удостаивают своим вниманием коhенов. Гораздо чаще они стремятся воссоздать образ пророка и подчеркнуть его роль в современном ему обществе и его влияние на ход истории. "Религия отличается от любой умственной или физической деятельности человека тем, что она предполагает глубокие переживания. Центральная линия жизненного пути человека, посвятившего себя служению Богу, проходит не через область взаимоотношений людей, а через область взаимоотношений человека и Творца. Социальные аспекты не занимают в жизни пророка много места, а личные переживания становятся основой всего его существования" (Кюнен). Но несмотря на многочисленные отличительные признаки, коhена и пророка многое объединяет. Коhен никогда не смотрит на своего ближнего как на некоторое социальное существо. Для него главным при общении являются радость и переживания, прошлое ближнего и его надежды на будущее. Весь свой внутренний мир коhен стремится поставить на службу Всевышнему, чтобы через личные ощущения научиться воспринимать Его непосредственное повсеместное присутствие (Шехтер).
Роль коhена в обществе заключалась в том, что он был хранителем духовных достижений прошлого и должен был передать следующим поколениям то, что трудно выразить словами. Как кормилец семьи ежедневно дает каждому ее члену полагающуюся ему порцию хлеба, так коhены наделяли людей той долей духовной энергии, которая была необходима им, чтобы продолжать жить и не превратить свое пребывание на земле в бездуховное и бездумное существование. Попытки представить коhена человеком, который принес в жертву внешнему ритуалу свои глубокие внутренние переживания, - не что иное, как ненаучная фантастика. Нельзя отрицать, что пророк Малахи с горечью и гневом передает слова Всевышнего, обращенные к коhенам, утратившим живое чувство близости к Творцу и исполняющим свою работу формально, лишь потому, что так они привыкли делать, и потому, что так поступали их отцы и деды. Однако не следует забывать, что этот упрек обращен к коhенам, жившим в конце эпохи Второго Храма, который и был разрушен Всевышним в наказание за утрату внутреннего смысла Торы и глубоких пластов переживаний, связанных с исполнением заповедей. Именно потому так гневно говорит Малахи, что формальное служение до его времени никогда не было нормой, так же как и непонимание значения каждой жертвы и ее внутреннего глубинного смысла. Тут же Малахи рисует образ идеального служителя Храма и того духовного уровня, которого должен достичь каждый коhен, чтобы исполняемая им работа была угодна Всевышнему: "И узнаете, что Я послал вам заповедь эту, [ибо на этом условии] союз Мой [заключил] Я с Леви, - [так] говорит Бог воинств, - союз жизни и мира, и Я дал их ему, [а также] благоговение пред Собой, чтобы Меня он боялся и пред именем Моим трепетал, [чтобы] учение истины [было] в устах его, а неправды не произносили уста его [никогда, чтобы] в мире и в справедливости ходил он со Мной и многих [людей] отвращал от греха, ибо уста священнослужителя [служат] сохранности знания, и учение Торы [все] жаждут [услышать] из них, ибо он - посланник Бога воинств!" (Малахи, 2:4-7). (См. примечания, помещенные в конце этой главы.) (Сончино)
9. Когда придешь на землю, которую Господь,
не учись делать. Но ты можешь учиться понимать и наставлять, то есть понимать, насколько порочны их поступки, и наставлять твоих сынов: "Не делай такого, ибо это закон язычников" [Сифре; Санhедрин 68 а]. (Раши)
подобного мерзостям тех племен. [Сончино]
Определению места пророка в обществе сынов Израиля предшествует введение строгих запретов заниматься гаданием, колдовством или вызыванием духов (см. Ваикра, 19:26,31). Тора, зная природу людей, исходит из того, что естественное желание человека - знать будущее и стремиться понять Божественную Волю. "Народ Израиля был в древнем мире единственной общностью людей, которая полностью отбросила все старые методы определения будущего и выяснения желания божеств" (Уэлч). Каналом, соединяющим сынов Израиля с духовным миром, стал пророк. Об этом говорится в Бемидбар, 23:23: "Ибо нет ворожбы против Яакова и колдовства против Израиля; в свое время рассказано будет Яакову и Израилю о том, что совершал Всесильный".
Все правители древности сталкивались с проблемой оракулов, гадателей, волхвов и т. п. Обычай обращаться к подобным людям прочно вошел в жизнь, и его практически невозможно искоренить. Иногда по указанию подобных "провидцев" и "выразителей воли богов" совершались страшные преступления. Не нужно думать, что для современного мира подобные явления - далекое прошлое. Можно убедиться в том, насколько ужасны обычаи мистических культов, познакомившись с гадателями у негров Гаити (Харпер). (Сончино)
10. Да не найдется у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь
проводящий сына своего или дочь свою через огонь. Таково служение Молеху: раскладывает костры с одной и с другой стороны (т. е. один против другого) и проводит его между ними [Санhедрин 64 б]. (Раши)
, занимающийся волхованием
занимающийся волхованием. Кто такой волхв? Тот, кто берет свой посох и говорит: "Идти мне или не идти?" И об этом сказано: "Мой народ свое дерево вопрошает, и посох его говорит ему" [hОшеа 4, 12] [Сифре] (Раши)
, кудесник
кудесник. Раби Акива говорит: "Это определяющие времена (עונות), которые говорят: "Такая-то пора хороша для начала (дела) ". А мудрецы говорят: "Это ловко вызывающие обман зрения" (здесь מעונן рассматривается как производное от עין, глаз) (Раши)
, и толкователь примет
и толкователь примет. (Толкующий то, что) хлеб выпал у него изо рта, олень перебежал ему дорогу, посох выпал из его руки (см. Раши к И воззвал 19, 26) [Сифре; Санhедрин 65 б]. (Раши)
, и ведун; [Сончино]
кто проводил бы Принесение человеческих жертв являлось неотъемлемой частью поклонения Молоху.
кудесника Иврит: косем. Человек, совершающий действия с предметами и гадающий при их помощи.
волхва Иврит: меонен. Букв. "гадающий по облакам". Человек, предсказывающий будущее, основываясь на явлениях окружающей природы.
и гадателя Иврит: менахеш. Человек, выбирающий не зависящее от него случайное событие, которое может произойти в ближайшем будущем, и ожидающий, произойдет ли оно в действительности. Его цель - узнать по выбранному им признаку и условию, произойдет или не произойдет в более далеком будущем то событие, которое его интересует.
и колдуна Иврит: мехашеф. Человек, способный оказывать воздействие на элементы природы и на людей за счет своих сверхъестественных сил. Он пользуется своими способностями для достижения собственных целей и часто для определения того, что должно произойти в будущем. (Сончино)
11. И заклинатель
и заклинатель. Кто собирает змей или скорпионов или других животных в одном месте. (Раши)
, и вопрошающий духов
вопрошающий духов. Это ведовство, называемое "питом"; и говорит он из-под своей руки, поднимая мертвое тело себе под руку (т. е. создавая впечатление, что говорит мертвец). (Раши)
, и маг
и маг. Кладет себе в рот кость животного, которое называется идоа, и кость говорит при помощи ведовства [Сифре; Санhедрин 65 а]. (Раши)
, и некромант
и некромант. Как, например, поднимающий (мертвеца и кладущий его) на уд или вопрошающий череп [Сифре]. (Раши)
. [Сончино]
и заклинателя Иврит: ховер хавер. Заклинатель животных, чаще всего - змей.
и вызывающего духов Иврит: шоэль ов. Царь Шауль, желая говорить с пророком Шмуэлем в ночь перед решающей битвой у горы Гильбоа (см. Шмуэль I, 28:7), говорит своим слугам: "Сыщите мне женщину, вызывающую духов". Из книги пророка Йешаяhу (8:19) можно понять, что шоэль ов был неким подобием чревовещателя: он был способен сделать так, что его голос, напоминая голос умершего, глухо звучал из-под земли.
и знахаря Иврит: йидъони. Слово образовано от корня яда ("знать"). Традиция разъясняет, что речь идет о человеке, который, положив в рот кость животного или птицы, приводил себя в иступленное состояние и падал на землю. В этот момент из его рта начинал звучать не принадлежащий ему голос, сообщавший то, что должно произойти в будущем.
и вопрошающего мертвых "Иудаизм рассматривает духовную составляющую человека не как некий призрак, а как святой элемент бытия, остающийся всегда чистым. В Танахе не упоминается ни одного случая, чтобы духи совершали действия: помогали людям или наносили им вред. Некромания, т. е. попытка установить контакт с духом, строжайшим образом запрещена, т. к. противоречит общим принципам веры, рассматривающей аспект души, а не духов" (Ф. Адлер). (Сончино)
12. Ибо отвратителен Господу всякий делающий такое
всякий делающий такое (это). Не сказано "делающий все это", но (сказано:) "всякий делающий это" - даже что-либо одно из этого [Сифре, Макот 24 а] (Раши)
, и из-за этих мерзостей Господь,
непорочен будь - с Господом,
. [Сончино]
непорочен будь Иврит: тамим тиhъе. Букв: "цельным будь". Слово тамим может иметь значение "простой, искренний, бесхитростный человек". И тогда это предложение обретет следующий смысл: Не занимайся гаданием, не обращайся к колдунам, положись во всем на Всевышнего, опираясь на простой принцип веры: "Все - в Его руках, и нет ни одной силы природы, которая не зависела бы от Него. Как бы ни проявлялась воля Творца, Он всегда желает блага Своим творениям". Раши приводит похожее объяснение выражения Торы тамим тиhъе: "Иди с Ним в простоте сердечной и надейся на Него. Не заглядывай в будущее и, что бы ни выпало на твою долю, прими все. Если вы будете делать так, вас можно будет назвать Его народом и Его уделом". Стремиться к чистосердечности - одно из главных требований Торы. (Сончино)
[*] Перевод Ф. Гурфинкель. Текст предоставлен "Маханаим"